Предложение денег коммерческими банками
Предложение новых денег центральным банком является лишь частью денежного предложения на любом из названных рынков. Новые деньги, обслуживающие трансакции на рынке товаров, создает не только центральный банк, но и коммерческие банки.
Коммерческие банки, создают только безналичные деньги, главным образом, путем монетизации частного долга (учета векселей и предоставления краткосрочных кредитов). Теоретически не исключается также монетизация частными банками государственных облигаций, т.е. открытие счетов правительства в результате покупки государственных облигаций. В Соединенных Штатах, в годы второй мировой войны такой путь создания безналичных денег сыграл важную роль в финансировании расходов правительства. Точно также теоретически не исключается монетизация частными банками золота и иностранной валюты. Но в современной России коммерческие банки скорее инвестируют в государственные облигации и валюту часть своих резервов ликвидности, чем создают новые деньги путем монетизации иностранной валюты и государственного долга.
Банковские резервы формируются не только за счет кредитов центрального банка, но также за счет вкладов фирм и домохозяйств и собственного капитала банков. На рынке ценных бумаг присутствует в качестве покупателя не только центральный банк, но и коммерческие банки, фирмы, индивиды. Все они создают определенное денежное предложение на рынке ценных бумаг. Разумеется, на рынке товаров функционируют не только вновь созданные деньги, но и те деньги, которые уже находились в хозяйственном обороте или служили прежде праздными остатками.
Тем не менее, новые деньги, создаваемые центральным банком, играют важную, специфическую роль в каждой сфере функционирования денег, даже если удельный вес денег центрального банка в данной сфере не велик. Постараемся четко определить ту специфическую роль, которую играет предложение денег центральным банком.
Здесь важно учитывать следующее. Понимание того, в какой мере национальный денежный запас (денежная масса) является величиной, формирующейся экзогенно, а в какой – эндогенно, крайне важно для национальной экономики. С одной стороны, экзогенный характер денежной массы предопределяет эффективность денежно-кредитной политики, так как только в этом случае меры по регулированию количества денег в обращении достигают своей цели. С другой стороны, эндогенный характер денежной массы делает возможным насыщение экономики деньгами в соответствии с потребностью в них в случаях необоснованного ограничения предложения денег со стороны монетарных властей.
В экономической теории принято считать, что денежное предложение центрального банка в целом экзогенно и зависит от целей ДКП.
Денежное предложение коммерческих банков носит эндогенный характер и зависит как от ставки процента, так и от потребности нефинансовых агентов в кредитных ресурсах. «Предложение депозитных денег в принципе детерминируется потребностями реального сектора в деньгах и функционирующего капитала – в ликвидных активах» (В.Е.Маневич).
Важнейшим каналом эндогенного увеличения денег банковской системой выступает механизм банковского мультипликатора, представляющий собой процесс самовозрастания банковских депозитов в цепи метаморфоз «депозит-ссуда-депозит-ссуда-депозит», то есть создание дополнительных платежных средств (кредитных денег) в ходе активных операций по кредитованию клиентов (поговорим об этом позже).
Предложение денег коммерческими банками в форме открываемых депозитов (возникают ли эти депозиты в результате вкладов фирм и домохозяйств, или же в результате кредитов, предоставленных фирмам и домохозяйствам) подчинено определенным зависимостям, из числа которых экономическая теория обычно на первое место ставит зависимость денежного предложения от ставки процента. Конечно, существуют и другие факторы, детерминирующие денежное предложение коммерческих банков, например, величина, доступность и цена банковских резервов, изменения в предпочтении ликвидности, степень доверия при выдаче кредитов, ожидаемая инфляция и т.д. Но все эти факторы, начиная с важнейшего – ставки процента, – во-первых, являются эндогенными, внутренними параметрами экономической системы (не всегда четко измеримыми количественно), во-вторых, практически все они испытывают обратное воздействие со стороны совокупного предложения денег.
Напротив, предложение денег центральным банком является независимым (экзогенным) параметром экономической системы, оно может задаваться независимо от изменения того или иного фактора, детерминирующего предложение денег коммерческими банками (например, независимо от рыночной ставки процента). Именно поэтому центральный банк может целенаправленно воздействовать на денежное предложение практически во всех сферах функционирования денег.
