Православным Церквям Востока

 

Русская Православная Церковь всегда поддерживала самое тесное общение со всеми другими Православными Церквями в ду­хе любви и согласия. Особенно тесным было это общение с Церк­вями Востока, когда они оказались под турецким игом. Восточные патриархи иногда сами лично приезжали в Россию для сбора по­жертвований для страждущих своих Церквей, а иногда с этой це­лью присылали своих представителей. При этом своим авторитетом восточные иерархи помогали Русской Церкви в разрешении некоторых цер­ковных затруднений. Русская Церковь часто сама обращалась к Восточным Православным Церквам с разными нуждами и запросами.

В первой половине XVI века приглашенный в Россию Максим Грек много способствовал подъёму просвещения на Руси. В конце XVI века Антиохийокий патриарх Иоаким и Константинопольский патриарх Иеремия II значительно расширили права церковных братств в Западной Руси и ликвидировали церковные беспорядки. Патриарх Иеремия II тогда же в Москве поставил первого русского патриарха Иова. В это время особенно тесными были отношения между Рус­ской Церковью и Александрийской, патриархи которой Мелетий Пигас и Кирилл Лукарис (1602-1620) проявили большую заботу в защите православия в Юго-Западной Руси против натиска латинян. Мелетий Пигас (1586-1601) направил целый ряд посланий православным братствам с обличением унии, а в 1594 году послал в Юго-Западную Русь своего просингела Лукариса, который занял здесь должность ректора Острожского училища. На Брестском со­боре он присутствовал в качестве экзарха Александрийского пат­риарха. Такой же заботой о православии на Руси отличаласъ деятельность преемника Мелетия – Кирилла Лукариса.

В 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном (1607-1644) в Киеве была восстановлена высшая церковная иерархия для Западной Русской Церкви. Тот же Иерусалимский иерарх одоб­рил исправления, внесенные в требник книжными правщиками Ива­ном Наседкой и архимандритом Дионисием. Тогда Феофан поставил в 1619 году патриархом Московским Филарета Романова, отца царя Михаила Феодоровича. Преемники Феофана – Паисий (1644-1661) и Досифей (1669-1707) оказали большую помощь Русской Церкви в учреждении в Москве духовной школы. Патриарх Досифей прислал в Москву ученых монахов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. Восточные патриархи принимали живое участие в исправ­лениях богослужебных книг при патриархе Никоне (1652-1658). Однако приверженцы старины на соборах 1655, 1656 гг. отказа­лись принять нововведения.

В свою очередь Русская Церковь, считая себя в долгу пе­ред Восточными Православными Церквями, всегда щедро помогала материально бедствующим Православным Церквям Востока. В Моск­ву приезжали за помощью патриархи Иерусалимские Феофан (1619) и Паисий (1649), патриарх Антиохийский Макарий (1655). В 1650 году гостем Русской Церкви был патриарх Константинопольский Афанасий, который в 1654 году скончался, был канонизован в 1662 году и почивает в Харьковском кафедральном соборе.

В Синодальный период в XVIII веке эта братская помощь выражалась не только в материальной поддержке восточных пат­риарших кафедр, но и в содействии им в деле поднятия духовно­го просвещения. Особенно большие заботы проявлены Русской Цер­ковью о благосостоянии Церквей Востока в период святительства митрополита Московского Филарета. По его инициативе и его ста­раниям в Москве были открыты подворья Александрийское, Антиохийское и Иерусалимское, которые должны были оказывать мате­риальную поддержку своим Церквям и содействовать тесным свя­зям их с Русской Православной Церковью.

Начало XX века озна­меновано целым рядом событий, свидетельству-ющих о тесном об­щении, существовавшем тогда между Русской и Восточными Пра­вославными Церквами. Из таких событий следует отметить обмен посланиями между Константинопольским патриархом и Священным Синодом в 1902-1904 годах по вопросам, касающимся межцерковных отношений и церковной практики (о мероприятиях к более тесному едине­нию всех православных народов; о средствах сближения с като­личеством и протестантством, об отношении к старокатоликам, об общем церковном календаре и др.). Хотя в виду ряда причин намеченные в посланиях проблемы и не получили желаемого раз­решения, но сам факт совместного обсуждения этих вопросов указывает на стремление обеих Церквей к укреплению общецер­ковного единства. Значительно упрочен был духовный союз меж­ду Русской и Антиохийской Церквами во время приезда в Россию Антиохийского патриарха Григория IV в 1913 году. При посещении Новгорода Восточный патриарх рукоположил тогда ректора Новго­родской семинарии архимандрита Алексия (Симанского), будущего Святейшего Патриарха Московского, в сан епископа.

