Архивы древнего Востока
Архивы древних государств Передней Азии. Древнейшее известное истории государство на этой территории - Шумер - оставило много следов своих архивов. Общее количество извлеченных из них клинописных табличек подходит к цифре в полмиллиона. В отдельных из обнаруженных хранилищ найдено в целом виде и во фрагментах по 80, 100 и даже 200 тысяч табличек. Самые древние из них относятся к III тысячелетию до н.э. Остатки архивов были обнаружены во всех известных центрах Шумера: Кише, Лагаше, Уре, Уруке, Умме, Ларсе и других городах. Широкую известность получил архив в городе Лагаше. Этот храмовый архив Ш династии Ура (ХХV век до н.э.) занимал три подземные помещения, сооруженные в разное время. Глиняные таблички, частью в футлярах располагались на широких цоколях вдоль стен и на скамьях посередине. Почти все сохранившиеся там документы относятся к ведению храмового хозяйства и использованию рабочей силы; обнаружено было и несколько текстов религиозного содержания. Хозяйственных вопросов касаются и почти все документы, сохранившиеся в других шумерийских городах. В них идет речь о полевых работах, скотоводстве, работе корабельных, столярных и гончарных мастерских, об операциях с рабочей силой - в общей сложности они отражают ведение крупного храмового и дворцового хозяйства. Некоторые находки позволяют строить предположения и о наличии частновладельческих хозяйственных архивов - отдельные тексты представляют собой страницы из счетоводческих книг купцов-подрядчиков, сотрудничавших с государством, списки товаров, цен, подсчет оборотов и т.п.
Сходную картину представляют собой и менее многочисленные остатки архивов периода гегемонии Аккада (с начала П тысячелетия до н.э.). Наряду с хозяйственными и административными архивами здесь следует отметить очень интересный образец того, что можно назвать архивом-библиотекой. Это хранилище храма в городе Ниппуре, одном из важнейших религиозных центров древнейшего Двуречья. Хранилище состояло из 80 помещений, где находились глиняные таблички. Часть их относится к административно-хозяйственным вопросам, но много и рукописей литературного содержания. Рядом с хранилищем помещалась жреческая школа; при обучении письму и составлению документов использовались материалы архива.
В древней Вавилонии письменное делопроизводство достигло относительно высокого уровня развития. При дворе царя Хаммурапи существовала постоянная канцелярия, в которой трудился целый штат писцов, записывавших указы и повеления царя. Очевидно, в царском дворце имелось и хранилище документов, поступавших на имя царя и дворцовый хозяйственный архив. Однако до сих пор археологам не удалось обнаружить следов архива вавилонских царей. О его составе можно судить по некоторым косвенным данным. Архивы имелись у царских наместников в городах. Так, были найдены остатки архива наместника Хаммурапи в Ларсе-Синдинама. В нем сохранились письма Хаммурапи, касающиеся управления краем, постройки и починки каналов, разбора споров между жителями. Одно из них интересно тем, что дает представление о хранении и использовании частноправовых документов. В нем говорится: "Синдинаму скажи: так говорит Хаммурапи. Имишу купец сообщил мне: "Я дал взаймы господину Синмару 30 кур зерна. У меня хранится табличка. По истечении срока я потребовал, но он не отдал мне зерна". Так он сообщил мне. Рассмотри его табличку и пусть Синмару уплатит проценты и долг купцу".
Храмовые архивы, дошедшие от древней Вавилонии, по составу материалов и по способу их хранения напоминают подобные же архивы аккадского периода. Отсутствие политического архива Хаммурапи отчасти компенсируется сохранившимися остатками дворцового архива его современника царя государства Мари Зимрилима. В нем было найдено 40 тысяч табличек, часть которых представляет собой дипломатическую переписку Зимрилима с Хаммурапи; остальное - хозяйственные документы с вкраплением некоторого числа литературно-религиозных текстов.
Остатки дворцового архива сохранились и в развалинах столицы государства хеттов - города Хаттушаш - обнаруженного в начале XX века при раскопках возле дер. Богазкей в Турции. Более 20 тысяч табличек, извлеченных археологами, представляют собой документы различного содержания: царские письма, судебники, акты о пожаловании земель вельможам, тронные речи царей, завещания, письма жрецов и частных лиц. Среди них немало текстов религиозного и литературного характера; дарение анналы, отрывки эпоса о Гильгамеше, магические Формулы. Таблички хранят признаки определенной обработки - каждая имеет на себе нечто вроде определяющего шифра; сохранились перечни табличек, служившие, по-видимому, как описи.
Древнейшие архивы, обнаруженные в районе восточного побережья Средиземного моря, расположены на территории древнего Угарита (Рас-Шамра) и относятся к середине II тысячелетия до н.э. Один из них - архив-библиотека храма бога Ваала, где хранились административно-хозяйственные документы, переписи, литературные тексты, медицинские записи и др. Второй архив принадлежал царям Угарита.
