Дошкольное и начальное образование за рубежом История и современность 6 страница
В 60-е годы детские сады были в основном католическими и частными, теперь появилось еще и много коммунальных. Нужно было весьма аргументированно доказывать, что избранный педагогический путь не только имеет право на существование, но и является хорошей альтернативой традиционному, прежде всего религиозному воспитанию. В частности, отсюда родилась идея «документирования»: регистрации всего, что делают и говорят дети. Накопленный за 50 с лишним лет материал — уникальное собрание документов детства. В тот момент, когда в Реджио Эмилия начали создаваться детские сады, в области отмечался прирост насе-
пения, происходил всплеск женского движения, а строительство it организация общественного дошкольного воспитания вызывали общий энтузиазм и желание работать безвозмездно. Участвовали вообще все взрослые, а не только родители детей, поскольку они возлагали надежды на будущее поколение.
Большинство дошкольных учреждений в Реджио Эмилия было построено в середине 70-х годов, и теперь в старинном городе с населением в 130 тыс. жителей 22 детских сада (для детей 3 — 5 лет) и 13 яслей (для детей 0 — 3 лет), работающих по этому методу. Желающих поступить слишком много, и они должны выдержать эк-чамен. Без экзамена берут только детей с недостатками развития и детей из неполных семей. Плата за пребывание в детском саду такая же, как в обычных детских садах (исчисляется в зависимости от доходов и расходов каждой семьи). Воспитатели получают обычную для Италии зарплату.
Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, акосвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их. Дети с недостатками развития могут воспитываться вместе с нормально развитыми детьми. Такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транспорта, типографии, супермаркета). Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее. Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего — важнейший принцип Реджио Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых. Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере,
61
Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др. Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Творчество можно стимулировать, поддерживая когнитивные, аффективные, имагинативные (связанные с воображением) процессы и интерперсональную (межличностную) коммуникацию.
Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Мебель предпочтительна старинная (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть место переодеться для ролевой игры: там собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия — вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду. В детском саду детей кормят завтраком, обедом и ужином. Для разных возрастных групп это возможность встретиться вместе в одной столовой. Общим местом для игр является и внутренний двор в помещении, и прогулочный участок.
Дошкольные учреждения построены так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого дошкольного учреждения находится, по итальянской традиции, «пьяцца» -место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Почти все стены прозрачные или с большим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети
могут следить за другими, да и их самих видно. Везде, в том числе п на полу, зеркала, и это принципиально: важно, чтобы дети все нрсмя наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия. В зале — большие игровые элементы ироде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклянной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для ютского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шерша-in.ie, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для и: гей ясельного возраста.
Кухня находится рядом со входом, общая столовая — это часть шла. Повар — активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в приготовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на ггол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блюда по ним сами. Меню на каждый день написано большими буквами, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С поваром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к но-кому.
У каждой возрастной группы есть одна большая классная комната; библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки; мини-мастерская; туалет, где есть умывальники. Часть душевой оборудована для игр с водой. Кроме того, на весь детский сад есть одна большая мастерская, где каждый день работает художник-ательерист. Первоначально у каждого художника была своя специализация (глина, куклы и т. п.), но постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.
В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями; матрасы; двух-> гажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет — спит.
По возможности все разговоры и действия детей записываются па магнитофон или протоколируются, фотографируются, снимаются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей вывешиваются на стендах и просто в помеще-
нии. Архив ведется с самого основания, совершенствуются только сами способы фиксации. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, чтобы родители и ребенок продолжали ее заполнять.
Кроме того, есть общий педагогический центр, где работают педагоги, каждый из которых курирует по 4 — 5 учреждений. Они не участвуют в работе с детьми, но работают с персоналом, бывая в детских садах или яслях минимум раз в неделю. Они же организуют курсы повышения квалификации для своих педагогов и семинары для чужих. Постоянное общение, слушание специальных лекций, разбор документации — факторы, позволяющие формировать профессиональных педагогов.
Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. Персонал выходит на работу раньше детей и уходит позже, отпуск составляет полтора месяца. В каждом детском саду 3 — 4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возраста до 15 человек в группе, более старшего — по 20. Все воспитатели имеют высшее университетское образование (6 лет обучения) в отличие от обычной практики, не требующей особенной подготовки от сотрудников дошкольного учреждения. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела распределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспомогательного персонала входят уборка, помощь при одевании детей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощники участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персонала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.
Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специальные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети бывают вместе только один раз в день: на утренней беседе в 9.00 — ассамблее или форуме, когда дети и взрослые обсуждают, что происходит в детском саду, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас интересуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты продолжаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Всех детей приводят почти одновременно, и момент встречи очень важен. Каждый ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит, так что воспитатель все-
гда знает, кто здесь, а кого уже забрали родители. В детском саду
есть внутренняя детская почта: ящички для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.
Важнейшее условие успеха — четкая работа всех участников педагогического процесса. Так, никто из воспитателей не отвлекается на посторонние дела в течение того времени, что находится с детьми: 31 час в неделю в группе; 4,5 часа на обработку документации, беседы, планирование, собрания; 0,5 часа на подготовку ма-териалов и организационные моменты (всего 36 часов в неделю). Правда, многие воспитатели остаются на работе больше своего положенного рабочего времени: этого требует вдумчивое осмысление происходящего в детском саду.
Взаимодействие родителей и воспитателей — важная составная часть педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще
более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хар-111И прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашенных специалистов, проходят раз в 1 —2 месяца. Воспитатели ежедневно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важно, чтобы последние разделяли идеологию детского саца и не противопоставляли свои требования требованиям персонала.
Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учебного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим событием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок.
Начало нового учебного года проходит нелегко. Чтобы облегчить ребенку возвращение в ритм работы дошкольного учреждения, каждому дают коробку, которую за время каникул нужно заполнять воспоминаниями о днях отдыха: класть туда камни, раковины и песок с берега моря, красивые ветки и т. п. В первые дни после лета дети работают с содержимым коробок.
-> Парамонова Л. Л
Жизнь дошкольного учреждения подчиняется определенным принципам, затрагивающим область прав ребенка и взрослого. Исходный пункт: ребенок — продукт и наследственности, и окружающей среды. Он не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок — не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.
В Реджио Эмилия верят в способности каждого ребенка и доверяют ему. Задана взрослого — помочь ребенку выразить свои, безусловно ценные, представления о мире и запомнить, что он испытал. Поэтому нужно уметь так разговаривать с детьми, чтобы заинтересовать их содержанием деятельности, вызвать вопросы. Детям дают столько времени заниматься одной и той же темой, пока не угаснет их интерес. Кроме того, ребенку нужно давать возможность сравнивать себя с собой и с окружающим миром. Взрослый для ребенка — не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться. Он не дает прямых ответов на вопросы, но открывает путь к ответам. Он создает условия для работы, но не влияет на качество результата непосредственно. Чтобы понимать развивающегося ребенка, воспитателям и другому персоналу приходится постоянно развиваться самим.
Большинство посетителей Реджио Эмилия восхищается необыкновенными художественными поделками и рисунками детей, выполненными в самых разных техниках и из разных материалов. Так, глаза могут быть слеплены из глины, дома — из проволоки и т.д. Символом педагогики стала огромная зебра, нарисованная детьми. Несмотря на внешнее изобилие,искусство, которым занимаются все и всегда, не является целью работы, и художниками становится не больше выпускников, чем в обычном детском саду. Это только один из тех самых ста языков, на которых ребенок рассказывает об окружающем мире. Кроме искусства предлагаются и разнообразные другие виды деятельности — занятия компьютером, игры, конструирование и т. п. Взрослые стараются чинить сломанное, а не выбрасывать.
