Культура острова Крит
Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на Крите в III тыс. до н.э. принято называть минойской. Такое определение дал ей сам А. Эванс, обнаруживший Кносский дворец царя Миноса - владыки Крита и других островов Эгеиды. Ему же принадлежит и периодизация эгейской культуры, в которой выделяется три этапа: раннеминойский (2600-2000 гг. до н.э.), среднеминойский (2000-1425 гг.), позднеминойский (1425-1150 гг. до н.э.).
Можно предположить, что уже во второй половине III тыс. до н.э. на Крите были освоены все земли, пригодные для возделывания и выращивания злаковых, винограда и оливок. Важную роль играло и скотоводство. Экономика острова поддерживалась внешней торговлей со странами Средиземноморья и Азии, о чем свидетельствуют многочисленные находки, имеющие восточное происхождение. Видимо, Крит, хорошо защищенный со всех сторон морем, находился в весьма выигрышном положении, в отличие от материковых культур. Недаром в «Илиаде» Гомера есть такие строки:
Есть такая страна, посреди винноцветного моря,
Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,
В нем городов девяносто, а людям там нету и счета,
Разных там смесь языков…
На рубеже III-II тыс. до н.э. на Крите возникают первые города-государства, главными из которых являлись Кносс, Фест, Маллия, Като-Закро. Эту эпоху принято называть эпохой «дворцовой цивилизации» (ок 2000 по 1400 г. до н. э.), т.к. центрами этих городов явились дворцы. Около 1700 г. до н.э. они были разрушены (реальные причины точно не установлены), а на их месте возникли новые, превосходившие старые роскошью и великолепием.
Судить об этом позволяют раскопки Кносского дворца - грандиознейшего архитектурного сооружения, разместившегося на площади в 1 га. Вероятнее всего, здание имело три этажа (в настоящее время сохранился только первый этаж) и прямоугольный внутренний двор – мегарон - размером 60x28 м. Группировка помещений вокруг двора была свободной, она включала в себя царские покои, жилые комнаты, святилища, гимнастические залы, бассейны, кладовые. Дворец имел прекрасную систему водоснабжения и канализации, вентиляции и освещения. Здание построено из кирпича-сырца и камня, деревянными являются только оригинальные трехметровые колонны, расширяющие кверху и окрашенные в пурпур. Стены парадных зал расписаны фресками, отображающими реальный мир: великолепную природу, животных и птиц. Изображение человеческих фигур условно, но ярко и непосредственно, положение туловища и головы напоминает древнеегипетский канон. Часто появляется во фресковой живописи фигура быка, гораздо более крупная, чем фигура людей, что наводит на мысль о культовом значении этого образа. Бык, символизирующий силу, - древнейший архетип архаичного сознания. Разнообразно содержание настенных росписей - элегантные светские дамы с причудливыми прическами («Знатные критянки»), изящная женская головка («Парижанка»), изображения животных («Голубая обезьяна»), морские пейзажи и орнаментальные мотивы.
Монументальной скульптуры, так же, как и остатков культовых сооружений - храмов, построенных в честь богов, - на Крите не обнаружено. В большом количестве встречаются фаянсовые статуэтки высотой 30 см., изображающие стройных дам с обнаженной грудью, держащих в руках змей. Их количество позволяет предположить, что они посвящены женским божествам - символам мудрости критян, - ведь змеи в сознании древних часто ассоциировались со знанием и мудростью.
Замечательны многочисленные изделия из глины - со стилизованным геометрическим, растительным и звериным орнаментом; сцены, изображающие морскую стихию.
Основными художественными средствами выступают: певучая гибкая линия рисунка, выразительность изображения, звучные яркие краски, принцип асимметрии. Поражает удивительное спокойствие и радость, которая исходит от критских памятников искусства, свидетельствующих об отсутствии страха перед природой и ощущения праздника жизни!
Наивысший расцвет минойской культуры приходится на XVI-XV вв. до н.э., когда происходит объединение всего Крита под властью царя Миноса, о богатстве и могуществе которого рассказывают греческие мифы («Миф о Минотавре»). Однако в конце XV в. до н.э. Крит был разрушен извержением вулкана и последовавшим за ним наводнениями...
Материковая культура Пелопонесса (Микены, Тиринф, Афины)
С XV – XIV вв. до н.э. центр Эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова в Микены и Тиринф, а Крит превращается в провинцию ахейской Греции.
Греки-ахейцы возводили свои города-крепости на холмах, где строили царские дворцы, резко отличавшиеся от критских. Они представляли собой мощные цитадели, стен которых выложены из каменных глыб, достигающих 12 т веса. Толщина стен в Микенах составляет 6-10 м, а в Тиринфе – до 17 м, недаром греки называли такую кладку «циклопической». Ворота, ведущие в микенскую крепость (акрополь), назывались Львиными, ибо над их пролетом расположена плита с изображением львов – единственный памятник монументальной скульптуры в эгейской культуре. Микенская крепость-дворец, как и другие ахейские дворцы, имела четкую симметричную планировку, была оснащена системой водоснабжения и канализации. Стены украшались фресками, изображающими сцены охоты и битв. Рисунки четче и лаконичнее, статичнее и условнее, чем в критской живописи.
Еще Г. Шлиманом были обнаружены гробницы ахейских царей: шахтовые (прямоугольные по форме, вырубленные прямо в скальной породе) и купольные (толосы). В них хранилось большое количество разнообразных ценных предметов: золотых масок-слепков с лиц умерших, оружие, домашняя утварь, ювелирные украшения, золотые сосуды. Не случайно у Гомера Микены названы «златообильными»!
Основой экономики ахейского общества являлось дворцовое хозяйство, где располагались перерабатывающие, металлургические, швейные, гончарные и другие мастерские. Владельцем земли являлся двор ахейского царя, но существовали и общинные земли, на которых свободные крестьяне-общинники вели собственное хозяйство. Известно о существовании рабов, но их было относительно немного, к тому же между ними и свободными отсутствовала четкая граница. Возглавлял государство царь, обладавший как политическими, так и сакральными функциями. Ахейские правители воевали между собой, но в случае общей угрозы объединялись на время военных походов.
Около 1240 г. до н.э. ахейские племена пошли войной на Троянское царство. Эти события легли в основу бессмертных «Илиады» и «Одиссеи». В конце XIII в. до н.э. разразилась катастрофа, послужившая причиной заката ахейской культуры. Предполагается, что на Грецию двинулись северные народы (дорийцы и другие племена), которые уничтожили последний оазис Эгейской цивилизации.
Однако крито-микенская культура оставила огромный след в дальнейшем формировании греческой культуры, поэтому Эгейскую цивилизацию можно считать праматерью нарождающейся Античности.
Глава 6
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2101;