Роль платежного баланса в денежном предложении

Прежде чем проанализировать влияние состояния платежного баланса на динамику предложения денег внутри страны, исследуем динамику движения капитала в последние годы.

Несмотря на «хроническое» положительное сальдо торгового баланса страны (в силу значительных объемов экспорта углеводородов), баланс движения капитала для нашей страны длительное время был отрицательным – в течение пятнадцати лет до 2005-го года Россия была нетто-экспортером капитала: из страны уходило больше денег, нежели вкладывалось в нее.

Однако в 2005-м ситуация изменилась, и хотя именно в тот год чистый приток капитала был еще относительно невелик (всего 1,1 млрд дол.), но это означало перелом тенденции на ближайшие несколько лет. В 2006-м цифры были более впечатляющими: чистый приток капитала составил 41,6 млрд дол., в 2007-м - уже 82,3, а в первой половине 2008 года - 17 млрд долларов.

Этот период избыточной глобальной ликвидности и недооцененных рисков был отмечен масштабным притоком западного капитала во все крупные развивающихся страны с рыночной экономикой. Однако в России ситуация была нетипичной в том смысле, что в отличие, например, от других стран БРИК капитал шел сюда не в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а в основном (60-70 %) в форме предоставления кредитов российским корпорациям и банкам. Это косвенно указывает на недостаток веры иностранных инвесторов в безопасность прямых инвестиций в экономику России, а также на высокие внутренние барьеры для ПИИ из-за проводимой правительством политики ренационализации и его стремления захватить контроль над стратегическими секторами экономики.

Кроме того, это стало косвенным индикатором того, что инвесторы предпочитали инвестиции в виде кредитов, а не вложений в акционерный капитал, поскольку считали, что правительство прибегнет к своим крупным финансовым резервам для того, чтобы при неблагоприятном развитии событий помочь - прямо или косвенно - проблемным должникам (и это действительно имело место в активной фазе кризиса 2008-2009 годов). Тем самым финансовые резервы правительства рассматривались как обеспечение быстро нарастающего объема кредитов.

В результате общий внешний долг корпоративного и банковского сектора России вырос примерно со 108 млрд дол. на 1 января 2005-го до 505 млрд дол. на 1 октября 2009 года. В 2005-2008 годах средняя доля кредитов в общем внешнем долге составляла 67% для банков и 76% для нефинансовых предприятий, а во время активной фазы финансового кризиса эти показатели выросли соответственно до 73% и 81%.

Подобная экспансия дешевых иностранных кредитов на российском рынке стала основным источником экономического роста в России в 2005-2008 годах («вторая фаза»), превзойдя в этом качестве доходы от экспорта нефти и опровергнув пессимистические прогнозы относительно грядущего замедления роста.

Приток кредитов в большой мере способствовал также впечатляющим темпам роста реальной заработной платы (10-16% в год), которые намного опережали темпы роста производительности труда, что способствовало политической стабильности в стране. С другой стороны, рост зарплат заметно снизил и так невысокую конкурентоспособность российской экономики. Экономический рост был обусловлен в основном массовым притоком в страну «легких денег», а не повышением эффективности и производительности экономики.

С началом мирового финансового кризиса фактор «легких денег» сошел на нет.

Экономический кризис 2008-2010 годов подтвердил очевидную несостоятельность модели развития, основанной на быстром увеличении внешних корпоративных долгов. Начиная со второй половины 2008-го, в ходе активной фазы глобального финансового кризиса, капитал начал быстро уходить из страны (как и с других развивающихся рынков), в результате чего Россия осталась с огромным корпоративным внешним долгом, большую часть которого составляли краткосрочные займы. Бегство капитала началось во второй половине 2008-го, когда из страны утекло 150 млрд дол., и продолжалось в 2009-м, когда чистый отток капитала достиг 52 млрд дол., и в 2010-м (чистый отток капитала 38,3 млрд дол. - при правительственном прогнозе нулевого оттока на 2010 год). В общей сложности за время этого кризиса из страны ушло больше иностранного капитала, чем пришло в нее ранее - в 2005-2008 годах.

Чтобы компенсировать массовый отток ликвидности, правительство было вынуждено использовать накопленные им резервы.

