ИСКУССТВО СТРАН ВИЗАНТИЙСКОГО КРУГА

Византия сыграла огромную роль в становлении культуры многих госу­дарств и народов. Но если применительно к Западной Европе следует говорить лишь о плодотворном влиянии византийского искусства, то наро­ды, принявшие христианство из рук Византии, изначально развивали своё искусство в рамках норм, выработанных на почве «второго Рима» — Кон­стантинополя.

Территория Балканского полуострова в IV в. входила в состав Византий­ской империи. Кроме греков там обитали близкие к ним по культуре пле­мена фракийцев, иллирийцев, македонян. В VI—VII вв. на эти земли вторг­лись славянские племена. Некоторые из них стали подданными империи, другие основали самостоятельные государства.

БОЛГАРИЯ

Большинство новых поселенцев приняли христианство из Констан­тинополя, что обеспечило им посто­янные контакты с Византийской Церковью и поощряемым ею искус­ством. В некоторых случаях можно говорить и о прямом наследовании памятников Византии. Например, на землях северо-востока Балкан, где в 680 г. образовалось Первое Болгар­ское царство, ещё в IV—V вв. суще­ствовали ранневизантийские хра­мы, и болгары имели представление о базиликах и центрических церк­вах задолго до того, как официаль­но приняли христианство в 864 г. Вероятно, под впечатлением этого наследия первый болгарский князь-христианин Борис-Михаил (852 — 889) распорядился построить в Плиске (тогдашней столице Болга­рии) сразу девять больших базилик. Для Византии этот тип уже давно стал устаревшим, но базилики, веро­ятно, привлекали болгарских заказ­чиков и строителей конструктивной простотой и внушительным видом. Во всяком случае, даже в X столетии, в эпоху расцвета Первого Болгар­ского царства, когда Болгария объ­единила почти все народы Балкан, в ней упорно продолжали строить базиликальные храмы.

В 979—1018 гг. Византия пред­приняла немалые усилия, чтобы по­корить опасных соседей. Особой жестокостью в византийско-болгарских войнах отличился император Василий II Македонянин, прозван­ный Болгаробойцем. Он повелел ослепить пятнадцать тысяч пленных болгар и послать их как свидетель­ство своего триумфа к царю Болга­рии Самуилу. В итоге Болгария на полтора века вошла в состав импе­рии. На её территории возникли но­вые монастыри, ставшие центрами византийской образованности и ис­кусства. Храмы этих монастырей иногда расписывали константино­польские мастера, у которых обуча­лись местные живописцы.

Тесные контакты с культурой Константинополя заложили глубо­кий фундамент для дальнейшего развития болгарского искусства. Но­вый период государственной само­стоятельности Болгарии — Второе Болгарское царство, — начавшийся в 1186 г., ознаменовался освоением общевизантийского художествен­ного языка в его столичном вариан­те. Появились изысканные крестово-купольные храмы «на четырёх колонках», родственные константи­нопольским, и фресковые росписи, также напоминающие убранство ви­зантийских церквей. Бывшие про­тивники стали союзниками. Бол-

гарский царь Иван II Асень, вначале склонявшийся к союзу с латиняна­ми, захватившими Константинополь в 1204 г., воспринял гибель своего семейства от чумы как знак Божьего гнева. Тогда он заключил договор с никейскими греками, став их союз­ником против крестоносцев, и же­нился на прекрасной гречанке — дочери бывшего императора Фессалоник, томившегося в болгарском плену. В одном из храмов, который Иван воздвиг в тогдашней болгар­ской столице Тырново, была поме­щена горделивая надпись: «..Я,Иоанн Асень, в двенадцатый год моего цар­ствования, когда украшался писани­ем этот храм, вышел на брань в Романию и разбил греческое войско и самого царя Фёдора Комнина взял в плен со всеми его боярами и завое­вал все земли от Адрианополя до Дураццо...». А внук Асеня получил в жё­ны дочь императора Византии.

Болгария пала жертвой турецко­го нашествия раньше, чем Византия. Многие её храмы были разрушены, и сейчас трудно составить полное представление о средневековом бол­гарском искусстве. Однако наряду с произведениями столичного уровня и стиля существовали и простые, почти примитивные здания и фрес­ки (дорогой мозаики в Болгарии не было вообще). Однако именно та­кой упрощённый вариант сви­детельствует, что принципы ви­зантийского искусства, пусть в провинциальном, устаревшем вари­анте, были приняты народом и дей­ствительно стали основой нацио­нальной культуры болгар.

СЕРБИЯ

На территории Сербии в IX в. воз­никли небольшие славянские посе­ления, которые также унаследовали от IV—VI вв. памятники ранневизантийского зодчества. Неспокойная обстановка на Балканах обусловила большой размах крепостного стро­ительства --- массивные зубчатые стены с высокими башнями располагались в одном дне пути друг от друга, образуя единую оборонитель­ную систему. Храмы, строившиеся в IX—XI вв., были маленькими и срав­нительно простыми.

В XI в. в регионе установилось политическое господство Византии (Македония стала провинцией им­перии), из-за чего усилились визан­тийские черты в местном искусстве. Впрочем, крестово-купольный тип не занял господствующего положе­ния в архитектуре. Сербы предпочли








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1542;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.