Понятие о психике. Психика и деятельность.
Психика– особое свойство высокоорганизованной живой материи, являющееся формой отражения субъектом объективной реальности.
Психика как свойство проявляется только во взаимодействии её с окружающей средой.
Материальный носитель психики– это головной мозг и нервная система. Перед учёными возникает проблема разгадки механизмов психических явлений, потому что нейронный импульс несёт информацию, а как она превращается в мысли и эмоции непонятно [5, с. 27].
Проблема взаимосвязи мозга и психики сложна. Психика – это не просто свойство нервной системы, имеет свой специфический субстрат. Психика тесно связана с деятельностью мозга. Деятельность головного мозга обуславливает психику, но содержание психики не определяется работой мозга, а определяется внешним миром [3, с. 21].
Теории взаимодействия мозга и психики:
1. Теория психофизического параллелизма (психика и мозг - два не пересекающихся явления);
2. Теория механического тождества - (психические процессы - есть процессы физиологические, мозг «выделяет» психику);
3. Теория единства - психические и физиологические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются.
Психика – это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе.
Филогенез – это процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных.
Выделяют четыре уровня развития психики живых организмов:
а) раздражимость (тропизмы);
б) чувствительность (ощущения);
в) поведение высших животных (внешне обусловленное поведение);
г) сознание человека (самодетерминированное поведение) [1, с. 73].
Следует отметить, что каждый из уровней имеет несколько своих стадий развития.
Онтогенез – это процесс это развитие психики от зарождения до смерти каждого конкретного человека (личности).
Законы онтогенеза:
• Личностью не рождаются, а становятся.
• Развитие личности возможно только в соц. среде.
• Движущие силы развития – внутренние противоречия.
• Для развития необходима активность человека (ребёнка).
• В развитии существуют сензитивные периоды [3, с. 31].
Таким образом, психика развивается как в онто-, так и в филогенезе.
Особенности психики:
1. Психика не сводится только к физиологическим процессам (нельзя найти прямого соответствия психических процессов физиологическим процессам мозга).
2. Выделение в процессе эволюции органического мира 2 групп организмов: лишённых психики и наделённых психикой.
3. Обладающие психикой организмы ещё до прямого контакта с другими телами могут учитывать их свойства.
Высокоразвитой психикой обладает живая материя, но не вся, а обладающая центральной нервной системой. У высокоорганизованных существ психика вторична, производна. Это предполагает наличие механизмов психической деятельности [3, с. 21].
Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью [1, с. 122].
Деятельность человека – это сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный [1, с. 122].
Автором деятельностной теории в психологии является С.Л. Рубинштейн [1, с. 122]. Он сформулировал важнейшие методологические принципы психологии, наиболее известный из которых – принцип единства сознания и деятельности – составил основу деятельностного подхода в психологии [2, с. 455].
Структура деятельности включает: цели, задачи, мотивы.
Мотивы человеческой деятельности, согласно С.Л. Рубинштейну, проистекают из потребностей и интересов и формируются у человека в процессе общественной жизни [6, с. 467]. Принято выделять побудительные и смыслообразующие мотивы. Также мотивы могут быть осознанными и неосознанными.
Потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от конкретных условий существования [3, с. 51].
Есть существенные различия между потребностями человека и животного. У животного потребности предопределены его инстинктами, биологической организацией, а у человека потребности формируются в процессе жизни в обществе, воспитания. Удовлетворение потребностей выступает как целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определяемой общественным развитием [3, с. 52].
Потребности человека носят общественно-личностный характер. Человек удовлетворяет потребности исторически сложившимися в обществе способами и приёмами. Многие потребности отражают запросы общества, социальной группы.
Потребности делят на: биологические (естественные), культурные (материальные и духовные).
Существует иерархия потребностей. Наиболее известна иерархическая структура потребностей, построенная А. Маслоу.
Цель – это осознанный образ предвосхищённого результата, на достижение которого направлено действие человека [1, с. 123].
Можно выделить свойственные всем людям виды деятельности. Это игра, учение и труд.
Игра – особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продута. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые игры и игры с правилами. Для детей игры имеют развивающее значение, у взрослых – служат средством общения и разрядки [1, с. 123].
Учение – это вид деятельности целью которого является приобретение индивидом новых знаний, умений и навыков. Особенностью учебной деятельности с точки зрения психологии является то, что она служит средством развития индивида.
Труд – это деятельность, направленная на создание определённого продукта. Но одновременно, труд – это и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт, но и сам субъект формируется в труде. В труде складывается характерная для человека далёкая мотивация, согласно деятельностной теории, в труде выработалась воля и произвольное внимание [6, с. 474].
Считается, что высшим уровнем развития психики в филогенезе является сознание. Этому уровню психического отражения соответствует социально-психологическая адаптация. Возникает, развивается и формируется системное качество – идеальный образ. Это такое явление, когда к объективному образу добавляется слово или понятие. Человек отражает, воспринимает и реконструирует окружающую действительность в понятиях, в речи, в идеальных образах. Именно идеальный образ лежит в основе возникшего адаптивно адаптирующего поведения, которое мы называем осознанным поведением, деятельностью и общением человека [4, с. 134].
