Социология действующего права
Принципиальный разрыв марксистской теории права с юридической догматикой означает ее особый интерес к социологии действующего права. Исторический материализм — общая социологическая теория философского уровня — предполагает широкий философский и социологический подход к праву и его действию. Отсюда следует, что марксистско-ленинская общая теория права есть в то же время его философия и социология. Как было показано во введении, это означает, что она включает в свою область не только анализ позитивного (действующего) права, но и проблемы социально-философского уровня, а также конкретные социологические исследованияw.
Социология права в качестве философско-социологического подхода к праву, требующего выявления социального содержания правовой реальности и ее взаимодействия с иными факторами общественной жизни, смыкается с общей теорией права, составляет ее органическую часть, столь же важную, как общефилософское осмысливание права и методология изучения правовой действительности. Единство философского, социологического и позитивного подхода к праву, иначе говоря, единство основных элементов общей теории права, не исключает, конечно, возможности относительно самостоятельных направлений исследования правовой реальности, специфической проблематики каждого из этих направлений. В целом марксистско-ленинская общая теория права только обогащается, если расширяют-
45 Ленинское учение о демократии и законности и его значение для современности. Под ред. Д. А. Керимова, М. П. Лебедева и А. В. Мицкевича. М„ 1973, с. 8.
46 Вопросы специфики теории, философии и социологии права бурно обсуждаются в зарубежной юриспруденции (Rec'htstheorie. Frankfurt, 1971). Обстоятельную оценку состояния этого вопроса дал Г. Кленнер в журнале АН ГДР (Rechtstheorie. Beitrage zur Grundlagendiskussion. Wissen-schaft Akademie der DDR, 1973, 3, S. 254—258).
ся ее философские и социологические аспекты47. Социологии права в виде определенного направления в марксистском изучении действия права при помощи специфических приемов комплексных конкретно-социологических исследований может быть представлена как на уровне общей теории права, так и на уровне отраслевых юридических наук. На уровне общей теории наиболее существенной проблемой оказывается выявление социального механизма действия права и социальной эффективности правового регулирования с точки зрения наиболее общих и принципиальных ее критериев.
Предметом конкретно-социологических исследований действия права являются не сами юридические нормы, субъективные права и юридические обязанности, а фактическое поведение-лиц, осуществляющих эти права и обязанности, лежащие в основе их поведения потребности, интересы и мотивы, социально-психологические установки, преследуемые цели, играющие свою роль в принятии решений, социальные ценности и жизненный опыт, культура, профессия, связь с микросоциальной средой и т. п. При этом анализ может осуществляться применительно к малым и большим социальным группам формального и неформального свойства. Результаты конкретно-социологических исследований подлежат теоретическому обобщению и не могут быть ограничены полученными эмпирическими данными. В настоящее время такие исследования имеют большие перспективы, особенно благодаря новым и значительным возможностям, связанным с социально-математическими измерениями, развитием количественного анализа в социологии.
