Латинская пропаганда на Востоке в XVI-XVIII вЕКАХ
Латинская пропаганда в Греко-Восточной Церкви после падения Константинополя не только не ослабла, но еще более усилилась. Рим, пользуясь отсутствием христианской гражданской власти, обрушил католическую пропаганду непосредственно на православные народные массы. Все средства, какие только были в распоряжении пап, в том числе обманы, подкупы, подлоги, насилия разного рода и т.п., были направлены на то, чтобы распространить на православном востоке католицизм.
В конце XV и первой половины XVI веков латинская пропаганда была ещё слаба: папы в это время заняты были борьбой с реформационными стремлениями на Западе и самой Реформацией. Со второй половины XVI века пропаганда начинает усиливаться. Особенной ревностью и настойчивостью в этом отношении отличаются действия папы Григория XIII (1572-1585гг.). Воспользовавшись стремлением греков получить образование в Италии, он в 1577 году основал в Риме коллегиум, специально предназначенный для греческих юношей, а в 1581 году устроил при нем церковь во имя святителя Афанасия для совершения богослужения на греческом языке. Этот коллегиум имел в своем распоряжении богатые средства и поэтому мог предоставить своим воспитанникам бесплатное обучение и содержание, вследствие чего он всегда был полон греками. Так под вывеской благотворительности папа протаскивал католицизм. Правда, от греческих воспитанников не требовалось его принятия, им предоставлялась полная свобода в деле веры, но все воспитание проходило в католическом духе, и как следствие этого, по окончании образования греческие юноши весьма часто оставались православными только по имени, а некоторые открыто становились униатами или католиками. По возвращении на родину они являлись проводниками идей о папской власти.
В 1583 году Григорий направил на Восток организованную иезуитскую миссию, снабженную большими материальными средствами. С разрешения турецкого правительства иезуиты основали (в 1600 году) в Константинополе (в Галате) свой коллегиум, затем как здесь, так и в других местах стали заводить школы, приюты, больницы, странноприимные дома и т.п. В условиях тяжелого турецкого гнета иезуиты выглядели благодетелями христианства.
В то же время они писали сочинения против Греко-Восточной Церкви и в защиту римской, издавали католические катехизисы и распространяли те и другие среди православного населения, не стеснялись даже перепечатывать в Риме православные книги с внесением в них латинских мнений и распространять их по Востоку. Из борцов за православие в конце XVI века особенно замечательны патриархи Константинопольский Иеремия II и Александрий-ский Мелетий Пигас. Они своими поучениями и посланиями старались разоблачить латинскую пропаганду, уберечь от нее свою паству. Патриарх Иеремия II, кроме того, на Константинопольском соборе (1583 г.) отверг новый календарь, так называемый Григорианский по имени папы Григория XIII, распространением которого в Восточной церкви иезуиты пользовались как средством для пропаганды папской власти.
В 20-х годах XVII века ревностным борцом против иезуитов выступил знаменитый Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис. Он хорошо знал все происки иезуитов еще по западнорусской церкви, поэтому по вступлении в 1621 году на патриарший престол стал рассылать пасторские послания, в которых разоблачал их козни, убеждал православных не иметь с ними никакого общения.
Иезуиты, видя положительное воздействие посланий на христиан, дали взятку великому визирю в сумме 20.000 талеров, оклеветали Кирилла в измене и добились, что он в 1623 году был низложен, а за другие 20.000 талеров сослан в заточение. Однако, за Лукариса начал ходатайствовать перед турецким правительством английский посланник по поручению своего короля, который принял живое участие в деле константинопольского патриарха. Кирилл был восстановлен и опять начал борьбу с иезуитами: он по-прежнему писал пастырские послания, говорил проповеди и издавал и распространял книги, направленные против латинских заблуждений и иезуитов. Иезуиты не могли равнодушно смотреть на деятельность Кирилла. Они решили во что бы то ни стало погубить его. В 1638 году в отсутствие султана Мурада IV в Константинополь пришло известие, что казаки овладели Азовом и подступают к Константинополю. Иезуиты успели убедить визиря, что виной всего является этого патриарх, призвавший казаков. Об этом донесли Мураду, который и приказал предать смерти Кирилла. Его схватили, посадили на корабль будто для отправления в ссылку, нс тут же на корабле задушили его и тело бросили в море.
Такой же участи подверглись патриархи Парфен II и Парфен III.
Патриарх Парфен IV (1657-1662 гг.) с успехом боролся с иезуитами. При нем иезуиты привезли из Франции книгу «Щит веры», в которой доказывалась правота Римской церкви, и распространяли ее на Востоке. Парфений разослал грамоты об уничтожении этой книги, и население публично сжигало её на рынках.
На помощь иезуитам в XVII веке папы стали отправлять на Восток в качестве миссионеров монахов других орденов. Папа Адриан VI (в 1622 г.) основал в Риме «Общество распространения католической веры», которое должно было заботиться о подготовке миссионеров и устройстве миссий на православном Востоке.
