В эпоху турецкого ига
1. Состояние богослужения
Турецкое иго неблагоприятным образом отразилось на состоянии богослужения в Греко-Восточной Церкви. После падения Византийской империи храмы или были разрушены совсем, ограблены, или наконец, обращены в мечети. Те же случаи разрушения, обращения в мечети и особенно ограбления повторялись и во время турецкого владычества. В то же время турецкое правительство запрещало строить храмы вновь, а разрешало только ремонтировать старые. В местностях с исключительно христианским населением хотя и разрешалось строить новые здания для храмов, но их строительство было соединено с большими затруднениями и расходами. Турецкие чиновники всеми возможными способами препятствовали этому, поэтому их приходилось задабривать подарками.
Таким образом, восточные христиане испытывали стеснения. Прежде всего – в отношении места богослужения. Храмов или было недостаточно, или они по своему устройству не соответствовали своему назначению. Они устраиваются в обыкновенных продолговатых, более или менее больших зданиях, без куполов и крестов, и мало отличаются от жилых домов. Иконостасы очень просты: это – голое дерево без позолоты и без всяких украшений, икон немного, и те – без кивотов. Церковная утварь крайне бедна; священные облачения – шерстяные или ситцевые, и только в редких храмах – шелковые. Сосуды везде почти медные или оловянные без всяких изображений.
Совершение богослужения не обходилось без стеснения турецких чиновников и самих вообще турок, преимущественно в тех местах, где жило смешанное население – христиане и мусульмане. Были запрещены звон в колокола и крестные ходы, погребальные процессии разрешались за особую плату и т.п. Кроме того, часто случалось, что турки без всяких стеснений являлись в христианские храмы во время богослужения и творили беспорядки. В этом случае туркам благоприятствовал старый закон Омара, по которому двери христианских храмов должны были быть открыты и днём и ночью для каждого мусульманина. В некоторых случаях турецкое правительство устраивало прямой надзор за богослужением христиан.
Нужно заметить, что постановка проповедничества в Греко-Восточной Церкви была несколько иной по сравнению с Русской Церковью, что, впрочем, не составляет никакого нарушения древнего богослужебного чина, а именно, в Русской Церкви каждый священник обязан говорить проповеди, а в Греческой же священники, большей частью, проповедей не говорят, а для этого издавна там существуют особые лица, так называемые великие риторы при патриархии и иерокириксы по епархиям. Великий ритор обязан проповедовать в Константинопольской Церкви, а иерокириксы – по епархиям, для чего они переходят с места на место. Проповедничество в Греко-Восточной Церкви имело большое значение, так как было почти единственным средством христианского просвещения масс. Но оставаясь неизменным, чин богослужения по требованию времени и обстоятельств принял некоторые дополнения в виде новых чинопоследований, новых праздников и песнопений. Из чинопоследований в описываемую эпоху вновь составлены два:
а) обряд и чин принятия в Церковь возвращающихся в неё из магометанства и
б) чинопоследование о приеме обращающихся от папской ереси к Кафолической и Православной Церкви. Составление того и другого чина было вызвано обстоятельствами времени. Перешедших в магометанство было очень много, было много случаев и возвращения в Церковь. Что касается новых праздников, то в это время устанавливались дни празднования памяти мужей, причисленных к лику святых. Так, причислены были к лику святых некоторые благочестивые патриархи, подвижники и мученики, и празднованию их памяти посвящены особые дни. Например, память Марка Ефесского положено праздновать 13 января; Нифонта, патриарха Константинопольского – 11 августа, Геннадия и Максима Философа – 17 ноября. Из церковных песнопений в это время составлялись, главным образом, каноны на праздничные дни.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 581;