Можно сказать, что в Реджио Эмилия работа протекает в форме проектов. Один из таких проектов, связанный с измерением, воз-
пик потому, что в комнате сломался стол, и, когда дети установили, что починить его нельзя, они попросили новый. Воспитатели предложили послать заказ столяру, в это время работавшему в одном из детских садов. Дети должны были измерить старый стол и описать его, чтобы столяр сделал новый стол точно таким. Для этого им понадобилось найти меры длины, способ отображения особенностей формы на бумаге, масштаб, догадаться, что столяру нужно иметь те же ориентиры, что и им, чтобы не перепутать. Готовый чертеж (измеренный башмачком, который был прило-жен к картинке) послали рабочему, и дети получили новый стол. Попутно они выяснили: руки у всех разного размера; длина обуви соответствует номеру; вещи в профиль выглядят не так, как в развороте и т. п. В заключение взрослые объяснили, как делать измерительную ленту. При помощи самодельных лент они начали ме-рить и сравнивать все вокруг, причем многое оказалось совсем не таким, как они думали вначале.
Другой проект, также родившийся из детских потребностей, получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети не только знакомились с жизнью животного, но изучали каменную статую льва на площади, делали его из разных материалов. Окончательный рисунок — лев — огромен и поражает своей красотой, но за этим стоит длительный путь понимания.
Иногда дети исследуют, как идти по высокой траве; устроить концерт в парке; обливаться водой; сделать радугу; какие бывают тени; через что протекает вода; как растет лист; как измерить время. Дети часто наблюдают за трудом взрослых и помогают им, например, в уходе за лошадьми, в сборе винограда.
Это не метод воспитания, а способ размышления о жизни, о ребенке, о знании и о способах его усвоения, нечто такое, что можно вместе создавать, но нельзя в готовом виде передать. Приводят вполне итальянскую притчу для сравнения: когда несколько художников пишут фреску, то нужно иметь терпение дождаться, когда из фрагментов сложится целое, чтобы понять, о чем оно и что это такое вообще.
Ребенок изначально -- субъект, вступающий в отношения с другими субъектами. В самой человеческой сущностизаложена необходимость коммуникации. Со взрослым у детей связь взаимная. Каждый ребенок постоянно находится во множестве отношений, взаимосвязей. В детском саду работа концентрируется не на личности, а на ее связях с обществом, с персоналом детского сада, с семьей, с другими детьми, а также на отношениях всех этих субъектов между собой. Поэтому все, что делается в детских садах с организационной точки зрения (ежедневные контакты с родителями, документирование, оповещение), служит этой цели. Способ организации работы (при всех отличиях в устройстве каждого отдель-
67
ного дошкольного учреждения) в принципе одинаков. Так, в распорядке дня учитываются распределение и среда помещений детского сада, общие дидактические принципы, питание, работа с родителями и с персоналом. При планировании работы принимаются во внимание возможности самообучения (они складываются из контактов педагога с детьми и детей между собой), связи между педагогами, связь между педагогом и родителями, контекст пространства, наличие и свойства материалов, а также распорядок дня. Каждый отдельный проект рождается из всех элементов этой системы, из их взаимодействия.
Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, один день, неделю), другие — месяцы или целый год. Идеи черпают из случайных замечаний, идей, происшествий, вызвавших у детей интерес: это признак того, что детям важно познакомиться с какой-то темой. В одной комнате работает до пяти малых групп по 2—4 человека, а другие дети расходятся по разным помещениям. Не обязательно, чтобы все были заняты одним и тем же проектом; но разные дети могут поддержать начинания друг друга. Все, что находится в стадии развития и осуществления, прерывать нельзя, и к занятиям можно возвращаться тогда, когда захочется. Воспитатели следят за тем, чтобы все дети поучаствовали в разных видах деятельности, и считают, что воспитатели детского сада должны постоянно помнить, ради чего все делается.