Вместе с этим нельзя полагать, что только конкретно-социологические исследования действия права или, как их теперь чаще называют, социально-правовые исследования являются единственным мостом, перекинутым от общественных отношений к праву и от него к реализации юридических установлении в реальных отношениях. Известно, что принципиальная связь между правом и общественными отношениями была вскрыта марксизмом более 100 лет тому назад, когда никто не занимался этими исследованиями в том виде, в котором они сейчас представлены. Для марксистской правовой мысли всегда было и остается характерным стремление связать право с реальными общественными отношениями. Можно утверждать, что марксистская социология права появилась раньше, чем наметилось увлечение социологией в буржуазной юриспруденции. Вопреки мнению многих советских и зарубежных социологов права, есть основания противопоставлять социально-правовые исследования не любой общей теории права, а лишь теории права буржуазной, отличающейся спекулятивным характером. В. П. Казимир-чук много сделал для развития марксистской социологии права
47 Право и социология, с. 51
n советской юридической науке, но он ошибается, утверждая, что вне конкретно-социологических исследований социалистическая общая теория права занимается лишь его нормативной стороной и что социальный механизм действия права может быть монополией лишь конкретно-социологического анализа. Некоторые наши юристы-ученые в самом деле склонны к юридической догматике, но нельзя считать, что только «опыты», проведенные социологами показали, что «действительный эффект правовая форма может дать только там, где имеется наиболее полное соответствие ее экономическим закономерностям»48. В данном случае конкретно-социологический анализ только лишний раз подтвердил то, что марксистской теории известно давным-давно. Надо ли было для этого проводить какие-либо новые исследования? Тот же В. П. Казимирчук пишет, что формула «правовое регулирование», понятие его механизма, разработанное нашей общей теорией права, ограничивается сферой правовой надстройки и лишь постановка вопроса о социальном действии права выводит исследователя за рамки правовой действительности, сталкивает с фактическими обстоятельствами и отношениями49. И это утверждение несправедливо. Концепция правового регулирования, разработанная в советской общей теории права, отличается от более поздней идеи социального действия права только тем, что предполагает изучение не любого влияния права, а изучение его специфически-юридического воздействия, связанного с наделением субъектов юридическими правами и обязанностями. Никто не будет спорить, что понятие социального действия права конструктивно и особенно полезно для исследования общественных условий механизма правового регулирования, но к чему же отказывать родившей эту идею концепции правового регулирования в том, что она в науке заслужила?
Такие кардинальные проблемы, как соотношение права и экономики, права и политики, права и нравственности, поставлены и успешно разрешаются марксистской общей теорией права, их принципиальное общетеоретическое решение является отправной точкой комплексных конкретно-социологических исследований, осуществляемых в советской юридической науке.
В настоящее время происходит становление социологического направления в советской науке права, направления важного и полезного. Но именно это обстоятельство заставляет с особым вниманием отнестись к высказываниям, дающим принципиальную оценку собственных достижений и положения в общей теории права, на которую опирается это направление. Пока нет причин для того, чтобы особенно хвалить результаты конкретно-социологических исследований в области действия
48 Право и социология, с. 68.
49 См. там же, с. 65—66.
права. Нет причины и для того, чтобы советскую общую теорию права сводить к позитивистской юриспруденции, считать, что она занята только анализом правовой формы. Преодоление прежнего скептического отношения многих наших ученых к социологическим проблемам права, связанным с осуществлением современными методами конкретно-социологических исследований, является велением времени, насущным и актуальным. Оно будет тем успешней, чем критичней отнесутся энтузиасты этого научного направления к его первым шагам и чем с большим уважением они воспримут все то, что было до них сделано в общей теории права. Не следует полагать, что такой подход диктуется только соображениями научной этики. Суть в том, что современная дифференциация теоретических знаний происходит в тесной связи с их интеграцией и не может вести, как уже отмечалось, к исчезновению тех отраслей науки, от которых отпочковываются новые направления.
Однако возвратимся к интересующей нас социологии действующего права. Разрабатываемая на уровне общей теории, в свете задач, которые стремятся разрешить конкретно-социологические исследования, она должна ответить по крайней мере на три вопроса: 1) что следует считать правом, об исследовании действия которого идет речь; 2) что надо понимать под социальным действием права и какова структура его механизма, а также внешняя среда, в которой механизм действия права функционирует; 3) что можно понимать под эффективностью. действия права, каковы главные показатели этой эффективности?
Не ответив на перечисленные вопросы, трудно проводить конкретно-социологические исследования в сфере реализации правовых установлении в жизни общества, в деятельности субъектов общественных отношений. Наше понимание права изложено во второй главе и здесь обратим внимание лишь на одно обстоятельство. По мысли ряда ученых, занимающихся конкретно-социологическим анализом, правом надо считать прежде всего правовые отношения, иначе путь к исследованию действия права закрыт50. С такой'постановкой трудно согласиться. Правовые отношения являются формой реализации права, но не самим правом.- К тому же это не единственная форма осуществления права.
