Дошкольное и начальное образование за рубежом История и современность 5 страница
Вопросы для повторения
На какие стороны воспитания прежде всего обращают внимание в
пальдорфских детских садах? Как оформлены детские сады и прилегаю
щие к ним участки?
Как соотносятся требования семьи и дошкольного учреждения? Ка
кие дети могут чувствовать себя максимально комфортно в этих детских
садах?
Каков ритм работы дошкольных учреждений этого типа? В чем ос
новная ценность этой педагогики?
Как соотносятся слово, мысль, символ, движение в педагогике
Р. Штейнера?
ПЕДАГОГИКА СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ
Знаменитый французский педагог Селестен Френе (1896 — 1 966) — основатель педагогики взаимодействия и коммуникации. Это взаимодействие между всеми участниками педагогического про-
49
цесса — между детьми, между взрослыми, между взрослыми и детьми. Говорят, что нет таких идей, которые принадлежали бы только ему одному: все они разрабатывались группой его сторонников в ходе дискуссий и практической работы. Имя Френе объединяет людей, питающих горячий интерес ко всякой живой мысли, к каждому конкретному человеку и к его индивидуальному способу познания. Будучи сам страстным человеком, Френе собирал вокруг себя людей, в которых видел своих потенциальных союзников, — людей, недовольных своим опытом, но не складывающих руки, скучающих в рамках рутинных методик, но мечтающих об увлеченной профессиональной деятельности, — и зажигал их общей идеей. Неоценимой была поддержка, которую он оказывал молодым. Он любил провинциалов, интересовался преимущественно сельскими школами и скептически, если не пренебрежительно, отзывался обо всех указаниях вышестоящего начальства. Последователи Френе преподают разные предметы, но неизменно ставят перед собой задачу вовлечь каждого ученика в процесс обмена мыслями, заставить размышлять и говорить о складывающемся у него знании, о ходе процесса познания.
Для Френе характерен отказ от всяческого догматизма. Ученик должен поверить в свои силы и развиваться благодаря постоянно совершенствующемуся вербальному самовыражению. Учитель должен быть открыт для ученика и коллег, должен свободно делиться мнениями, получать удовольствие от работы. Учителя, собирающиеся для обмена идеями и педагогическими находками, с восторгом и интересом относятся друг к другу, не боятся рассказать о трудностях и возникающих вопросах. Они никогда ни в чем до конца не уверены, хотя достаточно очевидно, что они никогда не напишут в тетради, проверяя домашнее задание, что оно сделано плохо или посредственно, а лишь — что следует постараться сделать лучше, и это получится, без сомнения. Отсюда следует, каким языком они пользуются при общении с детьми: говорят, не ментор-ствуя, поощряя высказывание своих мыслей, внимательно относятся к попыткам подобрать подходящие слова.
С. Френе родился в Таре (Морские Альпы) 15 октября 1896 г. (в один год с Л. С. Выготским, Р. Якобсоном и Ж. Пиаже) в крестьянской семье. Радостные воспоминания детства были связаны с природой и простой деревенской жизнью, даже с тяжелым трудом родителей во дворе, в поле и с кругом циклически повторяющихся повседневных обязанностей. Френе сформировался как человек неподкупной честности и естественной открытости, с благодарностью думающий о людях здорового труда, гармонически мудрых благодаря опыту естественного мировосприятия. В этом смысле Френе явился продолжателем идей Руссо. Мрачные воспоминания и размышления вызывала у него только школа-казарма, как он ее называл: тесное, мрачное помещение, строгий учитель и бессмыс-
