Состояние христианской жизни. Тяжелый политический гнет, граничивший с рабством, не­стабильность злоупотребления в церковной иерархии

 

Тяжелый политический гнет, граничивший с рабством, не­стабильность злоупотребления в церковной иерархии, упадок просвещения, стеснения в совершении богослужения – все это в совокупности привело к тому, что нравственность в среде греков стала ниже, чем во времена существования Византийской империи. Поэтому жизнь большинства греков как христиан во времена Турецкого владычества представляет мрачную картину. В среде простого народа под тяжестью безысходного рабства заметно стал проявляться религиозно-нравственный индифферен­тизм. Индифферентизм одних греков доводил до отступничества от веры, так что они с поразительной легкостью делались му­сульманами или униатами, а других делал холодными и равнодуш­ными в своей вере.

Религиозное равнодушие таких греков про­являлось между прочим в редком посещении храмов, в уклонении от исповеди и святого причащения и т.п. Под влиянием мусульман­ских понятий многие греки утратили христи-анский взгляд на та­инство брака. Некоторые же, не стесняясь, отдавали своих до­черей в турецкие гаремы. Наконец, турецкий закон о прощении хрис-тианину всякого преступления, даже убийство, под услови­ем принятия им мусульманства, повлиял на греков отрицательно – возможность избежать наказания открывала широкую дверь все­возможным преступлениям.

Под влиянием всех этих неблагоприятных условий греки мало-помалу стали забывать евангельские начала нравственности, и тем паче, придер-живаться их в жизни. Напротив, живя среди мусульман и притом в рабском состоянии, они бывали вынуждены приспосабливаться к обычаям и нравственным понятиям своих гос­под – турок, весьма часто воспринимать те или другие из них и руководствоваться ими в своей жизни. Патриархи и епархиальные архиереи не отличались от турецких чиновников, занимались ин­тригами, честолюбие и корыстолюбие сочеталось у них с деспо­тизмом и страстью к роскошной жизни. Афонский монах-писатель Рахомий Русан, в своей беседе «О важности и пользе книг Священного Пи­сания» дает такую характеристику епархиальным архиереям: «Поп­рошайки и раболепы восходят на кафедры и отовсюду собирают день­ги ни на что потребное, не хотят они видеть человека, любящего мудрость, считая это обличением своего невежества, называют таких сумасбродами, беспокойными, малодуш-ными, потому что не подчиняются глупостям их».

Низшее духовенство, грубое и неве­жественное, не понимая своего пастырского призвания, также за­ботилось только о поборах со своих прихожан, обращая доходы от совершения церковных треб и таинств в прямую торговлю. По отзывам путешественников, низшее духовенство поражало своей небрежностью в совершении богослужения и каким-то бессознатель­ным неуважением к святыне. Греки высшего сословия, фанариоты, благодаря своей страсти к интригам, соединенной с забвением всяких нравственных правил, приобрели на Востоке такую же не­завидную славу, какую на Западе иезуиты.

На этом фоне, как лучом света в темном царстве турецко­го владычества, мы восхищаемся благочестивыми патриархами под­вижниками, доблестными ревнителями православия и мучениками за веру. Все эти светлые личности являются перед нами истин­ными христианами, носителями святости, всегда присущей Церкви Христовой на земле. Афонские монастыри, как и в прежние време­на славились, так и теперь славятся своими подвижниками.


Глава XVII








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 592;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.