Русская духовная миссия в Палестине

 

Путешествие в Святую Землю и в святой град Иерусалим издавна было вожделенней целью русского паломника. Весьма скоро после принятия на Руси христианства, благочестивые рус­ские люди стали стремиться попасть в Святую Землю. Несмотря на дальность и трудность пути, волна паломников в страну вос­поминаний, священных для каждого христианина, непрерывно росла и вскоре приняла массовый характер. Это паломничество явилось выражением того тяготения, которое имела Русская Православная Церковь к сближению с Матерью всех Церквей – Церковью Иерусалимской и с другими Восточными Церквами.

Их трудное положение привлекло внимание Русской Церкви к нуждам православия на Востоке, и в 1847 году Святейший Синод решил учредить в Иерусалиме Русскую Духовную Миссию, которая должна была поддержать морально и материально Иерусалимскую Православную Церковь, нейтрализовать влияние католицизма и протестантизма и помогать русским паломникам в Святой Земле. Выполняя эти задачи, Русская Духовная Миссия вела большую духовно-просветительную и благотворительную деятельность: учреждала школы, типографии, библиотеки, приюты и богадельни, строила храмы и странноприимные дома. Начальником Миссии был назначен архимандрит Порфирий (Успенский), незадолго до этого посетивший Православный Восток с научной целью и считавшийся его знатоком. Штат Миссии, вместе с её начальником, состоял из четырех человек: иеромонаха Феофана (Говорова), впослед­ствии епископа и Вышенского затворника, и двух студентов, окончивших Петербургскую семинарию. По прибытии в Иерусалим Русская Духовная Миссия обосновалась в Архангельском монас­тыре и здесь вела свою работу. В результате деятельности Миссии при Иерусалимской Патриархии появилась типография, в которой печатались книги на арабском языке, в Яффе были ор­ганизованы школы для подготовки пастырей из коренного насе­ления. Много было сделано для улучшения условий пребывания в Святой Земле паломников.

Между тем, духовные связи с Востоком продолжали разви­ваться. В Петербурге возник Палестинский комитет, который стал изыскивать средства и руководить организацией материаль­ной базы для русских паломников. В это время по всем храмам России были организованы денежные сборы «на Палестину». Поя­вился солидный и неоскудевающий фонд, который позволил при­обретать в Иерусалиме и в других местах Палестины земельные участки, строить на них странноприимные дома, богадельни и другие учреждения, необходимые для обслуживания огромного числа русских паломников. Кроме того, деятельность Миссии много способствовала возвращению в лоно Православной Церкви арабов-униатов, отторгнутых некогда от Православия латинской пропа­гандой, а также несториан сирохалдейцев.

Наиболее яркие страницы истории Русской Духовной Мис­сии после Крымской войны (1853-1856 гг.) связаны с именем архимандритов Кирилла (Наумова), впоследствии епископа, Ле­онида (Кавелина) и Антонина (Капустина). Епископ Кирилл, будучи начальником Миссии с 1857 года, ока­зал большое содействие в деле обращения в православие униа­тов-сирийцев. При нем в 1860 году началось строительство со­борного храма Святой Троицы на приобретенном «русском под­ворье» и стали воздвигаться другие сооружения для Миссии и обслуживания паломников.

Архимандрит Леонид (Кавелин), возглавлявший Миссию с 1864 по 1868 гг., организовал и материально поддерживал пра­вославную школу для арабов вблизи Иерусалима.

Архимандрит Антонин (Капустин) был назначен начальни­ком Миссии с 11 сентября 1965 года. Ему удалось наладить дру­жественные контакты с Иерусалимской Патриархией и укрепить авторитет и влияние русских представителей в Палестине. Да­ровитый, всесторонне образованный и беззаветно преданный де­лу Церкви, архимандрит Антонин на этом посту развил кипучую деятельность, которая не ослабевала в течение 30 лет его ру­ководства Миссией. Одним из первых и наиболее замечательных приобретений о. Антонина был знаменитый Мамрийский или Авра­амов дуб, близ Хеврона, то место, на котором, согласно сви­детельству Библии, патриарх Авраам оказывал гостеприимство Трем Странникам. 22 мая 1871 года у дуба Мамрийского русским духовенством была отслужена на переносном престоле первая Бо­жественная литургия. Впоследствии это место было благоустрое­но и на нем сооружен храм.