Человеческая жизнь измеряется субъективным восприятием пространства и времени. Знакомство с пространством, умение ориентироваться и существовать в нем, способ построения своего миро-видения в зависимости от происходящих изменений — один из основных факторов в развитии личности ребенка. Поэтому продумываются все архитектурные решения, вся внутренняя организация детского сада. В пространстве, задающем направление коммуникации, в комплексе решаются проблемы распределения энергии, размещения контактов, взаимосвязей и взаимозависимостей, внимание ребенка направляется на определенные стороны действительности, стимулируется его любознательность, дается повод сформулировать и высказать свое мнение и взрослому, и ребенку. В распорядке дня учитывается перемещение ребенка внутри и снаружи помещения, все виды его деятельности в одиночестве, совместно с детьми и со взрослыми. Все предусмотреть заранее невозможно, но предусматриваются разные виды деятельности: пластические движения, драматизация, танец, музыка, прогулки, сенсорные задачи и т. д. — как бы общение на разных «языках», между разными детьми. При этом обеспечивается безопасность для ребенка, который может, если захочет, видоизменить и исследовать созданное для него взрослыми пространство. Кроме того, ребенок должен уметь создавать собственное пространство, относясь к нему диалогически и диалектически.
Реально это организуется при помощи деталей интерьера. Как уже говорилось, в детском саду множество уголков, закутков, шкафов, мест, где можно уединиться, спрятаться от других, остаться с другом. Ребенок сам решает, когда он хочет побыть один, и это желание уважают. Ящики, тумбочки, кубы, в которых хранятся материалы (в них одна стенка прозрачная, так что видно, даже без надписи, что внутри), можно использовать как сидячие места, даже расположить их амфитеатром, например, во время обязательной общей утренней ассамблеи группы. Все ясли и детские сады разные, они не похожи друг на друга, они отражают дух и идеи того времени, в которое были построены, но в них обязательно предусмотрены разные возможности перемещения и занятий для детей, разные способы разделить пространство: мебель, зелень, экраны, крыши, особое покрытие для пола, большие игровые кубики. Помимо специальной детской мебели, есть настоящие большие стулья и столы, которые принесены родителями («домашнего» типа, не соответствующие общему дизайну интерьеров). На полу может быть нарисован круг, где утром рассаживаются дети. Много наклонных плоскостей, на которых можно располагать, например, детские работы. Всюду висят продукты детского творчества, сухие букеты, интересные предметы: осмыслен и заполнен почти каждый фрагмент пространства.
В помещениях находится много всяких предметов, поверхностей, материалов, форм, зеркал, выступов и т.п., так, что все это можно исследовать, трогать, щупать, играть, понимая, как ты сам двигаешься и как действуешь в этом пространстве. Места для отдыха организованы, например, в виде мягких корзин, матрасиков, кроваток-раскладушек, балдахинов, нар со шторами. Освещение формирует пространство при помощи разных эффектов; зеркальные поверхности создают дополнительные нюансы; устраняются препятствия в поступлении естественного света. Довольно часто исследуются тени, проекции, отражения, преломление света при прохождении через воду или призму, разноцветные прозрачные пленки и стекла. Дети могут пользоваться биноклями, микроскопами; есть просветные столы, карманные фонарики, кодоскопы, с которыми работают дети; есть передвижной перископ, гигантский калейдоскоп, зеркально-стеклянные домики и другие приспособления для зрительных игр, сделанные взрослыми. На стенах висит информация, фиксирующая все текущие проекты, так что и дети, и родители, и другие взрослые могут знакомиться с происходящим. Если идет работа по теме, когда-то уже исследованной детьми, то извлекается из архивов (это, если позволяет помещение, отдельная комната) и демонстрируется документация по предыдущему проекту. Множество материалов подобрано и расположено в пределах досягаемости детей, и они достают их сами.
