Тема 5. Культура и общество

Культура и общество – тесно связанные явления, они взаимообусловливают существование друг друга. Культура социальна по своему происхождению, и потому отношения ее с обществом – это отношения взаимопорождения и взаимовлияния. Культура как сложный общественный феномен охватывает различные стороны существования общества и деятельности человека в нем, образует контекст жизни общества, задает и регулирует нормативность ее проявлений.

С точки зрения деятельностного подхода, культуру можно рассматривать как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных, духовных и социальных ценностях. Культуру не может создать один человек, это обязательно совместная деятельность индивидов. Эта совместная деятельность осуществляется в обществе.

Культура – это система внебиологически выработанных способов жизнедеятельности (к которым относятся нормы и образцы поведения, парадигмы мышления), благодаря которым стимулируется и реализуется активность людей в обществе. Культура выражает мироотношение человека и представляет собой «способ деятельности», придающий человеческой активности внутреннюю целостность и направленность и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Под обществом понимают целостную систему, в которой индивиды объединены совокупностью связей и отношений. Именно общение и взаимодействие людей образует общественную жизнь, создают общество как некий «живой организм», части которого находятся в соподчинении. Общество создает поле деятельности для человека, обусловливает границы этой деятельности. В культурологическом контексте общество можно определить как социокультурный феномен, воплощающий совокупность двух начал – культуры и социальной системы. Оно охватывает исторически сложившиеся формы и нормы жизнедеятельности людей. Характер общества также определяется способом человеческой деятельности.

Культура формирует определенные способы деятельности человека, а общество составляет основу этой деятельности. Культура проявляется в различных сферах общественной жизни – экономическая, политическая культура, правовая, нравственная, художественная и т.д. Жизнь общества стабилизирует существующие в нем нравственные и моральные ценности, культурные традиции. Культура охватывает все стороны общественной жизни, влияет на формирование общественного сознания и мировоззрения членов общества.

Мировоззрение формируется под воздействием окружающей среды, личного опыта, образования, воспитания, особенностей характера. Но в индивидуальных мировоззрениях, наряду с различиями, есть нечто общее. И если общество принимает определенную концепцию устройства и видения мира, то мировоззрение становится достоянием больших общественных групп, основой их мировосприятия и социального поведения.

На современном этапе развития культуры в центр мировоззренческих идей ставится человек как высшая ценность и главное богатство общества. Идея ценности человека, его жизни заставляет сегодня выделять в культуре нравственные ценности как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

Собственно культура выражается не только в достижении полезных результатов для всех людей, но и в совершенствовании личности самого человека. Внутренне преобразуясь, полноценная личность не ограничивается лишь освоением прошлого опыта, а обретает способность к творческому познанию материального и духовного наследия. Поэтому взаимосвязь культуры и общества включает проблемы сохранения культурных ценностей и культурного наследия.

Культурные ценности – это объективно значимые предметы, явления, идеи, процессы, способные удовлетворять потребности, интересы и желания человека и общества. Ценности придают смысл человеческой жизни, позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Ценности присутствуют во всех сферах жизнедеятельности человека, на этом основании выделяются ценности витальные, социальные, моральные, религиозные, политические, научные, эстетические и др.

Нравственная культура – это характеристика межличностных отношений, способов регуляции поведения и поступков людей на основе моральных норм и идеалов. В основе нравственности всегда лежит несовпадение двух начал – стремление к собственному благу и осознание ответственности перед другими людьми. Регулирующая роль нравственности нацелена на соединение воли каждого человека с волей бесчисленного множества людей.

Существуют общепринятые нравственные ценности, которые можно считать общечеловеческими. Это прежде всего идея гуманизма и уважения к личности, совесть, достоинство, доброта, справедливость, любовь, милосердие.

Формируемые и выражаемые в культуре идеалы отражают понимание должного, способствуя развитию и совершенствованию членов общества. Не может существовать стабильного общества без системы укорененных в его традициях культурных представлений. В свою очередь именно жизнь общества в его специфическом бытии и его традиционных формах наполняет культуру своим содержанием, определяет состав и иерархию ценностей, доминирующих в обществе представлений, установленных в нем норм.