ц-иные виды школьных работ — списывание, зубрежка, воспро-м шедение заученных наизусть текстов. Именно из-за того, что разрыв между школой и жизнью произвел на Френе такое большое впечатление, он решил стать учителем и поступил в Эколь нормаль на педагогический факультет. После второго курса, в 1915 г., его призвали в армию, на войну, и он служил офицером до тех мор, пока не получил тяжелого ранения в легкое. По окончании пойны, проведя четыре года в госпиталях, вернулся домой полным инвалидом. С 1920 г. стал преподавать в двухклассной деревенской школе; постепенно начал переносить как можно больше занятий на открытый воздух: ему было трудно дышать в помещении. Он отказался от рассуждений на темы морали; вместо этого ученики в течение недели должны были думать о каком-нибудь деви-)с типа: «Я хочу быть почтительным к своим родителям»; «Я хочу (>ыть всегда готовым прийти на помощь своим товарищам». Во Франции школа уже тогда была отделена от церкви, поэтому этика преподавалась отдельно от религии. Френе хотел, чтобы ученики искали способы претворить нравственные лозунги в жизнь, чтобы и в области морали не было сухих застывших догм. Самое чажное — добрые взаимоотношения в школьном коллективе и поддержание порядка и чистоты в классах. С 1920 г. Френе вел дневник, где отмечал все особенности поведения каждого ученика, вопро-•1.1 и проблемы, творческие проявления и провалы. Тогда же он познакомился с произведениями Маркса, Энгельса и Ленина и шнял просоциалистические идеалистические позиции, близкие ко взглядам его друга Р. Роллана. Его любимыми авторами были
. Франциск Ассизский с его христианским социализмом и иезуит Гелар де Шарден. В 1925 г. он посетил с международной делегацией учителей школы в Ленинграде, Саратове, Москве и Сталинграде был потрясен бедностью и скудостью условий, в которых велось обучение.
В поисках новых, адекватных детскому развитию способов пе-эедачи знаний Френе познакомился с М. Монтессори и ее ассистенткой X. Паркхерст, переписывался с бельгийским врачом и педагогом О. Декроли, завязал особенно тесные контакты со швей-дарским педагогом А. Феррьером. Он изучил систему реформиро-занных школ X. Литца в Антоне (Германия), где в комфортабель-шх условиях дети самообучались почти без вмешательства учите-тя. Приняв принцип самостоятельности учеников, Френе стал изоб-эетать средства и способы воплощения его на практике. Ему были элизки идеи Руссо, которые больше подходили для бедной деревенской школы. Он считал важным трудовое воспитание и настаи-зал на том, что «бодрые головы и ловкие руки» лучше, чем наби-ые знаниями умы.
В 1923 г. С. Френе сдал экзамен на преподавателя высшей шко-1ы, и ему было предложено профессорское место в Бриньоле, но
он отказался от него, вернувшись в свою школу. Он был одержим идеей — вывести из нужды широкие слои бедного населения за счет улучшения качества образования. Для Френе было важно, в каких условиях живут его ученики, как формируется их отношение к обществу: где бы Френе ни преподавал, он всюду организовывал для крестьян, поденщиков, рабочих, ремесленников торговые кооперативы, поскольку считал их более прогрессивный формой организации труда. Старой школе — школе сугубо интеллектуальной, школе слова и книги — Френе решил противопоставить воспитание жизнью, для жизни и в труде. В его школе не было никакой уравниловки, никакой нормы, никакого конформизма и принуждения. Ученики называли его «папа Френе», а его супругу Элизу — «маман Френе» — с любовью и уважением.
В 20-е годы во Франции сформировалось движение «Новая школа», в котором Френе принял участие. Среди важнейших идей этого направления были такие: школа по возможности должна находиться в сельской местности. Обучение следует доверять самим ученикам, работающим в группах или поодиночке. Часто они сами определяют или выбирают, чем им заняться, и потому оказываются лучше подготовленными к решению задач, поставленных жизнью. Дисциплина и порядок регулируются в значительной мере ответственностью учеников и школьным самоуправлением. Жизнь в школе строится по семейному образцу. До обеда происходят занятия интеллектуальными видами деятельности, после обеда -уроки рисования, ручного труда, рукоделия, физкультуры, работа в саду, в лаборатории, в мастерской или экскурсии. Особо поощряется ручной труд, способствующий развитию наблюдательности и мышления (в том числе изготовление линогравюр, переплетные работы, работа по металлу), а также физическая и художественная творческая активность. Ничего абстрактного, даже математика и грамматика должны быть приближены к жизни. Ученики должны экспериментировать, строить, искать, приобретать собственный опыт. Когда идеи новой школы осуществились, они превратились в застывшую рутину и перестали интересовать Френе.