Правовые отношения потому и являются одним из объектов конкретно-социологического исследования, что имеют, в отличие от собственно права (объективного и субъективного), поведенческое содержание, анализ которого может показать, насколько
50 Завадский С., Подгурецкий А. Конкретно-социологические исследования функционирования права.— «Советское государство и право». 1969, № 11. А. Подгурецкий идет еще дальше, придавая особое значение изучению интуитивного права (Подгурецкий А. Очерки социологии права).
претворяется в социальной действительности то, что устанавливается с качестве системы норм и прав субъектов общественных отношений. Если правоотношения и есть право, то сама проблема действенной реализации его в общественных отношениях автоматически снимается. Ведь правоотношения—лишь по своей форме должное и возможное поведение, а по непосредственному содержанию—это, как было показано, реальные действия их участников (в пределах прав и обязанностей, -закрепленных в тех или иных источниках права). Только формально-позитивистский подход к правоотношениям может трактовать их как область возможности, но тогда они не разновидность реальных отношений, а лишь некая конкретизированная конструкция тех же правовых норм. Правовые отношения необходимо исследовать средствами современной научной социологии, но это будет анализ одной из форм реализации объективного и субъективного права. В методологическом плане уяснение сущности права и сущности правоотношения необходимо, в противном случае нельзя определить эффективность собственно права.
Теперь по поводу понятия социального действия права. Механизм этого действия включает всю совокупность взаимосвязанных элементов и процессов влияния правовой действительности на существующий общественный строй. Уже упоминалось, что нельзя сводить к правовому регулированию все формы воздействия права на общественные отношения. Действие права включает общее закрепление социально-экономической и социально-политической структуры данного общества, которое достигается всеми средствами, присущими соответствующему историческому типу правопорядка. На уровне воздействия права на поведение людей оно, это действие, включает и так называемое информативное влияние. Между тем правовое регулирование предполагает только то влияние, которое связано с наделением субъектов правоспособностью (правовым статусом), субъективными правами и юридическими обязанностями.
Юридический анализ социального действия права включает исследование соблюдения, исполнения • и применения правовых норм, использования прав и выполнения обязанностей, режима законности и правопорядка, правовых отношений, юридической ответственности за правонарушения, правосознания и правовой культуры, пропаганды права и правового воспитания. Механизм действия права может рассматриваться и в социологическом аспекте. Тогда имеются в виду (1) социальные условия, находящиеся вне правового механизма, социальная среда, в которой функционирует этот механизм, и (2) социальные факторы и процессы, органически включенные в сам механизм действия права.
В первом случае мы рассматриваем право и иные социальные факторы в единой общественной системе. В плане общей теории примером такого исследования является материал, изло-
женный в начале этой работы (после введения). Право и иные социальные факторы могут исследоваться также в конкретно-социологическом плане — этому посвящены, например, главы VII—Х уже упоминавшейся нами монографии «Право и социология». Во втором случае речь идет о той социальной действительности, которой пронизаны само право и его реализация. Так, например, внутри механизма действия права происходит некий контакт между государственной волей и волей индивидов, к которым обращена юридическая норма. Речь тут идет о социально-психологическом, социально-этическом и социально-политико-идеологическом содержании механизма действия права на сознание и волю индивидов (коллективов, классов, народа); если угодно, то и о социально-психологическом переводе экономических потребностей в категории правосознания, в юридические категории. При изучении этих проблем нельзя игнорировать то, что есть разница между закономерностями, предопределяющими массовые социальные процессы, и закономерностями, детерминирующими индивидуальное поведение51.
Внутри механизма действия права оказываются и определенные стороны политических и экономических отношений, те из них, которые в данной стране опосредованы правовой формой. Ведь действием права на поведение личности, больших и малых социальных групп не исчерпывается изучение социальных аспектов правового регулирования. До сих пор еще не решены некоторые вопросы влияния права на политические и экономические отношения.
В находящейся внутри механизма действия права подсистеме «закон и государственная власть» хорошо понято воздействие государственной политики на право и роль государственной охраны норм права. Слабее вскрыто влияние права на государственную структуру и деятельность, на управленческие отношения. То, что дают в этом плане исследования в области науки государственного и административного права, традиционно, в какой-то мере формалистично. Значительные сложности пока остаются в теоретической интерпретации действия права на экономические отношения. Проблема опосредования правом экономической структуры, хотя бы и в ограниченных рамках механизма действия права, ожидает своего дальнейшего изучения.
