Тема 7. Духовные формы культуры
Культура – мир ценностей, выражающих предельные основания человеческого бытия. Отношение человека к миру определяется смыслами, соотносящими явления, идеи, предметы в жизни человека, и выражается в деятельности по преобразованию внешнего пространства бытия и внутреннего мира человека. Культура является универсальным способом творческой самореализации человека, обеспечивающим познание мира, его осмысление, объяснение и отражение в различных формах. Процесс познания осуществляется в многообразии видов деятельности – материальной, духовной, социальной – и направлен на удовлетворение определенных потребностей человека. В широком смысле под культурой понимают процессы и результаты преобразовательной деятельности человека. Поэтому, в теоретическом плане, в структуре культуры выделяют материальную, социальную и духовную сферы.
Духовная культура – это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, включающая в себя познавательную, нравственную, художественную, религиозную культуру. Духовность –характеристика культуры, выводящая человека за пределы чисто утилитарных потребностей, пользы, расчета; основывается на внутренней свободе личности; выражается в системе ценностей, в поведении, в стремлении к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому созиданию.
Духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах: истина (наука), добро (мораль, религия) и красота (искусство). Рассмотрим важнейшие формы духовной культуры – мифологию и искусство.
Мифология
Развитие культуры сопровождается становлением ее самосознания. В мифах и преданиях разных народов содержатся догадки и идеи, выражающие стремление понять окружающий мир. Греческое слово mythos буквально означает «сказание», «предание». Мифы существовали у всех народов мира. Но мифология как совокупность мифов, созданных каким – либо народом, это не просто сказки о богах и героях. Мифология – это первый тип мировоззрения, универсальная форма общественного сознания, первая попытка человека объяснить мир. Человек испытывал потребность в познании и постижении окружающего мира и самого себя, поэтому в мифах повествовалось о начале мира, его устройстве, происхождении богов, героев, животных, человека.
Мифология – исторически первая форма духовной культуры, возникшая еще на стадии первобытнообщинного строя. В мифе зарождаются и «созревают» все последующие формы духовной деятельности: искусство, философия, нравственность, религия, наука. Этот этап характеризуется синкретичностью, т. е. слитностью, нерасчлененностью, присущей ранним стадиям существования каких – либо явлений и процессов.
Мифологическое сознание – это особая форма человеческого мышления, конкретно – чувственного, эмоционального восприятия мира. Оно целостно, в нем нет разделения на естественное и сверхъестественное, фантазия отождествляется с реальностью. Древний человек не отделял себя от природы, переносил на неё свои представления о мире, вследствие чего природа мыслилась одушевленной, т. е. была субъектом, и события в ней уподоблялись человеческим отношениям. Эта особенность мифологического сознания называется антропоморфизм (уподобление человеку).
Мифологический способ объяснения мира имеет специфический образный характер. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все очень конкретно, персонифицировано, одушевлено, ему чужды рациональные доводы, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. Миф – это представление, которое разделяют люди определенного круга и безоговорочно верят в него. Для человека, создающего миф, – это не выдумка, а реальность, данность. Другими словами, миф – это вымысел, принимаемый за правду. Это выражение определенного отношения к реальному миру через непосредственный опыт и в то же время – непреднамеренная кристаллизация универсального опыта человечества. К мифу неприложимы современные представления о времени, пространстве, причинно-следственных связях.
Спецификой мифа является то, что его нельзя разрушить фактами, которыми пользуется логическое мышление как доказательствами, поскольку и «само мифологическое мышление не чувствительно ни к противоречию, ни к фактам» (Л. Леви–Брюль). Поэтому миф может заменить только другой миф.
В культуре первобытного общества мифологическое сознание проявлялось в древнейших верованиях людей – анимизме, фетишизме, тотемизме и магии.
• Анимизм – вера в существование души у животных и растений, стихий и обычных вещей.
• Тотемизм – вера в происхождение от общего первопредка – животного или растения – и поклонение ему.
• Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов, поклонение вещам.
• Магия – вера в возможность контакта с потусторонними миром через систему обрядов и заклинаний.
Сюжеты мифов и их историческое происхождение позволяют дать следующую классификацию:
• Мифы тотемические (о происхождении животных).
• Космогонические мифы (о происхождении мира, вселенной).
• Солярные, лунарные, астральные мифы (о происхождении солнца, луны, небесных светил).
• Антропогонические мифы (о происхождении человека).
• Теогонические мифы (о происхождении богов).
• Эсхатологические мифы (пророчества о конце света).
• Мифы о происхождении культурных благ (огня, ремесел, земледелии и т. п.).
• Мифы о культурных героях (Геракле, Тесее и др).