В культуре в целом вырабатывается и существует скрепляющая ее ценностно-смысловая основа, которая является образом и выражением традиции, передающейся из поколения в поколение и сохраняющейся в определенном сообществе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием жизнедеятельности общества. Пренебрежение культурными традициями приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценностных достижений человечества.

Культура обусловливает эффективность такой глобальной сферы общественной жизни, как политика. Политическая культура выражает совокупность позиций и образцов поведения, касающихся взаимоотношений граждан и власти. Принято разделять политическую культуру общества и политическую культуру личности. Первая – является показателем духовного уровня преимущественно доминирующих социальных групп, она отражает главным образом интересы, общественное положение и особенности культурного развития соответствующей социальной общности. Вторая – проявляется на уровне политических знаний, приверженности определенным ценностям, степени гражданской активности. Исходя из общего определения культуры, политическую культуру можно определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих данному социальному субъекту.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить определенные социально значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты культуры.

Социальные институты культуры (лат. institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся высокоорганизованные системы с устойчивой структурой, они способствуют выполнению культурой своих функций, т. е. являются средством обеспечения эффективности социализирующей, человекотворческой деятельности во всей сферах жизни общества. Основное предназначение социальных институтов культуры – удовлетворение важнейших потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, регулирует отношение между полами, обеспечивает обмен культурными ценностями между поколениями. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из которых является государство.

В ходе общественной практики люди производят отбор, из разных вариантов оставляют приемлемые образцы, стереотипы поведения, которые через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи. Таким образом, формирование социальных институтов культуры – это, прежде всего, процесс определения и закрепления культурных ценностей, норм, образцов поведения, приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенных жизненно важных потребностей.Каждый институт выполняет свою, характерную для него социокультурную функцию.

Экономические институты – обеспечивают все виды производства и распределения общественного богатства, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной культуры.

Политические институты – составляют политическую систему данного общества, обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизирующих социально-классовые подструктуры (государство, партии, профсоюзы).

Воспитательные институты – ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных ценностей, включение индивида в определенную субкультуру, социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения.

Нормативно-ориентирующие институты – их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу, механизмы морально-этической ориентации, регуляции поведения индивидов. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

Нормативно-санкционирующие институты – обеспечивают общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил, предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительными санкциями.

Церемониально-символические институты – основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, в их официальном и неофициальном закреплении (обряды, обычаи, ритуалы, традиции).

Различие между культурой и обществом заключается главным образом в отношении к ним человека. Социальные институты (экономика, политика, правовая система и т.д.) функционируют независимо от осмысления индивидом своего отношения к ним, они воспринимаются как данность, обязательные правила, которым необходимо следовать. В культуре действует определенная система ценностей, с которой человек соотносит результаты свой деятельности.

Культура, выработанные в ней нормы и установки способствуют сглаживанию возможных противоречий и конфликтов, формируют климат, обеспечивающий здоровое социальное и психологическое функционирование общества.

 

Контрольные вопросы

1. В чем проявляется взаимообусловленность культуры и общества?

2. Что понимается под обществом?

3. Как соотносятся социальная и духовная культура?

4. Раскройте понятие политической культуры.

5. Значение социальных институтов для функционирования культуры в обществе.

Темы докладов

1. Культурные традиции как фактор жизни общества.

2. Нравственные основы современного общества.

3. Социальность как потребность, процесс и итог совместной деятельности бытия людей.

Литература

Арсеньев Н. С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993.

Бенедикт Р. Образы культуры //Человек и социокультурная среда. 1992. Вып. 2.

Горелов А. А. Культурология. М., 2002.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

Каган М. С. Философия культуры. Спб., 1996.

Кононенко Б. И. Основы культурологии. М., 2002.

Кравченко А. И. Культурология. М., 2003.

Культурология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996.

Лихачев Д. С. Культура как целостная среда// Новый мир. 1994. № 8.

Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. М., 1998.

Соколов Э. В. Культурология: Очерки теории культуры. М., 1994.

Человек и общество. Культурология: словарь – справочник. Ростов – н/Д., 1996.

 

Quot;Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень". Виктор Гюго








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 871;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.