Оплакивание Христа. Фреска. XII в. церковь Святого Пантелеймона в Нерези. Сербия.

форм, а также стремление изо­бражать фигуры в свободном и ес­тественном движении. На этом пути возникли такие классические фрес­ковые ансамбли, как роспись церк­ви Святой Троицы в монастыре Сопочаны (60-е гг. XIII в.). Особенно­сти, свойственные тогдашней живо­писи католической Европы, соеди­нились в этом храме — усыпальнице короля Уроша I — с неувядающим эллинским наследием, дошедшим сюда через Фессалоники. Со стен церкви в Сопочанах смотрят библей­ские праотцы, похожие на древне­греческих философов, и мученики, напоминающие юных богов.

В сербской архитектуре воздей­ствие Запада заметно почти с само­го возникновения собственно серб­ской архитектурной школы. Великая церковь в Студенице (конец XII в.) украшена мраморной декоративной скульптурой, отвергнутой Визан­тией с её вечной боязнью поклоне­ния идолам, а храм в Жиче (начало XIII в.) объёмной композицией по­разительно напоминает готические соборы с выступающим попереч­ным нефом, тяжёлым башнеобраз­ным куполом и башней над запад­ной частью. Если для Византии эти годы стали временем тяжёлых испы­таний, то для папства, напротив, наступила эпоха наивысшего могу­щества. Католическая Церковь стре­милась распространить своё влия­ние на Балканах, учитывая, что ближайшие соседи сербов — наро­ды хорватов и словен — уже приня­ли христианство по западному обря­ду. Европа покрылась сетью новых католических монастырей и хра­мов, архитектурный облик которых производил впечатление на серб­ских заказчиков и зодчих. Однако западные формы своеобразно пере­осмысливались ими с учётом визан­тийской основы и национальных представлений о красоте.

В XIV столетии в сербской жи­вописи снова ощутилось дыхание возродившейся Византии. Фрески церкви святых Иоакима и Анны в Студенице (1314 г.) напоминают одну из вершин искусства Палеологовской эпохи — мозаики церкви монастыря Хора. К византийскому зодчеству, хотя и в упрощённом ва­рианте, восходит также архитектур­ное решение этой небольшой бесстолпной постройки. Но большая часть сербских росписей XIV в.








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1180;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.