И тогда он занялся созданием более живого дела — педагогикой «современной школы», которой и посвятил себя до конца своих дней. Обратившись к проблемам возрастной психологии, Френе заметил, что жизнь — не состояние, а становление.Этот процесс должна объяснять психология, на него должна влиять педагогика. Всякий раз, когда ребенок сталкивается с чем-то новым, на какой бы стадии своего развития он ни находился, сначала он проходит через период «ощупывающего» исследования окружающего и предметов, затем следует период постепенного самовыстраивания и упорядочивания, а потом период активного труда. Выдающийся педагог нашел новое средство объединить учеников школы и воплотить свои идеи — он создал школьную типог-
рафию. Возникла эта мысль потому, что Френе никак не мог надолго задержать внимание учеников на каком-нибудь тексте; они могли переписать и пересказать текст, но, как только учебник закрывался, текст переставал быть интересен. По случаю приобретя печатный пресс, Френе начал изучать способы работы с ним в школе. В отличие от бельгийца Декроли, нанимавшего профессионального печатника, который каждую неделю набирал подготовленные учениками сочинения, Френе поручал набор и печать текстов ребятам. Именно тогда его идеи получили широкое распространение во всем мире.
Благодаря типографии, по словам самого ее основателя, в школе стало светлее, теплее, солнечнее, радостнее, разнообразнее. Она побуждала детей к самовыражению в тексте или в рисунке. Френе занялся совершенствованием печатной машины и сделал ее настолько простой в обращении, что она стала доступной детям 4 — 6 лет и «пришла» в детский сад (материнскую школу). Можно было печатать не только тексты с буквами разной величины, но и линогравюры, ноты, открытки, карты. Занимаясь набором слов, дети изучают буквы, испытывают тягу к письму, по своей инициативе заботятся об орфографии. В детском саду воспитанники устно рассказывают или диктуют текст учителю, который записывает его на доске, откуда потом дети его списывают, а затем самостоятельно набирают и печатают. Школьники первых классов могут выполнить всю работу сами с начала до конца. Ежедневно все готовят свои рассказы или тексты, потом прочитывают или произносят их в классе, и тогда сообща выбирается лучший, который и становится заданием на этот день. Все делают к нему иллюстрации, а потом подшивают к «Жизнеописанию класса». Туда же помещают избранные стихи и литературные тексты писателей, а также тексты, являющиеся итогом общего обсуждения той темы, над которой шла работа в классе.
Печатание требует доведения работы до конца, прерваться на середине невозможно. У детей воспитывается понимание необходимости работать чисто, аккуратно, с полной отдачей. Все наборные процессы требуют большой ловкости, точных навыков. Подготовка к печати половины одной страницы машинописного текста, если над каждой строчкой работает кто-то один, занимает у класса всего 15 — 20 минут (стандартный лист у Френе — А5). В то же время такая работа близка к местным интересам: обсуждаются дела и события, происходящие в данной деревне, городе, известные всем факты. Каждый получает в совершенстве выполненный оттиск учебного или социально-культурного содержания, который может унести с собой, показать родителям, передать другим. Совместный труд сплачивает ребят, учит работать в коллективе, строить отношения с окружающими. Путем печатания текстов можно поделиться с другими своей радостью, когда получается то,
53
что хотелось сделать. Школа становится учебным полигоном, готовя ко взрослой жизни, давая возможность приобрести опыт человеческих отношений.
Первоначально школа Френе была так бедна, что не могла купить бумагу, поэтому приходилось печатать на оборотах старых бюллетеней для голосования. Фиксировались все события школьной и деревенской жизни, все, что взволновало ребят. Сначала над создателем школьной типографии смеялись, но число его сторонников постоянно росло. Стало очевидно, что наибольшее впечатление производит на ученика текст, который он сам набрал и напечатал. Впечатления учеников первоначально возникают «здесь и теперь» и немедленно отражаются в тексте. Как психолог Френе в течение многих лет собирал наблюдения, а затем обобщил их (как дети постепенно учатся рисовать птиц, человека, машины, дома). Аналогично им было прослежено становление способности к чтению и письму.
