Шумеро-аккадская культура
Шумеры заложили основы всей последующей цивилизации Месопотамии. Уже к началу III тыс. до н.э. в южной Месопотамии сложилось несколько городов-государств, окруженных стенами, численностью населения около 40 - 50 тыс. человек. Самыми крупными из них были города Эреду, Ур, Урук, Ларса и Лагаш. Управляли ими лугали (военные правители), которые после 2900 года до н.э. стали царями и основателями ранних династий.
Большую роль в объединении страны сыграл г. Урук, возникший на Евфрате, ведь именно он стал столицей всего Шумера, управляемого царем Лугальзагеси. Как известно, «городская революция» является рубежом между историческим и доисторическим мирами. Строительство городов в Месопотамии носило особенно интенсивный характер. Ведь в отличие от Египта, который хорошо защищали пустыни и море, территория Двуречья была открыта для нападения степных кочевников и горцев. Очень быстро города превращались в военные крепости, хорошо укрепленные мощными стенами. Шумеры были наделены очень сильным религиозным чувством, их представления о начале мира и происхождении богов отразились во многих восточных религиях, а некоторые шумерские мифы, перенятые древними евреями, позднее были записаны в Библию.
Шумеры, в отличие от египтян, обладали слабо выраженным «цикличным» мировосприятием, они представляли бытие скорее как поступательное развитие, линию. При линейном понимании времени смерть воспринималась как необратимый процесс, отсюда ощущение трагизма смерти и разработка проблемы бессмертия в шумерской мифологии.
Одним из величайших эпосов мировой литературы считается созданная шумерами «Песнь о Гильгамеше, или Поэма об увидевшем все». Тайна, в которую пытался проникнуть Гильгамеш - тайна вечной жизни. В религии шумеров не было представлений о жизни после смерти в загробном мире, откуда никто не возвращался. И Гильгамеш - царь Урука - решает добыть бессмертие, однако долгие поиски героя поэмы, о которых «Песнь» живописно повествует как о подвигах и приключениях, не увенчались успехом.
В религии шумеров насчитывалось несколько сотен богов и богинь. В каждом крупном городе был собственный бог-покровитель. Центральные божества почитались повсеместно. К ним можно отнести бога Энки - бога «пресных вод», покровителя ремесел и образования; богиню Нинхурсаг - великую богиню-мать; бога Энлиля - бога воздушных стихий; бога Уту - бога Солнца; богиню Инанну (позднее Иштар) - богиню любви и покровительницу войны. Первыми просветами в мир Божественного Откровения стали «пробуждающаяся жажда Бога, живой молитвы, непохожей на магию заклятий»[18]. На одной из глиняных табличек из Ура начертано: «Милосердный, милостивый Отец, в руках которого жизнь всей земли, Владыка, Божество Твое, как далекое небо, как широкое море... Твое слово вызывает к бытию правду и справедливость, а люди начинают говорить истину». Так, от доисторической мистики и мифологии намечался путь к религии, составляющей основу древнейших мировоззрений. В честь богов возводились величественные храмы с большим штатом жрецов, чиновников, писцов и ремесленников.
Ранние храмы представляли собой прямоугольные здания на невысокой платформе. Новые храмы обычно сооружались на месте старых, вследствие чего платформы храмов становились все более высокими, что со временем привело к возникновению зиккуратов - высоких ступенчатых башен. Для постройки зданий использовали обожженный кирпич, а для их облицовки - глазурованный кирпич.
Бурно развивалось ремесло. Высоким был уровень мастеров-металлургов, изготовлявших разнообразные предметы из золота, серебра и меди. С середины III тыс. до н.э. для производства посуды стал употребляться гончарный круг, а керамические изделия покрывались эмалью и глазурью.
Шумеры проявляли огромную тягу к научному знанию о мире. До греков они были лучшими математиками и астрономами древности. Именно от шумеров к нам пришли лунно-солнечный календарь, карта звездного неба, деление круга на 360 градусов, шестидесятеричная система исчисления. Шумерская клинопись в дальнейшем получает широкое распространение в переднеазиатском регионе, повлияв на формирование финикийского письма, от которого берут начало греческий и, соответственно, более поздние алфавиты.
Интересны литературные памятники Шумера: целый цикл поэм о Гильгамеше, сборник «Поучения Шуруппаха», включающий в себя пословицы и сентенции, повторяющиеся позже у античных философов. «Мы связаны с культурой шумеров одной нитью, до нас она прошла сквозь те цивилизации, которые родились и умерли в разделяющий нас промежуток времени... все, что впоследствии достигло своего расцвета в Вавилоне и Ниневии, выросло на шумерской почве»[19].
В 2371 году до н.э. аккадец по имени Саргон занял трон шумерского города Киша, а вскоре он захватил весь Шумер, объединив его территорию с Аккадом. Так возникло мощное Шумеро - Аккадское царство со столицей в г. Аккад, просуществовавшее около 100 лет, в результате чего происходило постепенное смешение шумеров с другими степными народами, что повлияло на широкое распространение шумерской культуры, которая намного пережила создавший ее народ.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 840;