• Календарные мифы (отражали цикличность природных явлений, смену времен года).
Функции мифа:
• объясняет мир: природу, человека, общество;
• является фактором социализации;
• способствует психологической консолидации и является важным механизмом организации внутреннего единства людей;
• регулирует отношения;
• выдвигает нормы и дает модель поведения;
• предписывает действия в обрядах и культах;
• обосновывает общественное устройство;
• придает авторитет традициям;
• является каналом, передающим накопленный опыт, знания, ценности.
Мифология находится у истоков формирования каждой культуры, в мифах отражаются представления, надежды людей, их психология.
Огромное значение имеет мифология для дальнейшего становления каждой культуры. Так, например, античная мифология оказала большое влияние на развитие западноевропейского и отечественного искусства, в частности, живописи, скульптуры, литературы, музыки, поэзии, театра. Приведем здесь таблицы богов античной и славянской мифологии.
Боги греко – римского пантеона
• Греческое имя | • Римское имя | • Функция бога |
Крон | Сатурн | Бог времени |
Зевс | Юпитер | Царь богов, грома и молнии |
Аид | Плутон | Бог подземного мира |
Посейдон | Нептун | Бог морей, подводного мира |
Гера | Юнона | Царица богов |
Арес | Марс | Бог войны |
Аполлон | Феб | Бог солнца, искусств |
Артемида | Диана | Богиня луны, охоты |
Гермес | Меркурий | Бог торговли, вестник богов |
Гефест | Вулкан | Бог огня, кузнечного искусства |
Афина | Минерва | Богиня мудрости, воительница |
Афродита | Венера | Богиня любви и красоты |
Дионис | Вакх | Бог виноградарства, виноделия |
Деметра | Церера | Плодородия |
Гестия | Веста | Домашнего очага |
Асклепий | Эскулап | Бог врачевания |
Эрот | Амур, Купидон | Бог любви |
Фемида | Юстиция | Богиня правосудия |
Тюхе | Фортуна | Богиня удачи, счастья, случая |
Ника | Виктория | Богиня победы |
Славянская мифология
• Ярило – бог солнца;
• Перун – бог грома и молний, покровитель воинов;
• Велес – покровитель животных, скотоводства, позднее – торговли;
• Макошь (Мокошь) – богиня женского начала, плодородия;
• Лада – богиня любви, домашнего очага;
• Марра и Мор – бог смерти и болезни;
• Стрибог – бог ветра;
• Сварог – бог огня, покровитель ремесел;
• Даждьбог – солнечный бог;
• Хорс – бог врачевания
Создание мифов было первым шагом человека к познанию самого себя, к творчеству. Благодаря мифу мир обретал исходный порядок и становился доступным объяснению.
Контрольные вопросы по теме
1.Миф как тип мировоззрения, мифологическая картина мира.
2. Охарактеризуйте особенности мифологического сознания.
3. Классификация мифов.
4. Чем, на ваш взгляд, объясняется общность мифологических сюжетов в разных культурах?
5. Раскройте функции мифа, значение мифологии в истории культуры.
Темы докладов
1. Миф как целостная символическая и сакральная реальность.
2. Миф и ритуал.
3. Миф «вечного возвращения» в трактовке М. Элиаде.
4. Миф в современной культуре (политика, наука, реклама, шоу-бизнес).
Литература
Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.
Барт Р. Мифология. М., 1996.
Бабахо В. А., Левикова С. И. Культурология / Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М., 2000.
Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995.
Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.
Горелов А. А. Культурология. М., 2002.
Гуревич П. С. Культурология. М., 2004.
Кармин А. С. Культурология. СПб., 2001.
Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию культуры // Философские науки. 1991. – №7.
Культурология. Хрестоматия /Авт. – сост. А. В. Дроздова. Екатеринбург, 2009.
Леви – Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. М., 1980.
Леви – Строс К. Структура мифа. / К. Леви – Строс. Структурная антропология. М., 2001.
Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 1990.
Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994.
Романов Ю. И. Культурология. СПб., 2008.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
Тундыков Ю. Н. Введение в культурологию. Екатеринбург. 1999.
Франк С. Л. Духовные основы общества. Л., 1991.
Хрестоматия по культурологии. Том 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И. Ф. Кефели – СПб., 1999.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.
Искусство
Искусство является одной из форм отражения мира, своего времени, самосознанием культуры. Как вид художественной деятельности оно вбирает в себя всю целостность духовной культуры, все ее виды: мифологию, религию, философию, мораль. В искусстве, как в зеркале, отражается эпоха в единстве духовных, материальных, социальных, политических, национальных, исторических характеристик жизни общества.