Дошкольники сначала учатся отражать свои впечатления — истории из жизни — в рисунке, а затем к ним прибавляются слова. Обучая детей грамоте, учитель то и дело записывает на доске отдельные слова и фразы — ключевые для актуальных детских мыслей и рассказов. Дети пока только перерисовывают, они еще не знают ни букв, ни слов, но уже понимают, что написал учитель, что это значит. Перерисовывая, они следят за начертанием буквы, а потом находят ее в кассе. Дети набирают слова крупными буквами (36 пунктов) и практически самостоятельно постигают, что слова состоят из букв, а предложения — из слов.
У учеников школ, работающих по методу Френе, не бывает легастении (неграмотности, обусловленной особенностями работы головного мозга). Их словарный запас быстро растет, они легко соблюдают правила орфографии. Обмен корреспонденцией существует внутри школы начиная с самого младшего возраста. Обмен письмами с другими школами стимулирует увеличение количества создаваемых ребятами текстов. Школы, состоящие в переписке, посылают друг другу по одному экземпляру каждого созданного текста раз в неделю или раз в две недели. Таких посылок ученики ждут с нетерпением.
Каждый ученик набирает свою строчку в любом общем тексте; каждый периодически создает свой собственный текст; каждый получает один экземпляр любого текста, который подшивает себе в тетрадку; все тексты вывешиваются на стене в классе, и с ними ведется дальнейшая работа. Все это требует координации усилий множества людей, поэтому соблюдение распорядка дня и правил взаимодействия обязательно. Для Френе было важно, чтобы лучшие из лучших, тематически подобранные тексты собирались в сборники для чтения; чтобы создавались частотные словари слов по возрастам. Он считал, что в классе не должно быть больше 25 уче-
пиков. Учебники никогда не могут быть достаточно хорошими, поэтому их не должно быть вообще, ибо они нивелируют индиви-нальность ученика. Вместо этого используются высококачественные художественные тексты и стихи — на отдельных листочках, справочные статьи по самым разным предметам на карточках (ка-илогизация по системе Дыои). Учебный день начинался с песни, с определения распорядка занятий, разделения по группам. Все (анятия каждого ребенка фиксировались, заносились в таблицу. < 'амоорганизация детского коллектива была поразительной. Учи-юль находился как бы на заднем плане, только помогая и советуя. 11озже Селестен Френе обратился и к другим средствам обучения: радио, кинофильмам, пластинкам, ко всему, что успело появиться нового в его время.
С конца 20-х годов школьные типографии завоевали множество сторонников и во Франции, и в других странах. Был основан педа-i огический журнал для сторонников «новой школы». Их стало так много, что крошечная деревенская школа уже была не способна нместить всех желающих, поэтому Френе перешел на работу в другую, неподалеку от Канн. Там он преподавал уже вместе с женой. Супруга Френе — Элиза (они поженились в 1926г.) — была художницей. Она занималась развитием творческих, музыкально-художественных способностей детей, издавала книги и журналы о работах ребят, пробовала заниматься с детьми различными художественными техниками. Для супругов Френе было чрезвычайно важным собирать вокруг себя единомышленников, обмениваться с ними соображениями о путях совершенствования метода.