Сознание– высшая, специфически человеческая форма психики, выражающая отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей. Связано со способностью человека выделять себя из окружающего мира, произвольно планировать и регулировать свои действия, а также с его способностью к самоотчету и самонаблюдению.
А.В. Петровский в структуре сознания выделяет следующие четыре основных характеристики:
1.Сознание – есть совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
2. Закрепление в сознании различий объекта и субъекта. В истории органического мира только человек выделяет себя из него и противопоставляет себя окружающему миру. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.
3. Обеспечение целеполагающей деятельности. В конце процесса деятельности получается результат, который уже в начале этого процесса человек представлял. В сознании происходит формирование целей деятельности, складываются её мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.
4. В структуру сознания входят также определённые отношения человека, окружающего мира и других людей [11, с. 48].
Однако, исследователи отмечают, что существует некая область психики, которая не контролируется сознанием, выходит за пределы сознания.
В зоне ясного сознания находит своё отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организама сигналов. Сигналы, поступающие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Сточки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед индивидом возникает обстоятельство. Затрудняющее выбор стратегии поведения или требующее нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передаётся в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникших затруднений [11, с. 47]. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания. Многие исследователи в область бессознательного включают также: психические явления, возникающие во сне, ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями; движениями, ставшие автоматизированными; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели и др. [11, с. 48]. ;
Все неосознанные психические процессы принято разделять на:
1. Неосознанные механизмы сознательных действий;
2. Неосознанные побудители сознательных действий;
3. «Надсознательные процессы» [12, с. 87].
В свою очередь, в первый класс – неосознанных механизмов сознательных действий – входят три подкласса:
1. Неосознанные автоматизмы (акты, совершаемые без участия сознания, например «механическая работа», автоматизированные действия);
Согласно психологическому словарю А.В. Петровского, автоматизм – это действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различают «первичные» автоматизмы, представляющие собой функционирование врождённых, безусловно-рефлекторных программ, и «вторичные» автоматизмы, образующиеся прижизненно. При вторичных автоматизмах устанавливается жёсткая однозначная связь между определёнными свойствами ситуаций и серией последовательных операций, требующих прежде сознательной ориентировки [13, с. 94].
2. Явления неосознаваемой установки (установка – это готовность организма к совершению определённых действий или реагирования в определённом направлении. Существуют виды установки: моторная установка, умственная установка, перцептивная установка и др.);
3. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий (это некие неосознанные побуждения, которые вызывают наши действия, особое внимание данному виду уделял З. Фрейд) [12, с. 88].
Допущение существования бессознательного психического (неосознаваемой психики) ведет к признанию того, что психика есть самостоятельная реальность, что ее проявления, как то: образы, чувства, мысли – существуют сами по себе, безотносительно к нервным процессам и какому-либо субъекту [5, с. 23].
З.Фрейд разделял психику человека на три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдаёт себе отчёта [14, с. 52]. Сознание содержит в себе осознаваемые в данный момент ощущения и переживания. Предсознательноевключает весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может вернуться в сознание спонтанно или после приложения усилий (к примеру, неосозноваемые движения, которые в прошлом были сознательными). Бессознательное включает примитивные инстинктивные побуждения, эмоции, воспоминания, которые угрожали личности и потому были подавлены или вытеснены в сферу бессознательного. Содержание бессознательного определяет поведение человека. Являясь недоступным для осознания, этот материал выражается в символах, например приходящих в сновидениях.
Как и сознание, бессознательное является человеческим психическим проявлением, детерминированным общественными условиями существования человека [14, с. 53].
Другую теорию бессознательного предложил Карл Густав Юнг. Он указывал на осознание человеком того, что познание некоторых явлений вынесено за пределы человеческого понимание и потому называется «бессознательное» [9, с. 42].
К.Г. Юнг предложил выделить в бессознательном два составляющих: личное и коллективное. Личное бессознательное, по его мнению, возникает в результате собственного опыта человека и содержит вытесненные индивидуальные впечатления и переживания. В коллективном бессознательном запечатлен общечеловеческий опыт в виде архетипов – универсальных образов поведения, мышления, мировосприятия. Их нельзя обнаружить непосредственно, но они дают о себе знать в сновидениях, видениях, предчувствиях [5, с. 23].
Изучая сновидения и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с их прошлым опытом [10, с. 56]. Не ясным для психологов остаётся как они передаются из поколения в поколение. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием. К.Г. Юнг описал множество архетипов, дав им условные названия: Самость, Персона, Эго, Тень, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Солнце, Мудрец, Герой, Бог, Смерть [5, с. 24].
К бессознательному обычно относят следующие психические явления: сновидения; ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали поэтому неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. [3, с. 35].
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 3354;