В чем выражается сущность искусства? Искусство всецело связано с удовлетворением высших – эстетических потребностей, в которых выражается родовая сущность человека. Эстетическое – духовно-ценностное, чувственно-эмоциональное, отношение человека к миру. Эстетическое отношение имеет объективно-субъективный характер, соединяя богатство свойств предметного мира и индивидуальных качеств сознания человека. Это отношение характеризуется универсальностью и всеохватностью, т.е. затрагивает все стороны человеческой психики (чувственную, сознательную, интуитивную, бессознательную); оно присутствует во всех сферах окружающего мира (природе, обществе, технике, взаимоотношениях между людьми, искусстве). Неотъемлемое свойство эстетического – неутилитарность, отношение к объекту как к самоценному, а не с точки зрения его пользы. И. Кант определял это как «незаинтересованное любование», «целесообразность без цели», т.е. без конечной практической, утилитарной цели. Существуют следующие основные разновидности эстетического отношения: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое.
Художественная деятельность присуща только человеку как виду. Именно через искусство человек познает мир и выражает отношение к нему, создает так называемую «художественную реальность». Художественная деятельность включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные произведения), художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства.
В основе художественной деятельности лежат процессы опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание – это творчество художника по воплощению внутреннего мира, своих чувств, мыслей, переживаний, в предметную форму (картину, роман, фильм). Распредмечивание – это процесс присвоения внутреннего мира другого человека (чтение книги, слушанье музыки и т. п.). Оба эти процесса творческие, в них субъектами являются и авторы, и исполнители, и зрители, и слушатели, и читатели.
Творчество – характеристика деятельности, отражающая способность человека к созиданию нового (изобретений, открытий, произведений искусства), т.е. выход за пределы достигнутого; это форма самореализации, способ измерения культурного потенциала личности. Побудительные мотивы творчества: стремление к обретению духовной свободы, потребность в реализации своих возможностей. Особенности художественного творчества раскрывает Аристотель в сочинении «Поэтика». Он сравнивает деятельность ученого и художника на примере историка и поэта. Историка, пишет Аристотель, интересует вопрос – что? – т. е. произошедший факт. Поэта интересует вопрос – как это произошло или могло произойти? Для искусства важны не столько сами факты, события, а их духовный смысл, отношение, оценка. Науку интересует опыт фактов, искусство – опыт отношений.
Искусство – это специализированная деятельность по универсальному духовно – ценностному освоению мира в форме художественных образов, синтез всех измерений духовной культуры. Искусство – особая форма мироотношения, выражающаяся в познании мира, его отражении, понимании, оценке и связанная со способностью к эстетическому восприятию и воспроизведению мира.
«Единица», первоклеточка искусства – художественный образ. Художественный образ – есть чувственное воссоздание жизни, преломленное через субъективное авторское сознание. Особенности художественного образа, его структура: единство предметного и ценностного, смыслового; эмоционального и рационального; условного и безусловного; объективного и субъективного; всеобщего и индивидуального, национального и общечеловеческого, многозначность. Средством передачи художественного образа является язык искусства – система художественных приемов и средств выразительности, которыми каждый из видов искусств решает свои задачи: моделирует и передает отношение к миру, оценку бытия, раскрывает смыслы явлений. Любое произведение искусства – это художественный текст, представляющий собой сложную совокупность символов, метафор, аллегорий, сравнений.
Искусство – способ познания, освоения, осознания мира, «не требующий признания его за действительность» (Л. Фейербах). Явления действительности, перенесенные в сферу искусства, обнаруживают новый смысл. Это условность искусства, мы принимаем ее, как «правила игры». Французский поэт Н. Буало в трактате « Поэтическое искусство» писал:
И то, что в жизни нам покажется ужасным
Под кистью мастера становится прекрасным.
Реальность и художественная реальность не совпадают, они изначально нетождственны. Художественная реальность – это интерпретация реальности, ее перевоссоздание, переосмысление, трансформация, моделирование, намеренное усиление каких-либо ее сторон. Подчеркивая своеобразие художественной реальности, Аристотель в своих трудах о природе искусства ставит проблему правды и правдоподобия. Правдоподобие – результат искусного копирования реальности. Правда в искусстве – нечто, стоящее выше правдоподобия, она выражает художественный смысл. Простое копирование жизни не является сущностью искусства, его задача состоит не в этом. Художественный образ часто бывает более реалистичным, чем сама натура. Папа Римский Иннокентий Х, увидев свой портрет кисти Веласкеса, в потрясении сказал: «Слишком похоже!». Это говорит о том, что художник смог не просто отразить внешнее сходство, но проник в суть, во внутренний мир человека – в этом есть сущность искусства.