Новое место жительства было богато красотами природы и историческими памятниками, но социальные контрасты оказались чдссь разительнее. Школа была в плачевнейшем состоянии. Френе иступил в конфликт с властями, борясь за улучшение условий образования. Многое пришлось делать своими руками или при помощи родителей. В ходе международного конгресса в Ницце в 1932 г. в городишко Сен Поль приехало много иностранцев, желавших познакомиться со школой Френе, в том числе и представитель СССР. Некоторые детские сочинения, написанные просто и искренне, показались представителям власти недостаточно религиозными (хотя сам педагог никогда не внушал детям никаких атеистических мыслей), и против Френе была организована кампа-шя, длившаяся два года. Он вышел из нее победителем, о его адеях заговорили во всем мире (в том числе в России — С. Т. Шац-сий). Педагогу, однако, пришлось покинуть школу и сосредото-шться на общих идеях всего реформационно-педагогического движения. Он неоднократно заверял, что аполитичен, к религиозному воспитанию отношения не имеет. Тяжелые болезни вынудили )рене проводить много времени в больницах, после чего он купил дом в местечке Ване, где начал создавать воспитательный
приют. Р.Роллан стал приезидентом основанного Френе «Международного детского фронта», ставившего перед собой задачу защитить права ребенка, свободу его развития и оградить от плохих фильмов и т. п.
С началом войны Френе был интернирован: он активно сочувствовал антифашистам. В заключении он писал книги по психологии и педагогике, приобретая и новый опыт — из разговоров с другими заключенными. Он собирал, в частности, их воспоминания, их впечатления от родительского воспитания. Его жена вынуждена была не только бороться за существование приюта, но и зарабатывать на жизнь как прачка, чтобы содержать живущих с ней сирот. К счастью, у супругов было много друзей, в том числе и среди охранников, помогавших всем чем можно. В 1941 г. Френе освободили из лагеря, и он ушел в подполье — в Сопротивление. В мае 1944 г. руководил повстанческими группами, а когда юг Франции был освобожден, вернулся в разграбленный приют. Вместе с возвращающимися из заключения сторонниками Френе постепенно восстановил его работу.
При жизни Френе ежегодно на неделе перед Пасхой его «народные воспитатели» собирались на свои конгрессы, а летом устраивали стажировки, во время которых более опытные учителя знакомили новичков с приемами работы. В 1965 г. труд Френе удостоился особой похвалы Ж. Пиаже. Френе писал своим корреспондентам каждый день, отвечая на все письма, обращаясь на ты к «дорогим товарищам».
После смерти Френе его приверженцы разделились на два лагеря: теоретиков, пытающихся обобщить и развить его идеи, и практиков, настроенных на прямую передачу практического опыта. Многие отказывают Френе в научности, считают его автодидактом — это неверно, он гениально впитывал и синтезировал идеи, умел кооперироваться с другими и сообща добиваться успеха.
Сегодня нет уже той острой борьбы за социальное равенство, которая вдохновляла Френе. Маятник качнулся в другую сторону: говорят, что школа не справляется со своими обязанностями, потому что детям слишком многое дозволено. Вместо того чтобы заставлять учеников читать, писать и считать, учитель ходит с ними на прогулки. Самое страшное, что поразило школу в последние годы, -волна насилия. Педагогика Френе, ориентирующаяся на нужды самого ребенка, — один из возможных ответов на эти вопросы, хотя уже ясно, что не единственный. Для французов педагогика Френе — предмет национальной гордости. Иногда говорят, что этот подход требует многих и долгих разъяснений родителям: здесь нет отметок, уважаются индивидуальный темп и ритм каждого, что не означает отсутствия работы. Врачи-педиатры часто направляют в такие школы детей с недостатками развития, и их интеграция в коллектив и школьные успехи оказываются поразительными. В после-
тих законодательных актах по поводу образования во Франции спъ чуть ли не прямые цитаты из Френе.
