Архангел Гавриил. Фреска. XII в. Церковь Святого Георгия. Курбиново. Болгария.

Король Владислав. Фреска. XIII в. церковь в Милешеве. Сербия.

Церковь Успения Богоматери в Грачанице. Фрески. 1321 г.

Македония.

утратила былую монументальность и сдержанную классичность форм. Художников увлекал подробный сюжетный рассказ, а также возмож­ность передавать сложные символи­ческие тексты посредством живопи­си. Стремление к иллюстративности превращает росписи храмов в ряды развешенных на стенах икон, как, например, в церкви Спаса в Дечанах (1335—1350 гг.). Поскольку серб­ские церкви XIV столетия, словно соперничая с готическими собора­ми, становятся всё выше, верхние ярусы росписей становятся почти нечитаемыми, как будто они предна­значены не для взоров смертных, а для вышнего Бога.

АРМЕНИЯ

Если Болгария и Сербия занимали относительно срединное положе­ние между православным Востоком и католическим Западом, хотя и яв­но склонялись в сторону первого, то в Закавказье дело обстояло иначе. Армения избрала христианство го­сударственной религией в 391 г., т. е. раньше, чем Византия. Новая вера пришла сюда из Сирии, поэтому даже переводы богослужебных книг делались не с греческих, а с сирийских текстов. А в Сирии тогда были сильны позиции монофизитов (от греч. «монос физис» — «единая при­рода»; основатели этой ветви хри­стианства учили, что Христос лишь внешне был человеком, природа же Его являлась целиком Божествен­ной). И хотя монофизитство в 451 г. признали ересью на IV Вселенском соборе (Халкидонском), Армянская Церковь осталась монофизитской. Поэтому в армянском искусстве почти полностью отсутствовали мо­нументальные росписи и иконо­пись: ведь Божественная природа неизобразима материальными сред­ствами. Правда, в Армении сущест­вовало искусство книжной миниа­тюры, но вынужденная изоляция от «больших» жанров живописи замк­нула её в рамках местной традиции, связанной с архаическим искусст­вом малоазийских провинций Ви­зантии. Армянским миниатюристам удавалось создавать иногда очень выразительные и высокохудожест­венные произведения, однако веду­щим видом искусства в Армении стала архитектура.

Очевидно, первые базиликальные армянские храмы строили сирийские мастера. Затем в архитек­туре Армении появились также рас­пространённые в Сирии купольные базилики и их своеобразная упро­щённая разновидность — куполь­ные залы. Зальная церковь представ­ляет собой простое прямоугольное помещение, где купол опирается на толстые столбы-пилоны, пристроен­ные к стенам. Здания подобного ти­па меньше страдали от землетрясе­ний, которые были бичом этой горной страны. Начиная с VII в. из­вестны многочисленные централь­но-купольные армянские храмы, имеющие в плане крестообразные, четырёх- или даже восьмилепестковые очертания. Они также восходят к сирийским вариантам, но отлича­ются удивительным совершенством и разнообразием воплощений. На­пример, церковь Святого Рипсиме в Эчмиадзине (618 г.) в наружных очертаниях представляет прямо­угольный объём, в который врезаны








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1569;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.