Об архивах Ассирии наука располагает довольно богатыми сведениями. Остатки царских архивов были обнаружены во всех четырех городах, служивших резиденциями ассирийских владык: Акгнура, Дур-Шаррукине, Ниневии и Кальху. Архив в Ашшуре относится к ХV-ХIII векам до н.э., он содержит донесения царю от военных начальников и других лиц; в нем же был найден древнейший ассирийский судебник. Кроме царского архива, в Ашшуре сохранились остатки архива-библиотеки местного храма. Наиболее известным собранием письменных памятников, обнаруженным на территории древней Ассирии, является знаменитая "библиотека Ашшурбанипала" в древней Ниневии. По содержанию в ней преобладали литературные тексты, сыгравшие важную роль в изучении истории вавилонской и ассирийской культуры и расшифровке клинописного письма. По наряду с литературными текстами в ней были найдены и деловые документы царской канцелярии, что говорит о том, что это не была библиотека в современном понимании этого слова, но хранилище смешанного назначения. Исследователи указывают на очень высокое качество письма и изготовления табличек в этом собрании. Основная их масса - 20 000 хранится сейчас в Британском музее. О внутренней организации "библиотеки Ашшурбанипала" сведений не сохранилось, кроме того, что во главе ее стоял особый начальник, но о некоторых приемах хранения и "обработки" документов говорят отдельные уцелевшие детали: заглавия текстов, помещенные на табличках или глиняных футлярах к ним и имеющиеся на них печати: «Дворец царя царей царя Ассирии". Сохранились и фрагменты перечней табличек.
Архивы в древнем Египте. Переходя к вопросу об архивах древнего Египта, мы, прежде всего, сталкиваемся с фактом, что в этой стране, где письмо возникло столь же давно, если не раньше, ем в Двуречье, где писали очень много и где письменами сплошь покрыты стены храмов и внутренности гробниц, сохранилось, однако, очень мало остатков или следов древних архивов. Причина этому кроется и в непрерывной смене поколений на одних и тех же местах, и в хрупкости египетского материала для письма - кожи и папирусами в бурных военных и социальных потрясениях, какими богата история этой страны. Однако источники позволяют с известной степенью уверенности воспроизвести картину организации архивов Египта. Этому служат, прежде всего, настенные тексты, нередко содержащие ссылки на место хранения и вид подлинников, откуда они взяты, или же описания и изображения чиновников учреждений и хранящихся в них "дел". Важнейшим политическим архивом страны был архив Фараона, помещавшийся в его дворце и содержащий подлинники писем на имя царя, в том числе и от других государей, и иные важные документы; вероятно там же хранились поденные записи официальной жизни фараона, на основе которых составлялись анналы; дворцы фараонов, наряду с храмами, являлись центрами летописания. Возможность судить о характере дворцовых архивов фараонов дает изучение остатков известного Тель-Амариского архива - архива фараона Эхнатона, в его дворце в новой столице Ахет-Атоне, развалины которого были обнаружены раскопками 1885 года. Сохранившаяся часть архива представляет собой преимущественно дипломатическую переписку в виде входящих документов - глиняных табличек с письмами царей Вавилона (8), Митании (4), хеттов, ассириян, правителей Библа, амореев и других. Среди переписки встречаются отрывки переводов из вавилонской микологии. Поскольку сохранилось немного документов - примерно 300 табличек, хранящихся ныне в музеях Берлина, Лондона, Оксфорда, Каира и других городов - можно полагать, что это лишь часть архива, в котором могли храниться и документы иного рода, в том числе, на папирусе. В то же время есть основания думать, что если важнейшие дипломатические письма на имя фараона остались у него во дворце, то текущее делопроизводство дипломатического ведомства откладывались в архивах этого учреждения. В одной из гробниц в окрестностях Фив сохранился цветной барельеф, изображающий чиновника (как полагают, управляющего дипломатической канцелярией) в его служебном помещении, причем на заднем плане видны комнаты, заставленные сундуками, в которых лежат документы.
Крупнейшим архивом по внутреннему управлению страной являлся архив во дворце великого визиря, помимо знаменитых 40 кожаных свитков законов, которые разворачивались перед лицом визиря во время разбора им дел, у него хранились: земельный кадастр и записи пожалований земли, приходно-расходные книги, отчеты правителей номов; в связи с тем, что при дворце визиря утверждались завещания и другие важнейшие частноправовые акты, там же откладывались копии этих документов, а также многочисленные просьбы и жалобы, поступившие от населения, согласно правилам, в письменном виде. По-видимому, двор визиря являлся и одним из центров ведения официальной анналистики. Подобного рода архивы, но в местных масштабах, складывались у правителей номов.
Затем многочисленную и, по-видимому, самую древнюю по происхождению группу архивов древнего Египта составляли храмовые архивы, находившиеся в руках жречества. Это были хранилища смешанного состава, где наряду с хозяйственной документацией по управлению земельными владениями и другими имуществами, принадлежащими храму, хранились административные дела жреческой организации, документы политического характера, в том числе нередко помещаемые в храм на хранение самим фараоном, а также всевозможные культовые, литературные и научные тексты и анналы, то есть то, что позволяет применить и здесь термин "архив-библиотека". Крупнейшими хранилищами такого типа обладали храмы в Карнаке, Луксоре, храм Рамессей в Фивах. По сведениям, передаваемым Диодором, в xpaме Мемнона хранилась библиотека Рамзеса II. Сохранились сведения о библиотеке храма Гора в Эдфу - в том числе отрывок каталога с 37 названиями.
Если же обратиться непосредственно к остаткам храмовых архивов Египта, то здесь придется назвать главным образом архив храма в Кахуне, среди немногих сохранившихся материалов которого - деловые бумаги, письма, завещания, списки жрецов храма и должностных лиц, ведомости о выполнении разных работ и других повинностей в пользу храма, поденные записи, расписки, росписи праздников, образцы писем.
Сохранились в Египте, также в небольшом количестве и следы Фамильных и частных архивов. Самый значительный из них - фамильный архив в Элефантине (относящийся уже к римскому времени); его материалы много дают иллюстрации имущественно-бытовых отношений, в частности отражают момент судебной тяжбы между наследниками.
Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 3656;