Помимо указанного, братское общение Русской Церкви с православными Церквами Востока проявилось в самых разнообраз­ных формах повседневной церковной практики: обмен грамотами по поводу разных событий, направление молодых людей в русские духовные школы, материальная помощь и т.д.

Первая мировая война и дальнейшие международные политические конфликты ослабили на некоторое время эти братские связи. Предстоятели некоторых Восточных Церквей неправильно были информированы о положении дел в Советской России и часто попирали канонические права и достоинства Русской Церкви.

Константинопольский патриарх, например, допустил ряд самовольных действий, которые, с одной стороны, вызывали разногласия между Поместными Церквами, а с другой, принижали значение и ранг Русской Церкви. В 1922 году Константинополь­ским патриархом признана действительность англиканской иерархии, а в следующем году приняты решения «об исправлении Юли­анского календаря» (переход на новый стиль), и о «втором бра­ке овдовевших священников и диаконов». В это время последовало распоряжение Константинополь­ского патриарха об обязательном подчинении ему всей православ­ной диаспоры. Константинопольский патриарх даровал затем авто­номию православным епархиям Русской Церкви в Финляндии и Эсто­нии, даровал автокефалию Польской Церкви без согласия Русской Церкви и вообще часто вмешивался во внутренние дела последней.

После второй мировой войны взаимоотношения Русской Церкви с Православным Востоком упрочились присутствием на Поместном соборе Русской Церкви в 1945 году лично двух Восточных пат­риархов (патриарха Александрийского Христофора и Антиохийского Александра III) и двух представителей древнеапостольских патриарших престолов. Вскоре после вступления на патриарший престол Святейший Патриарх Алексий совершил в 1945 году поездку в Святую Землю и по восточным патриархатам. Подобная поездка была повторена Патриархом Алексием в 1960 году. Были посеще­ны святые места Палестины, нанесены визиты всем четырем восточ­ным патриархам. На обратном пути Святейший Патриарх посетил и Элладскую Церковь. Эти поездки имели огромное значение для оживления и укрепления тесных связей между Православными Церк­вами. В 1948 году на торжественном праздновании 500-летнего юбилея автокефалии Русской Церкви, в 1958 году на празднова­нии 40-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви, наконец, в 1963 году на торжественном чествовании 50-летия архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия присут­ствовали главы и представители всего православного мира. В 1978 году многочисленные представители разных Церквей собра­лись в Москве на празднование 60-летия восстановления патри­аршества. Делу укрепления связей братских между Русской Цер­ковью и Православными Церквами Востока много содействуют та­кие мероприятия, как восстановление в 1948 году Русской Духов­ной Миссии в Палестине, открытие подворий – Антиохийского в Москве и Александриского в Одессе, взаимный обмен церковными журналами и другими изданиями.

Русская Православная Церковь имеет свои постоянные представительства в Александрийском и Антиохийском патри­архатах. В Александрийском патриархате к юрисдикции Русской Православной Церкви относится часть русских эмигрантов, при­бывших в Египет в 1919 и 1922 годах. Они образовали небольшие церковно-приходские общины в Александрии и Каире и подчинялись Синоду Русской Зарубежной Церкви. В 1945 году настоятель рус­ского Александро-Невского храма в Александрии, вместе с прихо­дом воссоединился с Матерью-Церковью. В настоящее время при храме в Александрии находится подворье Русской Православной Церкви, возглавленное настоятелем с титулом Патриаршего Эк­зарха. Храм, по данным 1982 года, объединял 100 человек.

В Антиохийском Патриархате Русская Православная Церковь имеет в Бейруте (Ливан) Патриаршее подворье, образованное в 1946 году. Оно состоит из резиденции настоятеля и храма под­ворья. Причт храма окормляет 200 верующих.

В Дамаске (Сирия) находится Представительство Патриар­ха Московского и всея Руси при Патриаршем престоле Антиохийской Церкви, учрежденное в 1958 году. Целью учреждения пред­ставительства было укрепление братского духовного единства и развития связей между двумя Церквами. Представитель Москов­ского Патриархата имеет сан епископа.

Святейший Патриарх Пимен продолжал расширять дело ук­репления братских отношений с Православными Церквами. В 1972 году он посетил Святую Землю, а также Александрийскую и Антиохийскую Церкви. В 1977 году Святейший Патриарх Пимен нанес братский визит патриарху Константинопольскому Димитрию I и имел с ним беседы по общецерковным вопросам.

Наглядным выражением сердечного единения между Помест­ными Церквами служат традиционные взаимные приветствия предстоятелей Церквей в праздники Рождества Христова, Пасхи, а также регулярная переписка по поводу разных событий и вопро­сов церковной жизни.









Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 525;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.