Взаимоотношения между Церковью и государством в IV – XI вв.
Замечание. С I по IV вв. Церковь существовала отдельно от государства, которое выступало гонителем. С IV в. христианство - господствующая религия, поэтому с государствомзавязываются тесные отношения и прослеживаются влияния: 1) государства на жизнь Церкви. Императоры участвуют в церковных делах и предоставляют Церкви привелегии. 2) обратно. Церковь нравственно влияет на гражданам.
1) – началось с Константина Великого, «епископа внешних дел Церкви» (επισκοπος των εκτος της εκκλησιας). Не простирал власть на внутреннюю область Церкви. Занимался распространением христианства, обеспечением Церкви; устройством и украшением храмов, при недоразумениях – созывал соборы (утверждал решения и исполнял).
- но преемники стали влиять и на внутреннюю область. Например, утверждение и низложение епископов (привлекая авторитет соборов), вероисповедные указы: 1. император Василиск (476 г.) – монофизитские споры.
- права и имущества:
а) Обеспечение содержанием. До IV в. – приношения, но некоторые к III в. стали владеть недвижимостью, но это не было прочно из-за гонений. Клир содержался на собственные средства.
С IV в. Церковь находилась на содержании государства и общества. В первую очередь – недвижимые имения. В 321 г. Церковь получает право приобретение недвижимости и владение ею по завещаниям. Императоры отдавали под храмы капища вместе с имуществом. Император Юстиниан I постановил, что желающий построить Церковь должен обеспечить содержание клира. Запрещение закладывать и продавать храмы; приписывать более клириков, чем может прокормить община. Благодаря всему перечисленному - благотворительность: богадельни, больницы…
Кроме этого – 1. десятина и 2. средства от треб.
1. – известна с кон. IV в. На востоке не везде, на западе – везде. Пользовались только приходские священники, кроме епископов. 2. – с древнейших времен.
б) Освобождение Церкви и клира от общественных податей и повинностей. В 319 г. – Константин Великий предоставил христианским священникам. Освободил: от личной подати, воинской повинности, прохождения общественных должностей. Иногда освобождал от налогов с недвижимого имущества клириков; церковные имения были все освобождены. Но были злоупотребления, и в 321 г. - закон, запрещающий вступать в клир богатым и находящимся под повинностями. Зачисляли на места умерших клириков. В 383 г. опять это все разрешили, но при условии отказа от имущества, а повинности должны были исполняться другими.
в) Освобождение клира от гражданского суда. Все споры в церкви решал епископ. Это признал Константин Великий. В 355 г. император Констанций постановил, что все клирики находятся под духовным судом. IV Вселенский собор 9 правилом запретил клирикам обращаться к светскому суду, установив порядок судопроизводства. Император Юстиниан подчинял этому монахов и монахинь. Император Ираклий (628 г.) – важные дела тоже. Снимали сан и к гражданскому начальству. При этом клирики могли обращаться к императору.
г) Право церковного убежища. Убежище предоставлялось еще в языческих капищах. Потом распростанилось и на христианские храмы. В 399 г. Аркадий, по настоянию Евтропия запретил, хотя сам Евтропий скрывался при Златоусте. В 431 г. Феодосий II восстановил право убежища, без оружия и преследуемым, под угрозой смерти.
2) – в 314 г. Арльский собор дал епископам нравственный контроль за правителями областей и чиновниками. Следили за гражданским судопроизводством, посещали тюрьмы, в случае нарушения требовали пересмотра и доносили императору о злоупотреблениях гражданских властей. В случае крайних злоупотреблений – отлучали (даже императоров). Например, Амвросий императора Феодосия за жестокое наказание Фессалоник.
Участвовали в гражданских и общественных делах. Константин Великий разрешил требовать епископского суда – приговор окончательный – выше, как бы от самого царя. Заведывали делами вдов и сирот; опекунов (иногда были сами таковыми). Юстиниан I дал право епископам опеки над всеми бедствующими.
Проникали и в государственное законодательство. Константин Великий отменил казнь через распятие, клеймение лиц преступников. Император Гонорий уничтожил гладиаторство. Смягчили законы о рабах, пленных, об отношении родителей к детям и др. Брак и развод получили христианский характер.
Запад. Влияние - незначительное, права владения недвижимостью были другими. Короли давали на содержание населенные имения и области. Поэтому епископы были в ленных отношениях к светским владетелям (вассал – феодал). Эта зависимость перешла и из гражданской сферы в церковную. Каждый феодал выбирал у себя епископа. С X в. короли и князья ставили епсикопов с помощью кольца и жезла (инвеститура) – без нее не было церковного посвящения (ставили даже пятилетних мальчиков). Вместе с этим даровалось и право суда.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1541;