Центральный банк России потерял около 200 млрд дол. из своих валютных резервов, пытаясь замедлить резкое обесценение рубля и тем самым облегчить российским банкам погашение некоторых кредитов, номинированных в иностранной валюте. На 1 июля 2008-го внешний долг российских банков в иностранной валюте превышал 100 млрд дол., и многие эксперты считают это реальной причиной того, почему Центральный банк перешел к политике «постепенного» обесценения рубля, в отличие от быстрого обесценения, которое казалось естественным в ситуации резкого изменения сальдо внешней торговли России.

Правительство стремилось поддержать на прежнем уровне и даже увеличить свои расходы, чтобы помочь экономике пройти через кризис. Общие оценки размера антикризисной помощи правительства колеблются от 3% ВВП в 2009 году (официальная оценка) до 7% ВВП с учетом мер, принятых в конце 2008-го. По этой причине федеральный бюджет России на 2009 и 2010 годы принимался с дефицитом. В 2009-м фактический дефицит федерального бюджета составил 5,9% ВВП, а в 2010 году - 4,1%. Федеральный бюджет на 2011-й также прогнозировался с дефицитом в размере до 2% ВВП, даже с учетом предстоящего увеличения налоговых сборов (более 2% ВВП), однако фактически в течение года сохранялся профицит бюджета (скажем об этом позже).

Таким образом, совершенно ясно, что даже масштабная помощь правительства не смогла предотвратить серьезный провал экономики России. Несмотря на огромный объем помощи, ВВП в 2009-м уменьшился на 7,9% - самый большой спад за 15 лет (с 1994 года). Это даже больше, чем в год дефолта (1998), когда ВВП сократился «всего» на 5,3%. В первом квартале 2010-го ВВП России увеличился на скромные 2,9% - и это на фоне катастрофического спада в I квартале 2009 года, когда ВВП сократился на 9,8% по сравнению с I кварталом 2008-го.

Чистый отток капитала из России продолжился и в 2011 году, составив по итогам года около 85 млрд долл. В 2012г. по оценке ЦБ – 56,8 млрд долл, причем если бы банковский сектор не «ввез» 23.,6 млрд, отток составил бы 80,4 млрд. За 2013 г. - -61,0 млрд, причем в банковском секторе отток составил 7,5 млрд.

В 2014 г. по оценке Банка России чистый отток капитала составил 152 млрд долл., при этом только в октябре чистый отток капитала частного сектора превысил $25 млрд (рассчитывается как сумма интервенций Банка России и сальдо счета текущих операций при нулевом сальдо финансового счета денежных властей).

Отток капитала частного сектора (-152,8 млрд дол.) вырос в 2,5 раза по сравнению с 2013 г. (-62,1 млрд дол.) и в 2,7 раза по сравнению с 2012 г. (-56,6 млрд дол.) и превысил показатель года начала мирового структурного кризиса (-133,6 млрд дол. в 2008 г.).

Эксперты ВШЭ отмечают, что в октябре 2014 г. объем валютных интервенций Центробанка составил около $27 млрд. Этот показатель по объему уступает только интервенциям, которые регулятор проводил в кризис 2008-2009 гг. Эксперты ВШЭ объясняют интенсивные действия регулятора на валютном рынке дефицитом валюты по счету текущих операций и возобновлением интенсивного оттока капитала, передает ТАСС.

Чистый вывоз капитала банками и предприятиями из России составил в 2015 г. $56,9 млрд, что в 2,7 раза меньше, чем в 2014 г."В отличие от предыдущих лет, главной составляющей в структуре чистого вывоза капитала стало погашение частного внешнего долга. Наиболее значимым было сокращение внешних обязательств банков, которое осуществлялось не только за счет продажи иностранных активов, но и за счет средств, аккумулируемых по операциям текущего счета. Прочие секторы, находясь в жестких условиях внешнего финансирования, также вынуждены были осуществлять погашение внешней задолженности при минимальном за последние годы размере наращивания иностранных активов, главным образом в форме прямых инвестиций", - отмечает ЦБ.

Между тем положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса России составило в 2015 г. $65,8 млрд, что на 12,7% больше, чем в 2014 г. ($58,4 млрд). "Растущий профицит текущего счета стал результатом существенного уменьшения отрицательного вклада баланса услуг и инвестиционных доходов, в том числе за счет сокращения платежей по обслуживанию внешнего долга, в условиях снижения общего объема задолженности перед нерезидентами", - заключает ЦБ.








Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 513;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.