Перечисленные социальные аспекты самого механизма действия права, социальной ткани, пронизывающей правовое влияние на общественные отношения, могут изучаться как в общетеоретическом плане, так и в конкретно-социологическом аспекте.
По существу дела никакая теория механизма действия права не может отвлекаться от эмпирических данных, в то время как конкретно-социологические исследования эмпирического уровня всегда отправляются (должны отправляться) от некой тео-
51 Ядов В А. Социологическое исследование. М., 1972.
рстической гипотезы и должны обобщаться на достаточно высоком теоретическом уровне. Другой вопрос, что наиболее сложен сам процесс перехода от абстракций высокого уровня к эмпирии и от эмпирических исследований к теоретическому выводу. Тут масса опосредующих звеньев, не полностью изученных в каждой науке, в том числе и в юридической науке. Ясно, во всяком случае, что для правоведения эмпирические исследования, осуществленные специфическими средствами конкретно-социологического анализа, не являются единственным источником знаний о праве и его реализации в жизни общества.
Юридическая практика прошлого и настоящего составляет в каком-то смысле исторический эксперимент, социальный опыт десятков и сотен лет, который так или иначе отражается в человеческом сознании, духовно усваивается и, в том числе и в логических категориях юридической науки и общей теории права в частности. И если теперь благодаря применению количественных методов и системному анализу современная научная социология может доставить нам более точные знания, то из этого еще не следует, что подобные исследования можно абсолютизировать. К тому же нет оснований ограничиваться социальным аспектом действия права.
Юридический и социальный аспект действия права подлежит не только относительно самостоятельному анализу, но и непременному синтезу на уровне философского обобщения, свойственного марксистской общей теории права. При этом выяснение юридической специфики (анализ позитивно-правового материала) непременно должно исходить из социального понимания действия права, в то время как конкретно-социологический анализ не может игнорировать специфику юридических проблем. Симптоматично, что в последние годы даже буржуазные теоретики, занимавшие крайне социологические или •сугубо нормативистские позиции, вынуждены признать полезность некоторого сближения этих направлений юриспруденции 52.
Наконец, по поводу понятия эффективности права. В самом широком смысле вопрос об эффективности действия права смыкается с проблемой действенности юридической формы в раз-
52 Так, Ф. Селзник пишет, что «связь социологии и права не может быть эффективной до тех пор, пока социологическое исследование не будет применено непосредственно к изучению правовых проблем» (Социология сегодня. М., 1965, с. 153). С другой стороны, Г. Кельзен признает, что социология права может дополнить нормативную трактовку права (К е 1 s e n Н. Justice, Law and Politics in the Mirror of Science. Berkley, 1957, p. 270). Скромные успехи буржуазной социологии права и нормативистской концепции права заставляют искать пути к их известному объединению... На какой основе может быть достигнут подобный альянс, трудно сказать. Однако не надо быть провидцем, чтобы констатировать происходящее сближение социологии и юриспруденции в рамках буржуазной науки (см. подр.: Щепань-с к и и Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969, с. 12).
личных общественно-экономических формациях. Ответ на такой вопрос может дать лишь теоретический анализ всей исторической практики, и он совпадает по существу с оценкой значения, роли определенных типов права в социальном прогрессе. В общем виде можно утверждать, что степень действенности каждого типа права определяется характером господствующих производственных отношений и их соответствием достигнутому уровню развития производительных сил общества. С этой точки зрения социалистическая правовая действительность обладает возможностями быть самой действенной, эффективной.
Однако проблема эффективности действия права чаще всего трактуется в более локальном виде. Тогда речь идет о правовой системе определенной страны в данный период, т. е. в некотором историческом срезе. Но и тут есть два аспекта вопроса. Достаточно широкий социальный аспект предполагает попытку выяснения всех форм влияния данной правовой действительности на общественный строй, включая и область общего. закрепления юридической формой общественной структуры, условий нормального функционирования господствующего способа производства.