Не только социально-культурный, но и научно-технический прогресс повлиял на распространение идей Селестена Френе. Изменился порядок набора печатных текстов, в детские сады пришли компьютеры и ксероксы, картотеки данных сменились Ин-к-рнетом. Сегодня больше, чем раньше, издается школьных и «дет-. адовских» газет и журналов. Почти в каждом дошкольном учреж-к'нии периодически появляются выпуски, в которых помещаются детские рисунки, рассказы, фотографии, сведения для родителей. 15 детских садах снимают видеофильмы, записывают аудиокассеты и компакт-диски, показывают спектакли. Существует информационная сеть для воспитателей детских садов. Учащиеся разных школ ошцаются друг с другом виртуально, один учитель может одновременно вести урок в нескольких школах. Но оттого, что все эти спязи стали проще и доступнее, достигнут ли автоматически педагогический успех? Очевидна польза Интернета и компьютера для сетей с недостатками развития, для детей из маленьких городов и леревень, для детей, заинтересованных в повышении качества своей работы. Но известно также, что напечатанное на принтере сочинение на нескольких страницах ценится меньше, чем набранный пручную текст из нескольких строк, размноженный тиражом в несколько экземпляров. Благодаря широкому распространению произведений современного искусства, с одной стороны, и со-пременных материалов и техник художественного труда — с другой, внешнее качество работ детей с раннего детства повышается, становится близким к профессиональному, но внутреннее их содержание в общем не меняется. Пока неизвестно, как будут относиться к своим родителям дети, выросшие в компьютерную эпоху (поколение WWW), но очевидно, что увеличилось число детей, которые не в состоянии занять себя ничем, если рядом нет телеви-юра и компьютера.
Идеи Селестена Френе применяются во всем мире. Представля-сгся, что их использование в российских условиях (с учетом но-нейших технических достижений) — необходимая ступень в развитии отношения нашего общества к детям.
Вопросы для повторения
Как представлял себе основные стороны человеческой жизни С. Фре-
пе? Какова роль учителя и воспитателя в жизни ребенка?
Почему речь и слово имеют такое важное значение в современной
лизни? Как объяснить основные успехи педагогики С. Френе? Какие чер-
п,| этой педагогики можно было бы рекомендовать для внедрения?
Чего могут достичь воспитатели, постоянно и неформально обсуж-
мая друг с другом свои педагогические проблемы и проблемы детей?
57
Как эволюционировало в последнее время устное и письменное об
щение? Какую роль играет информация в современном обществе?
Что влияет в большей степени на поведение детей — самостоятель
ное переживание или рассказ о нем, свой или чужой рассказ о каком-то
фрагменте реальности?
ПЕДАГОГИКА РЕДЖИО ЭМИЛИЯ
Вспомнив фильмы итальянского неореализма, можно представить себе, в какой обстановке возникли в первые послевоенные годы в городе Реджио Эмилия в Италии детские сады и ясли, признанные сегодня лучшими в мире. Родители сами построили помещения для детей, а молодой педагог Лорис Малагуцци, приехавший в 1946 г. на велосипеде посмотреть, как продвигаются дела в коммуне, и решивший сделать осмысленным и счастливым детство детей, остался здесь до своей смерти в 1995 г. и основал новую педагогику для младшего возраста. Без ссылок на его имя невозможна теперь ни одна статья по дошкольному воспитанию в международном журнале. Сейчас провинция Эмилия Романья -достаточно процветающий край, в котором развиты сельское хозяйство и крупная промышленность, но прежде всего мелкая и средняя индустрия.
Название «Реджио Эмилия» должно быть знакомо поклонникам «Грамматики фантазии» Джанни Родари: именно здесь он проводил свои эксперименты по придумыванию с детьми сказок. И другие знаменитости не обошли эти места стороной: профессора математики, филологии, истории, издатели, поэты, архитекторы, режиссеры (в числе последних — Юрий Любимов) приезжают сюда, чтобы поиграть с воспитанниками Реджио Эмилия. Выставки детских работ объехали весь мир. Чтобы принимать всех желающих ознакомиться с педагогикой, была организована специальная служба. Сейчас в провинции функционируют краткосрочные и долгосрочные курсы, готовящие специалистов, и проводятся семинары, позволяющие приверженцам обмениваться опытом. Серджо Спаджиари и Веа Векки продолжают дело Лориса Малагуцци. Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Вырастая и складываясь постепенно в определенное время и под знаком личности Л. Малагуцци, он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми.