Постепенно, несмотря на препятствия со стороны като­ликов, располагавших в Палестине средствами, о. Антонин ску­пил такие места, как вершина горы Елеонской, Иерихонское под­ворье – место для отдыхающих паломников, посещающих реку Иор­дан. Всего им куплено 13 участков (общая площадь – 425 тысяч м). Тщательно изучая намеченные к приобретению места, о. Антонин производил для них серьёзные, научно поставленные археологи­ческие раскопки. Последние дали богатый материал для библей­ской исторической науки. Нельзя не упомянуть о большой работе о. Антонина по описанию рукописей, хранящихся в библиотеках обителей Синая. С организацией в 1882 году православного Па­лестинского общества дело Русской Духовной Миссии и Святой Земли было значительно облегчено. Появились люди, заинтересован­ные в поддержке и развитии работы Миссии, начали поступать в значительном количестве средства. И рядовое духовенство, и светские люди вступали в члены организованного общества, вно­сили посильную лепту либо деньгами, либо чтением популярных лекций о Святой Земле изданием брошюр и т.д. Палестинское Общество вело большую научную исследовательскую работу. В результате деятельности Русской Духовной Миссии в Палестине, а также православного Палестинского общества в различных пунк­тах Святой Земли появилось много русских сооружений: храмы, подворья, монастыри, странноприимные дома, открыты 103 об­щеобразовательные школы, больницы в Иерусалиме, Хевроне, Назарете) на горе Елеонской, в Яффе и др. местах. Были куплены участок и два дома в Анн Каране, и началось основание женско­го Горненского монастыря. Незадолго до своей кончины архиманд­рит Антонин в духовном завещании передал Синоду все земель­ные имущества и книги своей библиотеки, Миссии – музеи древ­ностей, Эрмитажу – найденный им при раскопках бюст Ирода Ве­ликого, Публичной библиотеке в Петербурге – собрание гречес­ких и готско-славянских рукописей. Он завещал Синоду 23 сво­их больших и малых дневников.

После кончины архимандрита Антонина (§ 1894 г.) деятель­ность Миссии продолжалась до Первой мировой войны. К 1914 году Миссия имела 37 земельных участков, на которых было располо­жено 8 храмов, несколько молитвенных домов, две женских оби­тели, здание для размещения паломников и др.

Во время Первой мировой войны турецкие власти конфис­ковали имущество Миссии и всех русских благотворительных об­ществ, а после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года часть недвижимого имущества Миссии была захвачена раскольни­ческим духовенством, возглавлявшимся так называемым «Карловацким Синодом». Но в 1948 году Русская Православная Церковь получила ту часть своих владений, которая оказалась на тер­ритории государства Израиль. Тогда же, по указу Святейшего Патриарха Алексия I в Палестину выехал первый после 30-лет­него перерыва состав Миссии во главе с архимандритом Леони­дом (Лобачевым). Первое впечатление её сотрудников о состо­янии нашего имущества в Палестине было безрадостным. Военные действия прекратились до прибытия нашей Миссии, но их пос­ледствия в городе еще не были ликвидированы.

Русской Духовной Миссии пришлось немедленно приняться за восстановительную работу. С этого времени под руководством многих её видных начальников начался новый этап жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которая, как и прежде, остаёт­ся для Русской Православной Церкви духовным проводником бла­годати великих христианских святынь Святой Земли, способству­ет единению наших Церквей в духе братства, взаимопонимания и любви. В настоящее время Русская Православная Церковь вла­деет следующими земельными участками и строениями:

в Иерусалиме – собор во имя Святой Троицы, храм святой мученицы Александры, здание Духовной Миссии в местечке Айн-Кирем, Горненский женский мо­настырь с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери;

в г. Яффе – храм апостолов Петра и Павла, могила праведной Тавифы, на горе Кармил – храм пророка Божия Илии, а также зе­мельные участки и здания в Назарете, Кане Галилейской, Тивериаде, Магдане и других местах.

По установившейся доброй традиции клирики и миряне Русской Православной Церкви ежегодно совершают паломничест­во в Святую Землю, пользуясь радушием и любовью Иерусалимской Церкви.








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 536;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.