Как и в первом случае, тут нельзя надеяться, что значительную пользу могут принести лишь конкретно-социологические исследования. Больше можно от них ожидать при изучении эффективности действия отдельных норм (институтов) права на уровне регулирования ими поведения людей (их организаций) в общественных отношениях соответствующего вида. Это второй аспект изучения эффективности действия правовой системы определенной страны в соответствующий исторический период. Строго говоря, здесь будет идти речь об эффективности-правового регулирования, а не всех форм воздействия юридической формы. Именно о таком, сравнительно узком и специфическом понимании эффективности права чаще всего и идет речь. в юридической науке. Поскольку без анализа эффективности правового регулирования, осуществляемого нормами (институтами), нельзя ничего конкретного сказать об эффективности права вообще, изучение этого вопроса имеет первостепенное значение, не говоря уже о том, что оно всегда имеет прикладное, чисто практическое значение. Об эффективности права в узком смысле и пойдет у нас речь в дальнейшем.
Юридически безупречно действие нормы права, когда она воплощается в реализуемых правах и обязанностях, которые ею предусмотрены. Однако юридическая и социальная эффективность нормы права не тождественны. Социальная эффективность предполагает достижение социально полезного результата при наименьших социальных тратах.
Можно сказать, что юридическая безупречность механизма действия права является лишь необходимой предпосылкой его социальной эффективности.
25t
В целом исследование действенности законодательства осуществляется либо в сфере его практической реализации самыми различными приемами и методами, либо проводится на основе социально-правовых экспериментов и теоретического моделирования действия проекта закона. Эксперименты в праве проводить трудно, и они могут быть весьма ограниченными. Что касается моделирования правового регулирования, то к нему намечаются сейчас лишь некоторые подходы. Таким образом, пока главный материал для суждений об эффективности действия норм права добывается только из их практической реализации.
В понимании социальной эффективности правовых норм существуют различные мнения. В большинстве случаев считают, что основным мерилом эффективности реализующейся нормы является ее цель—насколько практическое претворение нормы способствует достижению целей, поставленных законодателем 53.
Мы бы назвали эту позицию функционально-целевой. Достоинство ее в том, что появляется возможность перейти от общих рассуждений к некоторому измерению соответствия результатов действия правовой нормы поставленным перед ней задачам. Подобное измерение осуществить не просто, не только потому, что нужно определить некие индикаторы, подлежащие кванти-фикации (шкалированию), но и потому, что всегда важно вычленить действие нормы из числа иных социальных факторов, способствующих достижению поставленной законодателем цели. Если такое вычленение будет удачным, тогда в какой-то мере применимы известные математические методы корреляции, дисперсионного и факторного анализа, теории игр и т. п.54 Без подобного вычленения действия интересующей нас нормы суждения о ее действительной эффективности могут остаться весьма проблематичными.
Вычленение данной правовой нормы необходимо еще и потому, что без него невозможно сопоставить траты, связанные с действием нормы, с пользой, получаемой при достижении требуемого результата. Поскольку имеются в виду не только материальные траты, но и затраты человеческой энергии, времени, возможные моральные и организационные издержки, то
^Самощенко И. С., Никитинский В. И. Изучение эффективности действующего законодательства.— «Советское государство и право», 1969, №8;Шаргородский М. Д. Система наказаний и их эффективность.—«Советское государство и право», 1968, № 11; Конкретно-социологические исследования в правовой науке. Киев, 1967; Проблемы
•социологии права, вып. 1. Вильнюс, 1970; Человек и общество. Л., 1971.
54 Количественные методы в социологии. М., 1966. Признавая возможным количественные выражения качественных состояний, надо иметь в виду, что на сегодняшний день математический аппарат разработан в основном применительно к физическим явлениям и еще мало приспособлен для
-отражения социальных процессов.
соизмерение всего этого с социальным результатом действия нормы не может быть осуществлено только количественными методами. Известно, что цель никогда не может оправдать любые средства ее достижения, а "негодные средства в состоянии извратить и саму социальную цель, ради которой они применяются. Соотношение цели и средств ее достижения — проблема этическая, политическая, а не только экономическая, и выразить ее абстрактной формулой почти невозможно.