69
Воспитатели часто возвращаются к старым проектам, чтобы понять, что дети запомнили, как изменилось с тех пор их мировосприятие и миропонимание, как они умеют словами рассказать о том, что было. Развитие памяти ребенка, направленное на хранение, классификацию, ассоциативные реакции, извлечение информации, — одна из педагогических задан. Возможность находить в каждодневной жизни удивительные, достойные восхищения вещи, тренировка наблюдательности, любознательности и умения описывать происходящее — другая задача. Умение общаться с природой, с людьми, вступать в диалог с предметным, вещным миром, часто при этом фантазируя, -третья задача. Рисуя, дети лучше познают то, что они изображают, потому что рисунком они могут рассказать то, что знают. Изображение — мощный интеллектуальный и эмоциональный процесс. Эта простая идея лежит в основе организации работы художника. Чтобы исследовать, нужно сравнивать, находить сходство и различие, добиваться получения как можно большего количества информации об объекте разными способами. Чем выше напряжение ожидания, тем лучше качество собираемой информации.
Один проект, родившийся из рассказа ребенка о том, что осенью он видит всегда у бабушки в деревне желтые ромашки, оказался посвященным изучению жизни этих цветов. Не всем это показалось вначале интересным: так, один мальчик захотел рисовать грузовики, а другой — астронавтов. Сначала дети (те, кто хотел) рисовали цветы по своему внутреннему представлению, так что получался известный символ цветка с расправленными лепестками, хотя настоящие цветы стояли перед ними на столе. Когда выяснилось, что изображение не совпадает с оригиналом, педагог решил, что этому простому явлению, мимо которого так легко пройти, следует уделить больше времени. Подумав, о чем можно узнать и что можно делать, когда придешь к ромашкам в гости на луг, шестеро детей и двое взрослых (остальные знали, что настанет и их очередь, и принимали участие в обсуждении) пошли к ромашкам, стали изучать их жизнь, здороваться и разговаривать с ними (головки цветов находились на уровне детских голов). Заметили, что в них обитают разные живые существа (насекомые, жизнь которых подчиняется своим законам): значит, они относятся к ромашкам не так, как мы, а как к своему дому. Выяснилось, что ромашки разного возраста, разных оттенков желтого цвета (их дети попытались сформулировать вербально: желтый-желтый, гладкий желтый, ярко-желтый и т. д.). Цвет меняется и от освещения. Форма меняется от точки, с которой смотришь На цветок. Может быть, среди цветов есть мальчики и девочки? Задумались, какова связь цветов и бабочек, цветов и паутины.
Вернувшись в детский сад, дети рассказали остальным о том, что видели, о чем думали. Теперь, когда они рисовали, то создавали уже индивидуальные портреты цветов. Став более вниматель-
ными, пофантазировав на тему, как устроено внутреннее пространство цветов, дети изображали их по-разному, стараясь не упустить ни одной мелочи. Например, среди них есть и бутоны, и некрасивые, и увядшие. Умершие ромашки — они умерли сами или умерли только их волосы? Насколько внимательно можно вглядеться в цветок? Взрослый только создает условия для разглядывания, старается растянуть этот процесс во времени, но он не должен давать свою готовую схему. Дети должны пройти путь сами, и неизвестно, к чему они придут. Иногда нужно сделать паузу, чтобы накопленная информация приняла новое качество.
Дети рисуют каждый день, за рисунком скрываются какие-то их представления, которые важнее внешнего изображения. Строят предположения о том, чем ромашки пахнут, как они слушают и что слышат. Изучение и изображение внутренней структуры цветка обогащает рисунок. Обсуждают, какие бывают ромашки, какие у них внутренние органы, что является мозгами, как они думают (может быть, корнями?), где у них сердце. Из ромашек и сходных растений были созданы семьи. Ромашки фотографировали, и разделенная на кадры действительность заставляла увидеть уже знакомое под иным углом зрения. Дети обращали внимание на мелкие нюансы. Выяснилось, что ромашки закрываются на ночь -как будто спят, как дети. Может быть, их жизнь вообще устроена так же, как жизнь детей? Может быть, они расцветают каждый год в октябре потому, что не любят ни жары, ни холода? А может быть, потому, что других цветов нет и они хотят все собой украсить? Как получается, что ромашки возвращаются каждый год? Как устроено семечко? В каждом новом изображении (это были не только рисунки, но и мозаики из разных материалов, скульптуры и т. п.) отражались полученные представления.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 539;