Материальная и художественная культура
Археологические раскопки позволили обнаружить на территории Китая стоянки неолитического периода. Особенно интересны находки в Яншао, где были обнаружены разнообразные орудия труда - каменные топоры, тесла, ножи, зернотерки, а также великолепная керамика, покрытая разнообразными узорами, что позволяет судить о высоком уровне гончарного ремесла. Наряду с черной полированной керамикой встречается белая каолиновая керамика и изделия из меди. В III тыс. до н.э. культура Яншао сменилась культурой Луншань, восхищающей нас чудесными произведениями черной керамики.
Со II тыс. до н.э. на территории Китая складываются первые городские культуры, обнаруженные в Хэнани, Хунани, Цзянси. Наиболее крупным государственным образованием этого времени являлось государство Шан-Инь. Шанский правитель назывался ваном, одновременно он являлся полководцем и верховным жрецом. Раскопки позволили обнаружить остатки царского дворца, храма и жилых домов. Были обнаружены 300 гробниц, одни из которых являлись роскошными царскими усыпальницами, другие - скромными погребениями бедняков. В царских гробницах находилось большое количество ценных предметов из бронзы, золота, нефрита, черепахи и перламутра. Отчетливо просматривается преемственность традиций культуры неолита с материальной культурной эпохи Инь: форма треногих сосудов (ли), земляные стены городищ, гадательные кости, каолиновая керамика.
Хозяйство сохраняло черты натурального, существовало общинное земледелие, особенно широко было распространено подсечное земледелие. На рисовых полях уже прибегали к искусственному орошению, о чем свидетельствуют надписи на гадательных костях (изображение поля и бегущей воды). Имеются основания предполагать, что уже в Иньскую эпоху стало распространяться шелководство, совершенствовалась техника изготовления различных предметов из камня, высокого развития достигло гончарное мастерство. Появился гончарный круг, сосуды подвергались обжигу, иногда покрывались глазурью и расписывались веревочным или шнуровым орнаментом. Достаточно высокого уровня достигла металлургическая техника.
В период Шан-Инь происходил бурный процесс классового расслоения и формировалась деспотическая государственная власть. Легенды этого времени повествуют о божественном происхождении царей-основателей династий. Так, в одном сказании идет речь о том, как девушка Цзя Ди проглотила яйцо, оброненное пролетавшей ласточкой, зачав от него ребенка - Цио (Яйцо), - потомок которого Чэн Тан основал династию Инь.
Предполагают, что в эпоху Шан-Инь возникла древнейшая пиктографическая (картинная) и графическая виды письменности, насчитывающие более 1500 знаков.
Государство Шан-Инь, ослабленное борьбой с кочевниками, около 1027 г. до н. э. попадает под власть чжоусских племен, осевших в бассейне р. Вей и основавших там новое государство - Чжоу (VIII-III вв. до н.э.). Чжоусцы создали большое, но непрочное государственное образование, возглавляли которое наследственные правители из царского рода, воспринявшие от шанцев титул «ван». Священное право «ванов» на власть исходило из мифологических представлений. Чжоусский правитель был объявлен «Сыном Неба» - посредником между Небом и Землей, владыкой Поднебесной. Двуединый культ верховного божества Неба и Сына неба был межэтническим, надплеменным, что объединяло разные этнические общности. Однако под натиском соседних племен и собственной родовой знати Чжоусское царство распалось на уделы.
Древнекитайский народ создал совершенно особый тип культуры, определяемый своеобразным мировоззрением. В жизни китайцев значительную роль занимали: социальная этика, традиционный эталон мышления и поведения, рационально-практическое осмысление действительности.
[1] Древние цивилизации. / С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.; Под общей редакцией Г.Н. Бонгард-Левина. - М., 1989. - С.6
[2] Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. – М., 1991
[3] К. Ясперс. Указ. соч.
[4] К. Ясперс. Указ. соч. - С.52
[5] К. Леви-Стросс. Первобытное мышление. - М., 1994. - С. 124
[6] И.С. Клочков. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время / И.С. Клочков // Очерки. – М., 1983. – С.17-18
[7] М. Илиаде. Космос и история. - М., 1987
[8] И.П. Вейберг. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока / И.П. Вейберг. – М., 1986. – С. 161
[9] А. Генис. Раз: Культурология / А. Генис. – М.: Подкова, ЭКСМО, 2002. – С.203-204
[10] И.С. Клочков. Указ. соч. - С.28
[11] И.С. Клочков. Светлое прошлое и сомнительное будущее (Вавилонское представление о времени) // Конференция молодых научных сотрудников и аспирантов (тезисы докладов) – М., 1974
[12] А. Генис. Указ. соч. - С.200
[13] М. Ф. Альбедиль. Забытая цивилизация в долине Инда. – СПб, 1991. – С.34, 117
[14] К. Ясперс. Указ. соч. - С.70
[15] С. Наровчатов. Необычное литературоведение / С. Наровчатов. - М., 1973. – С. – 40
[16] Ю.М. Лотман. Семиотика культуры // Избранные статьи. В 3-х т. Т.1. –Таллинн, 1992. – С.36-37
[17] С. Л. Франк. Культура и религия / С. Л. Франк // Философские науки. 1991. - № 7. – С.- 81
[18] А. Мень. История религий. В поисках пути, Истины и Жизни. - М., 1994. - С.36
[19] К. Керам. Боги, гробницы, ученые. - М., 1963. - С.292
[20] К Керам. Указ. соч. - С. 223
[21] Там же. - С.232
[22] Там же. - С. 252
[23] Всемирная история. Т. 1. - М., 1996. - С. 54
[24] Г. Гегель. Соч. Т. IХ. Лекции по истории философии / Г. Гегель. - Л., 1932. - С. 116
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 966;