Тема 6. Культура и личность
Человек приходит в готовый, задолго до него состоявшийся, сложившийся мир. С момента рождения начинается процесс формирования личности во взаимодействии с окружающими людьми. Человек не рождается социальным, он приобретает социокультурный опыт в течение жизни. Культура не наследуется генетически, она имеет надбиологический характер. Культура выступает как пространство и время человека и общества.
Изучением проблем существования человека занимаются разные науки: философия, антропология, психология, социология и др. Они исследуют все многообразие проявлений жизни человека: его психику и физиологию, духовную жизнь, социальную и экономическую деятельность, его способность к творчеству. В чем же специфика культурологического подхода? Ведущий метод культурологичских исследований – аксиологический – позволяет рассматривать личность через систему ценностей, которые формируются в процессе преобразования окружающего мира и самого человека. Именно ценностное понимание мира человека определяет сущность культуры, с культурологической точки зрения.
Человек становится предметом культуры в следующих основных проявлениях его бытия. Прежде всего, человек есть часть природы и поэтому существо природное. Природное начало – это основа возможности культурного развития: все его способности и умения имеют определенный природный субстрат – человеческий мозг, руки, органы чувств. Однако полнота бытия человека не исчерпывается природным началом. Над ним надстраиваются надорганическое его бытие, делающее человека и социальным, и культурным существом. В этом качестве человек выступает на трех уровнях своего проявления. Во-первых, он осознает себя как человеческую личность в ее индивидуальном бытии и богатстве всех присущих ей свойств и характеристик. В то же время, человек осознает себя и частью общества, в культуре которого он укоренен. При расширении его культурного кругозора он начинает осознавать себя и частью человечества, ощутив свое единство с ним.
Что же вкладывается в понятие «личность»? Личность (от лат. – persona) – это социокультурное качество индивида, характеризующее его включенность в сферу общественных отношений. Исходным моментом для выявления понятия «личность» следует считать категорию «индивид». Под «индивидом» понимают единичного представителя человеческого рода, который является конкретным носителем всех физических и социальных черт человечества. Личность выступает как итог развития индивида, наиболее полное воплощение его человеческих качеств.
Понятие «индивидуальность» указывает на самобытность, оригинальность и неповторимость личности, на многообразие ее способностей, подразумевая всю совокупность социально значимых качеств.
Личность – это индивидуальный способ бытия человека, а индивидуальность – это общественный способ существования индивида. Человеческая личность – сложный социальный феномен, имеющий свою структуру, которая включает биологические, психологические и социальные компоненты. К биологическим – относятся развитые в процессе эволюции особенности природы человека. Психологические – включают в себя целостные чувственно-эмоциональные характеристики человека.
Социальные элементы структуры личности включают: социальные потребности; способность к творчеству в различных сферах деятельности; степень овладения культурными ценностями данного общества; нравственные нормы, принципы, убеждения личности. В социальном компоненте определяющим является деятельность личности. Вне конкретной деятельности анализ социальной структуры личности невозможен.
Какие же факторы влияют на формирование личности в культуре?
- культурно-исторические, национальные традиции;
- ценности культуры (нравственные, художественно-эстетические);
- социально-культурный опыт;
- религиозные верования;
- социальные институты культуры.
Становление личности происходит в процессе социализации и инкультурации. Социализация – это процесс включения индивида в общественные отношения, усвоение и активное воспроизведение им социокультурного опыта: социальных норм, ролей, установок, традиций. Социализация продолжается в течение всей жизни. В этом процессе принимают участие семья, ближайшее окружение, система образования, государство. Благодаря социализации личность реализует себя в обществе, приобретает свой социальный статус, свою социальную роль. В процессе социализации человек обретает социальную природу, формирует свой внутренний мир.
Социализация выступает механизмом формирования личности, т.е. превращения индивида в личность и субъект деятельности. Содержательное, конкретно-историческое наполнение процесса социализации раскрывается через понятие инкультурации.
Инкультурация – это процесс приобщения индивида к культуре, выработка им навыков, манер, норм поведения, освоение форм мышления и эмоциональной жизни, присваивает культурные ценности и традиции, характерные для определенного типа культуры. Инкультурация предполагает наличие таких культурных элементов как языковая система, ценностно-смысловые ориентиры, совокупность накопленных достижений в культуре, традиции и формы преемственности.
Процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества.
По отношению к культуре всякая личность выступает как:
- продукт культуры – в процессе социализации и инкультурации человек усваивает ценности культуры, технологии деятельности и нормы взаимодействия с другими людьми. Получение информации обыденного и специализированного характера, осмысление художественных образов, постижение нравственных категорий формируют личность на протяжении всей жизни;
- потребитель культуры – человек использует нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике, он пользуется языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему в готовом виде инструментами и способами самореализации;
- производитель, творец культуры – человек творчески порождает новые формы культуры. В процессе овладения достижениями культуры он преобразовывает, обогащает, изменяет окружающий мир, открывает новое – т. е. становится творцом культуры;
- транслятор культуры – воспроизводя какие-либо образцы культуры в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям. Осваивая социокультурный опыт (язык, обычаи, нравы, традиции), человек становится носителем культуры.