Однако когда мы говорим о том, что предложение денег центральным банком носит экзогенный характер, другими словами, что оно может сознательно задаваться денежными властями, мы должны сделать, по крайней мере, одну важную оговорку. Если центральный банк создает новые деньги путем покупки золота или иностранной валюты, причем цена золота фиксирована, а валютный курс сознательно удерживается в достаточно жестких пределах, предложение денег центральным банком зависит не столько от усмотрения денежных властей, сколько от предложения золота и иностранной валюты. В этом случае предложение денег центральным банком фактически перестает быть экзогенным параметром экономической системы, оно зависит от чистого экспорта и ввоза в страну золота или иностранной валюты: Центральный банк в проведении своей денежной политики утрачивает возможность ориентироваться на потребности экономики в деньгах, он вынужден ориентироваться на поддержание валютного курса или цены золота. В таком случае денежная политика вновь ставится в зависимость от платежного баланса, как это было во времена золотого стандарта. Как говорил Элвин Хансен, страны, чье денежное обращение зависит от платежного баланса, не являются хозяевами своей экономической судьбы.
И еще один момент следует учитывать – отсутствие значительной корреляции между динамикой денежной базы и денежной массы. Изменения денежной массы обусловлены различными причинами как со стороны спроса на деньги, так и со стороны их предложения. Даже если монетарные власти вне связи со спросом на деньги обеспечивают экзогенное увеличение незаимствованной денежной базы – желаемого увеличения денежной массы может не произойти. «Можно соблазнять предпринимателей низкими ставками по банковским кредитам, но нельзя принудить их получать кредиты и осуществлять инвестиции».
В связи с особенностями каналов эмиссии денег следует рассмотретьпроблемы получения сеньоража.
В экономической литературе спорным является вопрос о том, создают ли банки реальное богатство, выпуская наличные и безналичные деньги. В то же время, бесспорным является положение, что доход от создания новых денег центральным банком (сеньораж) является собственностью государства и должен перечисляться в бюджет. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Сеньораж, если он действительно перечисляется в доход бюджета, может составить значительную часть этого дохода. За счет этих средств можно было бы решить многие социальные и экономические проблемы. Например, за счет сеньоража можно было бы восполнять хронический разрыв между сбережениями и накоплениями, который в последние годы в России составляет 1200-1500 млрд руб. ежегодно.
Разрыв между сбережением и накоплением в российской экономике обусловлен не только тем, что в основе эмиссии денег лежит монетизация иностранной валюты, а не монетизация задолженности правительства или банков, но также массированным вывозом капитала частным сектором. Наращивание валютных резервов и монетизация иностранной валюты – это, по своей экономической природе, лишь одна из форм вывоза капитала.
Между тем, эмиссионный доход – сеньораж – возникает только в условиях обращения кредитных денег, когда создание новых денег практически ничего (или почти ничего) не стоит обществу. В случае если новые деньги выпускаются в обмен на золото, эмиссионный доход отсутствует, если новые деньги выпускаются в обмен на бумажную иностранную валюту, сеньораж получают правительства других стран, которые эмитировали эту валюту путем монетизации государственного долга. Монетизация иностранной валюты Центральным банком России позволяет правительствам других стран, например, Соединенных Штатов, расширить свой государственный долг и увеличить расходы бюджета. В то же время, по подсчетам В.Е.Маневича, ежегодно упущенный сеньораж (равный приросту денег центрального банка в обращении) составляет в России весьма существенные суммы. Так, в 2003 году упущенный СЕНЬОРАЖ составил 15,9% от доходов федерального бюджета и 17,0% от валовых инвестиций в основной капитал. Эти цифры верны, разумеется, при том допущении, что прирост денег центрального банка действительно соответствует потребностям экономики в увеличении количества денег. Данные за 2004 год, очевидно, свидетельствуют о том, что выпуск денег в обращение Центральным банком был недостаточным. Этот вывод подтверждается напряжением на рынке краткосрочных кредитов в этот период. Следовательно, фактически упущенный СЕНЬОРАЖ был больше количества денег, выпущенных в обращение Центральным банком.
Использование эмиссионного дохода в качестве одного из источников финансирования государственного бюджета может осуществляться различными путями. Прямое финансирование бюджета за счет выпуска денег связано с риском, что выпуск денег центральным банком будет определяться не потребностями экономики, а запросами правительства. Поэтому прямое кредитование Центральным банком правительства запрещено в большинстве стран.