Чтобы более глубоко понять значение этой педагогики, следует знать, что в Реджио Эмилия много дошкольных учреждений: 47 % из них коммунальные, 34 % — католические (в Италии в целом -30%), 13% — государственные (в Италии в целом — 50%) (ос-
ильные частные или акционерные). Традиционная итальянская семья, где сосуществуют многие поколения, в чистом виде — анахронизм. Наиболее часто встречаются семьи из отца, матери и одного, редко двух детей. В области Эмилия Романья (столица — Бо-юнья) нет безработицы (оба родителя работают), нет миграции, пгт прироста населения. Сильно влияние коммунистической партии. Рождаемость в Италии вообще сейчас самая низкая по сравнению ' 11 всеми предшествующими временами. Женщины (они составляют большинство персонала дошкольных учреждений) в Италии имеют право на пенсию после 20 лет работы. Дети живут с родите -1ями вплоть до 30 лет, связь между поколениями прочная, конфликтов между поколениями не наблюдается. Официально браки часто не заключаются. Обряд по католическому закону если и происходит, то достаточно поздно, когда люди прожили вместе мно-i о лет, и то в редких случаях. Это не мешает тому, что фактически i у шествующие семьи включены в плотную и прочную сеть род-II венных отношений, старики живут близко к молодым, все друг другом часто и активно общаются, а бабушки присматривают за младенцами. Путешествуют мало, обычно внутри Италии. Ребенок — это как бы предмет роскоши, которого красиво одевают, которым забавляются, но собственно детскую жизнь ему не обеспечивают (в системе дошкольного воспитания, созданной Л. Ма-'кпуцци и его последователями, это не так). В Италии очень короткий послеродовой отпуск для матери, после которого женщины идут работать, а детей отдают в ясли, принимающие воспитанников от 0 до 3 лет. Вообще, в Италии школьная система зависит от жономических возможностей коммуны. Частные школы часто организуются духовными братствами, например братьями-монахами или сестрами-монахинями. Специальной подготовки к школе нет, однако много детских садов для детей 3 — 5 лет, где используются элементы метода Монтессори. В основной школе дети учатся с б до I б лет.
В Реджио Эмилия дошкольным воспитанием охвачено 94 % детей. Система Реджио Эмилия, система Лориса Малагуцци, роди-лась из практической работы, а не из какого-то специального педагогического исследования. В начале нового педагогического пути лежало стремление воспитать «нового» человека. Не обошлось без
коммунистических идей: равные возможности для всех детей, не сугубо религиозное воспитание. Первая попытка нового метода относится к 1963 г. Это был детский сад под названием «Робинзон»: в нем пытались повторить с детьми содержание жизни героя книги Дефо, на пустом месте воздвигнуть целое функционирующее хозяйство. Поскольку отношение общественности было настороженным, приходилось документально фиксировать каждое педагогическое решение, чтобы всегда можно было доказать, что ничего плохого с детьми не делают. Однажды в течение недели препода-
вание велось прямо в центре города, в колоннаде театра и парке, чтобы сделать метод открытым для всех. На следующий год за основу работы была взята история Пиноккио. Проникнувшись идеями Пиаже, Малагуцци и его коллеги начали экспериментировать с преподаванием математики и абстрактных понятий, что было новым для Италии. В конце 60-х годов детские сады, созданные по инициативе родителей, стали муниципальными и получили, таким образом, финансовую поддержку коммуны. Постепенно приходило признание, хотя нужно было бороться за право на существование с церковными кругами. Сегодня детские сады являются местом, где взаимодействуют воспитатели, дети и родители, и их связи разнообразны, обширны, подкреплены информацией, передающейся как бы «на ста языках» — всеми возможными способами. Дух кооперации, соединение индивидуальных и коллективных усилий, взаимосвязь роста, развития и обучения, разнообразные типы отношений с окружающим миром и внутри детского сада составляют суть философии Реджио Эмилия. В разные годы на нее оказывали воздействие различные психологические и педагогические теории, а также обмен опытом с другими детскими садами и реакция общественности на работу Реджио Эмилия.
«Ребенок состоит из сотни, — писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. — У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 601;