Таким образом, культура есть система специфических и нормативных способов и форм познания, оценки, коммуникации, социальной интеграции, регуляции, механизмов адаптации личности.
На основе природных и социальных качеств формируются такие культурные свойства личности как ментальность и духовность.
Ментальность (лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – относительно устойчивый характер особенностей сознательно-бессознательного мировосприятия и поведения, обусловленный глубинными национально-историческими культурными традициями. Ментальность характеризует специфический уровень индивидуального и коллективного сознания и представляет собой особый тип мышления. Восприятие мира формируется в глубинах подсознания, поэтому, ментальность – то общее, что рождается из природных данных и социально-обусловленных компонентов и раскрывает представления человека о мире.
Важнейшей составляющей бытия личности является духовный мир. Это сфера внутреннего, субъективного мира, в котором человек определяет свои нравственные, религиозные ориентиры и направляет творческие и интеллектуальные возможности. Они выражаются в определенных видах деятельности (создание произведений искусства, разработка новых открытий, формулировка оригинальных идей); в определенных формах поведения; системе ценностей.
Одним из основных компонентов человеческой духовности является мировоззрение. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения. Сущностью мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру в целом, месте и назначении человека в этом мире. Значение мировоззрения заключается в том, что оно выступает объединяющим компонентом, который обеспечивает целостность общественного сознания. Через мировоззрение общественное сознание в целостном виде воздействует на человека, интегрирует все стороны его деятельности и поведения в осмысленную жизненную позицию.
Особым свойством духовности является толерантность (лат. – tolerantia – терпение) – умение человека быть терпимым, снисходительным к чужому мнению, другой культуре, религии, традициям, это способность личности принимать различные точки зрения. Наличие толерантности является признаком уверенности в себе, осознания своих собственных позиций, не избегающих духовной конкуренции.
С духовной сферой жизни человека связано явление интеллигентности. Интеллигентность – это качество и социальная функция личности, проявляется в деликатности, внутренней гармонии, стремлении и способности разрешать противоречия. Интеллигент – человек, сочетающий высокий интеллект, художественный вкус, нравственную волю, способность в повседневных обстоятельствах сохранять объективность, достоинство, благородство.
Когда человек характеризуется высоким творческим потенциалом, высоконравственным поведением, ориентирован на высокие моральные ценности, то он, по существу, обладает духовностью. Духовность всегда связывают с выходом за пределы личных интересов, расчетов, индивидуальной пользы.
Итак, культура – форма бытия человека, она служит самопознанию, способствует самоидентификации человека, т. е. определению «кто я в мире», помогает понять свои возможности и особенности, уровень притязаний, позволяет самореализоваться в жизни.
Тексты для семинарских занятий:
Лихачёв Д.С. Декларация прав культуры
Камю А. Миф о Сизифе
Контрольные вопросы
1. Что делает человека личностью?
2. Каковы особенности формирования и существования мира культуры индивида?
3. Как соотносятся мир ценностей индивида и общества?
4. Дайте определения понятий «личность», «индивид», «индивидуальность».
5. Раскройте понятие ментальности.
6. Мир ценностей личности его роль в культурном развитии человека.
Темы докладов
1. Личность как творение и творец культуры.
2. Гуманистическая концепция культуры А. Швейцера.
3. Д. С. Лихачев о судьбах русской культуры («Письма о добром и прекрасном»).
4. И. А. Ильин о современной культуре и «кризисе нецельного духа».
5. Интеллектуальная культура личности.
6. Нравственная культура личности.
7. Культура как способ реализации творческих возможностей человека.
8. Феномен интеллигентности.
9. Личность как индивидуализированная форма бытия культуры.
10. Творчество как способ утверждения и самореализации индивидуальности.
Литература
Арсеньев Н. С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993.
Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.
Ерасов Б. .С. Социальная культурология. М., 1996.
Каган М. С. Философия культуры. Спб., 1996.
Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.
Соколов Э. В. Культурология. Очерки теории культуры М., 1994.
Оганов А. А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М., 2003.
Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. М., 2004.
Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах. М., 2001.
Ильин И. А. Путь к очевидности. М.; 1993. Ч. 1.
Свасьян К. Человек как творец и творение культуры // Вопросы философии. 1987. №6.
Франк С. Л. Духовные основы общества. Л., 1991.
Quot; Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, - неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете". Федор Достоевский.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 2781;