Итак, искусство не копирует действительность, а создает «вторую реальность». Гегель писал, что истоки художественного творчества в потребности человека к духовному удвоению себя в формах внешнего мира. Так зачем человек удваивает мир, создает «вторую реальность»?
Каждый человек в своем жизненном опыте, в отличие от опыта человечества, не может претендовать на универсальность. Его опыт ограничен местом, временем, условиями жизни и т. п. Искусство способно «компенсировать» то, что не состоялось в жизни, оно предоставляет людям возможность «дополнительных жизней» в воображаемых мирах художественных образов.
Потребность человека в искусстве объясняется следующими причинами:
-стремлением человека к духовной свободе, искусство – единственная сфера жизни, где человек эту свободу обретает;
- стремлением компенсировать то, что недоступно в реальной жизни;
-стремлением реализовать свои возможности, выразить и понять себя; искусство – это самопостижение;
-желанием преодолеть конфликт между реальной действительностью и своим представлением о мире;
-в искусстве можно выдать желаемое за действительное, создать модель идеального мира;
-искусство может реально преобразовать действительность, художник всегда стремится приблизить мир к совершенству;
- искусство доставляет удовольствие, наслаждение, оно развлекает;
- искусство воспитывает чувства, дает «пищу» для ума;
-в искусстве мы познаем законы бытия человека;
- искусство обличает уродливые стороны действительности;
- искусство является средством связи между людьми, это особый язык;
- удвоение реальности в искусстве дает возможность сохранить и передать по наследству ценности, опыт, знания; искусство позволяет человечеству возрождаться с каждым новым поколением.
По сути, мы ответили на вопрос – зачем человеку искусство и какую оно играет роль в культуре. Поэтому функции искусства мы только перечислим, оставив их здесь без комментария.
Социокультурные функции искусства
· Аксиологическая (духовно – ценностного освоения мира)
· Гносеологическая (познавательная)
· Коммуникативная (общения, взаимодействия)
· Креативная (творческая)
· Гедонистическая (наслаждения, удовольствия)
· Социализирующая (приобщения к социуму)
· Рекреативная (развлекательная)
· Суггестивная (внушения)
· Аккумулятивная (накопительная)
· Компенсаторная (уравновешивания, восполнения)
· Консолидирующая (объединяющая)
Существует многообразие видов и жанров искусств, а так же форм их существования. Приведем традиционную схему классификации видов искусств.
Классификация видов искусств
Пространственные (статические) Временные (динамические)
Архитектура Музыка
Живопись Литература
Скульптура Танец
Графика
Декоративно-прикладное искусство
Пространственно-временные (синтетические)
Театр (драма, опера, балет)
Кино
Цирк
Таким образом, смысл искусства состоит в том, что оно способно влиять на сознание человека, его чувства, убеждения, изменять человека и, тем самым, гармонизировать его существование в мире.
Тексты для семинарских занятий:
Элиаде М. Опыт определения понятия «миф»
Леви- Стросс К. Структура мифа
Аристотель Поэтика
Соловьёв В.С. Общий смысл искусства
Контрольные вопросы
7. Дайте определение понятию искусство. В чем сущность и смысл?
8. Прокомментируйте основные функции искусства.
9. Какие категории, критерии лежат в основе классификации видов искусств?
10. Что такое художественный образ?
11. Раскройте понятие творчества.
12. В чем проявляется своеобразие языков искусства?
Темы докладов
6. Генезис искусства.
7. Концепция «дегуманизации искусства» Х. Ортеги – Гассета.
8. Влияние культуры на формирование личности.
9. Искусство и религия.
10. Символ в искусстве.
11. Мифологические образы в искусстве.
Литература
Большаков В. П. Культура как форма человечности. Новгород, 2000.
Горелов А. А. Культурология. Учебное пособие. М., 2006.
Гуревич П. С. Культурология. М., 1999.
Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
Коняхина И. В. Проблемы теории культуры. Екатеринбург, 1998.
Кравченко А. И. Культурология / А. И. Кравченко. М., 2001.
Культурология. XX век. Антология. М., 1994.
Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997
Культурология.Хрестоматия /Авт.- сост. А. В. Дроздова. –Екатеринбург, 2009.
Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М., 2001.
Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М., 1997.
Романов Ю. И. Культурология. СПб., 2008.
Свасьян К. Человек как творец и творение культуры / К. Свасьян // Вопросы философии. – М., 1987. № 6.
Соловьев В. С. Общий смысл искусства / В. С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
Хрестоматия по культурологии. Том 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И. Ф. Кефели. СПб., 1999.
Quot; Один из распространенных соблазнов для всякого размышляющего над историей и типологией культур и цивилизаций - считать:" Это мне неизвестно, значит, этого невозможно" Ю. Лотман
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1993;