В XVII-XVIII вв. произошел громадный наплыв в Турецкую империю миссионеров, монахов всевозможных орденов: доминиканцев, францискан-цев, бернардинцев, кармелитов и т.п. Миссионеры основывали на всем пространстве Турецкое империи свои монастыри, школы, открыто ходили с проповедью по городам и селениям, совращая православных раздачой денег, разрешением постов и уверениями, что великая Константинопольская церковь учит так же, как они, и что она находится в единении с Римской церковью.
В начале XVII века такого рода пропаганда латинских миссионеров на востоке, особенно в Антиохии, усилилась до такой степени, что православные пришли в крайнее смущение. Восточные патриархи в 1722 году вынуждены были созвать в Константинополе собор, на котором, разоблачив дух латинской пропаганды, осудили 8 пунктов латинского лжеучения: главенство папы, чистилище, пост в субботу, отвержение младенцев от причащения, крещение через обливание и проч. Соборное определение на греческом и арабском языках было распространено по всему востоку.
Но как эти, так и все последующие усилия латинской пропаганды направлялись к желанной цели. Латинская пропаганда совратила в унию и католичество немало православных епархий. Появились свои униатские архиепископы и даже патриархи.
Совращенные в общей массе православных на протяжении четырех веков составляют небольшое число и притом представляют собой худших, нестойких членов Церкви. Латинские епископии, архиепископии и патриархии на Востоке существуют скорее как колонии католиков, оставшихся там после крестовых походов, или переселившихся в последующие времена, чем для совращенных православных, и притом, большей частью, существуют без нужды, а ради громких титулов, ради фальшивого уверения, что Восточная Церковь подчиняется папе. Таким образом, латинская пропаганда не оказала решающего влияния на Православном Востоке.
Рим и Палестина
Рим вел большую борьбу за обладание святыми местами в Палестине, которая сопровождалась обманами и насилиями. Православные, владея святыми местами, всегда допускали в них всех иноверцев, не исключая и католиков, для поклонения и совершения богослужения. Для этой цели верующие других христианских конфессий имели в храме Воскресения Христова свои малые престолы. Но Риму казалось этого мало, и он осуществлял своего рода аннексию Палестинских святых мест.
Так, в XVI веке, в правление Сулеймана I (1520-1566 гг.) французские монахи, имевшие с XVI века свой монастырь на Сионской горе, отняли у православных обманом великолепный храм Рождества Христова, устроенный над пещерой Рождества Христова в Вифлееме.
В 30-х годах XVII столетия, когда на Востоке появились иезуиты и вели ожесточенную борьбу с Кириллом Лукарисом, латиняне на некоторое время овладели было как храмом Воскресения со святой пещерой (Гробом Господним), так и Голгофой. Они подкупили великого визиря, который убедил султана Мурада IV, что святые места еще Сулейманом отданы латинянам, а не грекам, для чего тот подделал документы. Но Иерусалимский патриарх Феофан отправился в Константинополь и успел при содействии Кирилла Лукариса выхлопотать указ, подтверждающий права православных на святые места. После этого православные вступили во владение не только храмом Воскресения и Голгофой, но и Вифлеемским храмом, захваченным у них латинянами в XVI веке.
Во второй половине XVII века на помощь латинянам выступили Франция и Австрия. После войны с автрийцами, по Карловацкому миру, заключенному при посредстве Франции, турецкое правительство обязалось отдать святые места во владение латинянам. Посланники австрийский и французский настаивали на выполнении обязательства, вследствие чего турецкое правительство несколькими фирманами (в 1691, 1700 и 1706 гг.) предоставило Риму владение святыми местами. Католичество недалеко ушло от магометан: разрушили в храме Воскресения главный престол православных, стоявший перед Гробом Господним, выкинули все украшения их, разрушили в Вифлеемском храме иконостас, устроенный ими, и т.п. Это было самое тяжелое время для православных. Завладев святыми местами, латиняне еще с большим рвением принялись за распространение своего учения. В это время, как упомянуто выше было, латинские монахи способствовали большому волнению среди православного населения в Иерусалимском и Антиохийском патриархатах.
В 1756 году, в день Вербного Воскресения, они произвели нападение на церковь православных в Иерусалиме и ограбили все церковные украшения. Иерусалимский патриарх Парфений обратился с жалобой к султану Осману III. Турецкое правительство, недовольное давлением западных государств, рассмотрело все фирманы, связанные с владением святыми мест, и нашло, что фирманы, данные грекам, древнее, а потому новым фирманом в 1757 году возвратило им прежние права на владение святыми местами, предоставив и католикам соучаствовать в богослужении.
В 1808 году главная иерусалимская святыня – храм Воскресения над гробом Господним сгорел; уцелела только часовня Гроба Господня. Патриархи Иерусалимский Поликарп и Константинопольский Каллиник, при участии влиятельных греков, добились у турецкого правительства гатти-шерифа, по которому им разрешилась реставрация храма. Храм с большим трудом и вопреки противодействию Рима был восстановлен.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 669;