Методика ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства
Общие положения
Народное искусство в силу своей простоты и доступности, жизнерадостности и живого характера играет важную роль в творческом становлении дошкольников, в развитии их воображения, фантазии, инициативы, самостоятельности, художественного вкуса. «Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творчества и художественной интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества»1
1.Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М., 1981. — С. 57.
Опираясь на разработанное отечественными психологами положение о том, что развитие творческих способностей находится в зависимости от расширения практического опыта и участия в различных видах художественной деятельности, Ю. А. Самарин в способностях выделяет три стороны:
- накопление и систематизация знаний;
- формирование потребностей в определенных видах деятельности;
- роль умений в решении творческих задач. Это положение подтверждается данными из исследований J1. С. Выготского, А. В. Запорожца, Е. И. Игнатьева, А. Н.Леонтьева, Б. М.Теплова и др.
Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее:
- народное искусство — своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;
- в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
- произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстетическим суждениям. Это утверждение правомерно, поскольку, соприкасаясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребенка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность. Самостоятельно вычленить все выразительные средства, к которым прибегает умелец, не всегда доступно ребенку. Но при помощи педагога дошкольнику открываются широта и лаконизм декоративного искусства, которое обладает не только потрясающей силой воздействия на ребенка, но и богатейшей основой обучения его основам изобразительного искусства. Именно в декоративно-прикладном искусстве все выразительные средства явственно проступают в произведениях, они четко просматриваемы и ощущаемы. Это не означает, что изобразительную грамоту дети постигают только на занятиях по ознакомлению с народным искусством. Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, архитектурой и дизайном важно и значимо для творческого становления дошкольника. Речь идет о том, какие виды искусства на каком этапе обучения и в какой форме должны привлекаться педагогом, чтобы формировать эстетическое отношение дошкольников к произведениям искусства и на его основе развивать творчество детей
Ознакомление дошкольников с произведениями декоративно- прикладного искусства включает:
- отражение воспринятых декоративных образов;
- различение разных видов декоративно-прикладного искусства;
- вычленение отдельных выразительных средств;
- выделение мотивов и узоров.
Всякое ознакомление включает:
- активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.);
- сложную аналитико-синтетическую деятельность, которая предполагает анализ и синтез выразительных средств декоративного образа;
- субъективность оценки (каждый человек (ребенок) воспринимает произведения народных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей).
Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осуществляется в несколько стадий:
- стадия целостного изучения. Дети воспринимают целостный образ произведения декоративно-прикладного искусства;
- стадия константности. Дети воспринимают произведения народных мастеров как относительно постоянные по форме, цвету, величине предметы, обладающие рядом существенных, индивидуальных черт;
- стадия структурности. Дети учатся синтезировать свои впечатления, художественно-эстетический, личный опыт для того, чтобы выделить структуру декоративного образа, его выразительные средства, при взаимодействии которых удается создать целостный образ;
- стадия осмысленности. Дети осознают зависимость выразительности декоративных образов от материала, техник и средств, которые используются мастерами;
- стадия избирательности. Каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.
В процессе ознакомления с тем или иным видом декоративно- прикладного искусства дети воспринимают произведение не только как самостоятельно существующий объект искусства, но и как выразительный компонент времени, пространства, культуры, по которому мы можем судить о характерных особенностях эпохи, области, ремесла и т. д.
Выделим фазы ознакомления дошкольников с народным искусством:
- подготовительная. Накопление ребенком художественно- эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать произведения народных умельцев;
- аналитическая. Активное восприятие произведения, формирование эстетической оценки воспринимаемого образа;
- творческая. Самостоятельное включение декоративного образа в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества;
- оценочная. Сравнение и оценка других произведений изобразительного искусства, вычленение общих и отличительных черт.
Внесение любого предмета народного искусства в группу вызывает у детей положительные или отрицательные эмоции, посредством которых первоначально воспринимается и оценивается окружающий мир, стимулируется активность человека, так как они служат своеобразным регулятором его поведения в творчестве. Как показывает практика, встреча с ними всегда вызывает только положительные эмоции, поскольку в них содержатся свет, тепло, любовь мастера, пронесшего традиции того или иного промысла через столетия.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 3440;