Формы ознакомительной работы. Экскурсия. На выставке, вернисаже дети имеют возможность увидеть своими глазами сразу несколько видов декоративно-прикладного искусства и множество его
Экскурсия. На выставке, вернисаже дети имеют возможность увидеть своими глазами сразу несколько видов декоративно-прикладного искусства и множество его произведений.
Ознакомление с музеем декоративно-прикладного искусства или выставочной экспозицией, посвященной теме народного искусства. Дети знакомятся со всеми экспонатами, представленными на выставке или в музее. Это позволит им составить самое общее представление о том, что такое декоративно-прикладное искусство в его многообразии видов и форм. На протяжении всей экскурсии педагог в основном отвечает на вопросы детей, обращает внимание на какие-то отдельные экспонаты, но глубоких знаний о представленной экспозиции не дает. Его роль заключается в поддержании интереса детей к данному виду искусства, который становится основой формирования эстетического отношения к нему. При первой встрече появляется некая интрига, поскольку дети, испытывая эмоционально-эстетическое восхищение и наслаждение, нуждаются в разъяснениях взрослого, которые станут основой будущих бесед на втором этапе ознакомления.
Анализ произведений декоративно-прикладного искусства в соответствии с определенной темой. Педагог — не сторонний наблюдатель, а активный участник. Дети включаются в процесс сотворчества, открытия произведения. Чтобы вторая встреча не превращалась в монолог, который может оттолкнуть детей, разочаровать, следует вести беседу-диалог, с вопросами, примерами, сравнениями, которые дети сами пытаются привести. Вызвать интерес детей и сохранить его на протяжении всего процесса ознакомления — вот основная задача педагога
Условия музея не позволят тщательно проанализировать каждый экспонат, так как много отвлекающих факторов, которые в связи с возрастной неустойчивостью внимания дошкольников активно воздействуют на них.
Поэтому подробной схемой анализа целесообразно пользоваться на занятии в саду, где привычная обстановка не содержит серьезных раздражителей.
В ходе экскурсии необходимо:
- выяснить эмоциональное отношение дошкольников к произведениям;
- определить назначение предмета;
- дать общую внешнюю характеристику произведению (возможно ознакомление с отдельными историческими фактами);
- выделить индивидуальные черты изучаемого объекта, его своеобразие;
- провести аналогию с предметами современности, выполняющими такую же функцию, сравнить их внешнюю и художественно- эстетическую характеристику;
- дать возможность детям самим аргументированно высказать свои впечатления.
Закрепление материала в форме занятий, игр, практической деятельности или повторного посещения выставочной экспозиции. На этом этапе выявляется качественный уровень усвоения детьми материала. Здесь важную роль играет временной фактор, а именно повторение — возвращение к пройденному материалу с целью его углубления.
Экскурсии можно проводить:
- в музеях декоративно-прикладного искусства;
- в музеях, посвященных отдельным промыслам, например, Музей матрешки, Музей дымковской игрушки и т.д.;
- в музеях искусства, на выставочной экспозиции, посвященной отдельным видам народного искусства;
- на предприятиях, занимающихся выпуском предметов декоративно-прикладного искусства;
- на открытых передвижных выставках, вернисажах, ярмарках;
- виртуально.
Занятия, как и экскурсии, могут быть отражением разных этапов ознакомления:
- общеознакомительные, на которых формируется общее представление дошкольников о народном искусстве или его отдельных видах;
- обучающие, на которых формируется прочная основа знаний, умений. И в этом случае целесообразно использовать схему анализа произведения для того, чтобы разносторонне подойти к определению художественно-эстетического своеобразия того или иного произведения декоративно-прикладного искусства.
Можно предложить следующую схему проведения и анализа подобного занятия:
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 2114;