Из отмеченного следует, что при всей перспективности количественных измерений соответствия результата действия нормы права ее цели надеяться на одни лишь количественные показатели нельзя. Однако подобная существенная оговорка относится к любым исследованиям эффективности действия норм права и, собственно говоря, не является доводом против функционально-целевого понимания эффективности права.
Функционально-целевая позиция имеет иной, свойственный только ей самой, недостаток. Суть в том, что действительно эффективной можно считать лишь такую норму, которая способствует достижению объективно обоснованной цели. Достижение необоснованной цели—тоже результат действия нормы, но такой результат нельзя считать социально эффективным. Социально эффективной может быть лишь норма права, перед которой поставлена цель, достаточно верно отражающая объективные потребности сохранения, функционирования, развития данной социальной структуры, а в конечном счете выражающая объективные закономерности, свойственные господствующему способу производства.
Иначе говоря, проблема эффективности реализации права в общественных отношениях оказывается связанной не только с выявлением социальных результатов действия нормы права, но и с исследованием тех социальных условий, которые вызвали эту норму и ее социальную задачу. Мы бы такую постановку вопроса об эффективности права назвали причинно-функционально-целевой.
Важнейшими показателями эффективности нормы (института) права являются: а) соответствие непосредственной социальной цели законодателя объективным потребностям данного общества; б) оптимальность избранного масштаба поведения для достижения поставленной цели, возможность достижения этой цели юридическими средствами; в) соответствие средств достижения цели социальной ценности предполагаемого социального результата; г) минимальность социальных трат при максимальности социального результата; д) соответствие между .реальным результатом действия нормы и поставленной перед ней социальной целью.
В советской юридической литературе в последнее время •появился ряд исследований эффективности действия правовых .норм. К числу лучших специальных исследований относится
одна из первых монографии на эту тему — книга по трудовому праву В. И. Никитинского.55
В буржуазных странах вопросами эффективности действия норм права занимается обычно так называемая экспериментальная юриспруденция (мы не касаемся в данном случае специфической области криминологии). Экспериментальная юриспруденция не ставит перед собой задачу выявления обоснованности целей законодателя. Более того, в ней реже всего идет разговор о социальной цели как таковой. Проблема эффективности ею сводится к вопросу соотношения между правовой нормой и поведением субъекта, обладающего правами и юридическими обязанностями. По существу дела речь идет лишь о юридической эффективности действия той или иной нормы. При этом даже не обсуждается вопрос, какие социальные силы желают данного поведения и в чем состоит классово-политическая подоплека стремления обеспечить должное (возможное) поведение юридическими средствами и государственным принуждением. Вот почему обычная программа конкретно-социологических исследований сводится тут к роли юридических санкций в обеспечении требуемого поведения.56
Социология действующего права не замыкается проблемой эффективности действия норм права, хотя ее и можно считать стержневым вопросом этого направления исследований.
К числу проблем социологии действующего права относятся анализ процесса формирования объективного и субъективного права, влияния на него не только правосознания законодателей, но и судей, адвокатов, юрисконсультов, юристов-ученых, влияния общественного мнения и культуры населения, общественной психологии отдельных социальных групп и коллективов и в первую очередь политики государственной власти и конкретных экономических факторов, а также господствующих нравственных норм и ценностей.
Не менее важной проблемой социологии действующего права является изучение функционирования юридических учреждений» главным образом судебной и прокурорской деятельности, выявление роли неюридических факторов в процессе применения права, форм социального давления на правоохранительные органы, исследование самого процесса принятия актов применения закона и действенности тех или иных видов решений (приговоров), анализ влияния на эти акты общего состояния режима законности и уровня правосознания населения.
Исключительный теоретический и практический интерес
55 Н и к и т и н с к и и В. И. Эффективность норм трудового права. М., 1971; см. также: Петров И. Н. Ответственность хозорганов за нарушение обязательств. М., 1974.
