На 1 апреля 2016 г. валютный канал – 73,5% (с золотом), кредитный – 14,7%, фондовый – 2,1%.
Итак, каналы создания и введения в обращение денег центрального банка можно подразделить на две качественно различные категории:
- во-первых, монетизация золота и иностранной валюты (валютный канал),
- во-вторых, монетизация государственного и частного долга (фондовый и кредитный каналы).
Между этими двумя категориями существует принципиальное различие. В случае, когда происходит монетизация золота или иностранной валюты, страна платит за новые деньги экспортом своих товаров или затратами на добычу золота, в случае монетизации кредита страна от этой платы освобождается. В первом случае деньги являются, по сути дела, «золотыми», даже если в обращении находятся только бумажные деньги и называются они банкнотами, хотя вернее было бы назвать их золотыми или валютными сертификатами. Напротив, когда новые деньги создаются на основе монетизации государственного или частного долга, в стране обращаются действительно кредитные, а не золотые деньги, и их название – банкноты – соответствует их экономической природе.
Нужно подчеркнуть, что выпуск денег в обращение путем покупки центральным банком иностранной валюты, по своей экономической природе не отличается от монетизации золота. Покупает ли центральный банк золото или иностранную валюту, и к тому, и к другому случаю применимы слова Давида Рикардо: «деньги – импортный товар».
Иностранная валюта поступает в страну в результате экспорта товаров и услуг. Часть этой валюты остается в стране благодаря превышению экспорта над импортом. В течение нескольких веков, когда деньгами служили золото и серебро, все европейские страны стремились поддерживать активный торговый баланс (обычно – в ущерб своим соседям и конкурентам), обеспечивающий приток в страну драгоценных металлов и увеличение количества денег. Политика, направленная на поддержание активного платежного баланса, получила название меркантилизма. Со времен Адама Смита, когда золото в обращении начали замещать кредитные деньги, меркантилизм стали считать вредным предрассудком, фетишизирующим драгоценные металлы. Это не вполне верно: как показал Кейнс, меркантилизм не был предрассудком до тех пор, пока страны не имели другой возможности увеличить количество денег и добиться снижения ставки процента, кроме ввоза золота в обмен на свои товары. Однако в XXI веке стремление постоянно поддерживать массированный активный торговый баланс, фетишизация иностранной валюты действительно являются вредными и опасными предрассудками.
Основным каналом денежного предложения центрального банка с середины ХХ века стали операции с облигациями правительства. Этот канал денежного предложения позволяет решать целый комплекс проблем. Во-первых, доход от эмиссии денег центрального банка почти полностью направляется в государственный бюджет. Расходы бюджета расширяются за счет дефицита, тем самым расширяется агрегированный спрос в экономике, ускоряется ее рост.
Во-вторых, поскольку важнейшими держателями государственных облигаций являются коммерческие банки, центральный банк, варьируя цену облигаций, может побудить коммерческие банки либо продавать облигации правительства центральному банку, либо покупать их. В результате банковские резервы либо расширяются (тогда, в обычных условиях, расширяются кредиты), либо сокращаются (тогда сдерживается чрезмерная кредитная экспансия банков).
В-третьих, при достаточно развитом рынке государственных облигаций центральный банк (руководствуясь не коммерческими целями, а задачами экономической политики), определяя цену покупок и продаж государственных облигаций, тем самым оказывает решающее воздействие на ставки процента на финансовых рынках, включая ставки по кредитам. То есть через этот «канал тонкой настройки» ЦБ может предсказуемо влиять на кредитную активность комбанков (канал рефинансирования такой предсказуемости не обеспечивает).Операции центрального банка на рынке государственных облигаций – мощный рычаг воздействия на ликвидность банков, на их кредитную активность, на ставку процента, и, наконец, на доходы и расходы государственного бюджета, в целом – на агрегированный спрос в экономике и экономический рост.
Предложение денег центрального банка по каналам открытого рынка государственных облигаций или поддержания банковских резервов, конечно, воздействует на обеспечение деньгами реального хозяйственного оборота, но это воздействие носит косвенный характер (в отличие от прямого воздействия, скажем, путем переучета векселей или монетизации иностранной валюты). В странах с развитой банковской системой и устойчиво развивающейся экономикой косвенное воздействие денежного предложения центрального банка на реальный сектор оказывается достаточно эффективным, хотя, в определенные моменты, оно таит в себе опасность перекосов в распределении денежных средств между рынками экономики. А именно, деньги могут отвлекаться от реального сектора, от спроса на потребительские и инвестиционные товары на спекулятивные финансовые рынки. Это ощутимо сказывается на соотношении спроса и предложения денежных ресурсов. Происходит значительное повышение процентных ставок, в результате чего ухудшаются общие условия финансирования капитальных вложений и происходит своеобразное "вытеснение" части заемщиков с денежного рынка. По той же причине возможно и сокращение части потребительских расходов, финансируемых за счет кредита. Такие последствия государственных займов получили в экономической теории название «эффекта вытеснения». В случае возникновения такой опасности, законодательство Соединенных Штатов предоставляет центральному банку (Федеральной резервной системе) право административно ограничивать использование кредитов при покупке ценных бумаг, и, тем самым, перекрывать возможность оттока денег из реального сектора на финансовые рынки.
О том, в какой мере фондовый рынок в различные периоды отвлекал денежную массу от реального сектора в РФ, можно судить по следующим данным, приведенным в таблице 1.
Таблица 1. Объем рынка ГКО-ОФЗ на конец года
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 691;