Центральный банк не должен выпускать деньги специально для финансирования государственного бюджета, но выпуск денег для нужд экономики должен составлять доход государства. Наиболее рациональным и распространенным в развитых странах является другой путь использования эмиссионного дохода: правительство выпускает облигации и размещает их на финансовом рынке, и за счет привлеченных средств финансирует свои расходы, скажем, дорожное и жилищное строительство; центральный банк выпускает деньги и покупает облигации правительства у их держателей. Облигации правительства в портфеле центрального банка, либо считаются погашенными, либо почти весь доход от этих облигаций, включая сумму погашения, возвращается в бюджет. В принципе, правительство может расширять государственный долг, не используя средств налогоплательщиков для его погашения и обслуживания, в пределах сеньоража, т.е. дохода центрального банка от выпуска новых денег, но лишь при условии, что новые деньги создаются центральным банком исключительно путем монетизации государственного долга.
Цена, которую платит центральный банк при покупке иностранной валюты, зависит от валютного курса. Чем ниже курс национальной валюты, тем больше банкнот должен выпустить центральный банк в обмен на одно и то же количество иностранной валюты. Если при этом центральный банк стремится не допустить повышения курса национальной валюты, возникает ситуация, когда страна не только не получает эмиссионного дохода, но должна нести значительные затраты для того, чтобы изъять из обращения чрезмерное количество денег, выпущенных центральным банком в обмен на иностранную валюту. Именно такое положение сложилось в России в последние годы.
Чем ниже курс национальной валюты (рубля) относительно международного платежного средства (доллара), тем выше доходы экспортеров, но это отнюдь не означает, что тем выше доходы от экспорта для страны в целом. Заниженный валютный курс, сам по себе, не увеличивает доходы страны, он ведет лишь к перераспределению ее доходов в пользу экспортеров: чем ниже курс национальной валюты, тем дороже страна платит своим экспортерам за ввезенную ими иностранную валюту. А платить экспортерам страна может только за счет других участников экономики, а именно тех, кто покупает иностранную валюту. Заниженный курс национальной валюты означает, что страна, за счет внутренних ресурсов, выплачивает экспортерам своеобразную поощрительную премию, которую можно назвать также экспортной премией.
Конечно, не вся валюта, вырученная от экспорта товаров и услуг, продается на внутреннем рынке. Часть этой валюты используют для импорта сами экспортеры, часть – вновь вывозится за границу в качестве прибыли иностранных инвесторов и зарубежных инвестиций российских фирм и корпораций. Часть выручки от экспорта вообще не поступает в страну. Экспортную премию экспортеры получают лишь в той мере, в какой они продают валюту на внутреннем рынке.
Центральный банк – не единственный покупатель иностранной валюты на внутреннем рынке. В России в последние полтора десятилетия сложилась традиция держать часть сбережений в наличной валюте, поэтому часть притекающей в страну валюты (правда, незначительную) покупает население. Определенную часть валюты держат банки и другие игроки валютного рынка. Но основными покупателями иностранной валюты являются импортеры. Фирмы и отрасли, продающие иностранную валюту, получают экспортную премию за счет импортеров и конечных покупателей импортной продукции (фирм и домохозяйств), но лишь в той мере, в какой экспорт уравновешивается импортом.
Поскольку для России характерен хронический и массированный перевес экспорта над импортом, на валютном рынке постоянно образуется избыток предложения иностранной валюты. Если бы в России импорт полностью уравновешивал экспорт, проблема излишнего предложения иностранной валюты вообще не возникала. Тогда экспортную премию (при заниженном курсе национальной валюты) полностью выплачивали бы импортеры и, в конечном счете, потребители импортной продукции. То, что выигрывают на заниженном курсе экспортеры, теряют импортеры.
Удорожание импорта может в какой-то мере быть полезным, поскольку сдерживает иностранную конкуренцию на внутреннем рынке. Однако, вместе с тем, удорожание импорта сдерживает ввоз нового оборудования и технологий, ведет к удорожанию необходимых для производства материалов и комплектующих, толкает вверх цены отечественных товаров – субститутов, в целом – способствует росту цен. В импортной продукции нуждаются практически все отрасли и сектора экономики, и, разумеется, конечные потребители – население, но основными экспортерами являются производители сырья и энергоносителей. Поэтому заниженный курс национальной валюты является мощным инструментом перераспределения доходов (и, возможно, части капитала) между отраслями и сферами экономики.
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 830;