56 См. напр.: My Philosophy of Law. Boston, 1941, p. 218—219;
Eckhoff. Sociology of Law in Scandinavia.—«Norms and Actions. National Reports on Sociology of Law». Hague, 1968.
может представлять изучение воздействия системы правовых норм на иные социальные институты и согласование их деятельности; актуальны конкретно-социологические исследования взаимодействия права и морали, законности и демократии не в статике (судя по нормам и провозглашенным принципам), а в динамике, в процессе реализации в практической жизни общества. Надо исследовать процессуальное право, его содержание, форму. Действие права и особенно его применение надо понимать как процесс. Если общее действие законодательства является по своей сущности социальным процессом воплощения его содержания в поступках и отношениях, который основывается на информативно-духовном влиянии, протекающем вне каких-то определенных рамок формального свойства, то правовое регулирование, осуществление прав и обязанностей юридического свойства в значительной мере регламентировано. В наибольшей мере это проявляется при применении права, при юрис-дикционной деятельности, связанной с разрешением споров о праве и с рассмотрением дел о правонарушениях.
Иначе говоря, одной из особенностей реализации права является то, что тут имеются определенные масштабы, нормы, шаблоны, которые используются для организации осуществления права и его воплощения в общественные отношения. Л. Мейхью в определенной мере прав, когда пишет: «С социологической точки зрения право должно пониматься как социальный процесс, но все больше выясняется, что понять право как социальный процесс—значит понять функциональное значение правовых норм: как они проводятся в жизнь, как применяются, толкуются и в конечном счете через посредство шаблонов использования воплощаются в институциональную структуру общества».57 И хотя автор напрасно считает социальным процессом само право, а не его реализацию, он верно подчеркивает, что правовые нормы проводятся в жизнь, воплощаются в структуре общества (в общественных отношениях) через посредство так называемых шаблонов использования. Шаблоны использования предназначены для организации осуществления права и при определенных предпосылках обеспечивают его единообразное понимание, толкование и применение, т. е. законность. Будучи основаны на демократических принципах, шаблоны использования правовых норм обеспечивают справедливое и гуманное применение закона, способствуют установлению по делу объективной истины, охраняют права граждан, исключая произвольное и противозаконное толкование закона органами юрисдикции и другими органами государственного аппарата.
О значении процессуального права в упрочении законности уже говорилось. Однако процессуальную форму реализации права нельзя сводить только к процессуальному праву, она
Американская социология. М., 1972, с. 233—234.
имеет свое социальное содержание. М. С. Строгович, например, пишет, что процессуальной формой надо считать «совокупность условий, установленных процессуальным законом для совершения органами следствия, прокуратуры и суда тех действий, которыми они осуществляют свои функции».58 Видимо, речь идет о какой-то совокупности социальных условий, опосредуемых процессуальным правом. На содержание процессуально-правовой формы обращают внимание С. С. Алексеев и В. М. Горше-нев,59 последний подвергает специальному изучению процессуальные формы правотворчества и правоприменительной деятельности.60 Надо полагать, что процессуальная форма применения права появилась значительно раньше, чем форма правотворче-ской деятельности, исторически играла решающую роль в становлении общих норм материального права (Рим). Она и в настоящее время сохранила свое первостепенное значение в обеспечении законности и правопорядка. И все же В. М. Гор-шенев имеет все основания обратить внимание на процессуально-правовую форму правотворчества. Уже отмечалось, что вопросы законности имеют значение не только для исполнения закона, но и для порядка его принятия. Коль скоро процессуально-правовая оболочка наполнена всегда социальным содержанием, его надлежит тщательно исследовать, в том числе и с помощью методов научной социологии.
Со своей стороны добавим, что процессуальное право охватывает не только законодательную и правоохранительную деятельность государства, но также издание нормативных актов и их применение в области государственного управления61, т. е. охватывает все основные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и правоохранительную (судебно-прокурорскую). Особенность процессуальных правоотношений была выяснена в начале этой главы, и состоит она, в частности, в том, что социальное содержание таких отношений полностью включает складывающиеся только на основе права фактические действия. Это обстоятельство придает конкретно-социологическим исследованиям правоотношений подоб-
и Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса, т. 1. М., 1968, с. 51. О гражданском процессе см.: Абрамов С. Н. Гражданский процесс. М., 1952; Ч е чин а Н. А. Нормы права и судебное решение. Л., 1961.
^Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе, с. 123—124; Горшене в В. М. Процессуальная форма и ее назначение.— «Советское государство и право», 1973, № 12.
60 Г о р ш е н е в В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе.
61 Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М., 1964;
Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. М., 1972. О процессуальной форме государственного права см.: Ким А. И., ochobii'! В. С. Государственно-правовые процессуальные нормы и нх особенности.— «Правоведение», 1967, № 4.
ного рода свою специфику. Надо сказать и о том, что при всем значении изучения всех указанных разновидностей процессуальных норм и правоотношений приоритетом должны пользоваться конкретно-социологические исследования судебной деятельности, ибо правосудие является и должно быть высшей юридической гарантией законности и правопорядка—оно для этого только и существует. Четко регламентированная процессуальная форма применения судами права настолько важна, что без нее самые лучшие нормы материального права окажутся бездействующими, потеряют свою реальную социальную значимость.
В этом смысле есть доля истины в замечаниях, что материальное право призвано обеспечить справедливость, а процессуальное — безопасность62. Мы не думаем, что можно исследовать социальное содержание процессуально-правовых отношений вне анализа реализации с их помощью норм материального права. Таким образом, осуществляя конкретно-социологическое исследование судебно-процессуальных отношений, сталкиваются с тем, что его предметом оказывается как бы удвоенная юридическая форма фактических отношений, направленная на обеспечение правопорядка, безопасности личности, общества и государства, путем разрешения судом конкретных уголовных и гражданских дел. Такого удвоения юридической формы нет, когда перед нами процессуальные правоотношения, опосредую-щие правотворческую деятельность органов власти и управления. Наконец, при изучении деятельности правоохранительных органов нельзя избежать проблемы соотношения компетенции суда и прокуратуры с компетенцией законодательных и исполнительных органов. Известную концепцию разделения властей марксистская наука отвергает, из чего не следует наше отрицательное отношение к самому различию работы органов власти, управления и суда. Во всяком случае, для состояния законности и правопорядка это различие имеет большое значение. Проблема не простая, но без ее соответствующей теоретической интерпретации трудно составить удовлетворительную программу конкретно-социологических исследований.
Свои особенности будут у конкретно-социологических исследований в области действия международного права. Сложность его социальной основы63 и структуры64 ставит тут специфические проблемы.65 Главная из них состоит в верной научной интерпретации экономических, политических и культурных
"Radbruch Q. Grundzuge der Rechtsphilosophie. Leipzig, 1914, S. 9), 175.
G3 Т у н к и н Г. И. Идеологическая борьба и международное право. М., 1967; Бобров Р. Л. Основные проблемы теории международного права. М„ 1968.
^Малинин С. А. Мирное использование атомной энергии. М., 1971.
^Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И. Международное право. Про-" блемы методологии. М., 1971.
17 с. Л. Явич '?57
отношении между странами и народами. Представляется, что в современных условиях нельзя обойтись одними утверждениями, что международные отношения производны от производственных отношений внутри участвующих в международных связях государств66, заранее отвергающими мысль о том, что сейчас складываются (по крайней мере между определенными группами экономических национальных структур) своеобразные интернациональные производственные отношения первоначального характера. Скажем, можно ли применительно к мировой системе социализма сказать, что международные экономические отношения «не есть некая, хотя бы даже самая своеобразная разновидность первоначальных производственных отошений»?67 И что тогда представляет план экономической интеграции государств, входящих в состав Совета Экономической Взаимопомощи? Не решив этих теоретических вопросов, трудно составить и осуществить программу сколько-нибудь крупного конкретно-социологического исследования международно-правовых отношений. К сожалению, содержание и форма этих правоотношений в общей теории права не вскрыты, а наука международного права продолжает сосредоточивать внимание лишь на юридических нормах.
"Бобров Р. Л. Основные проблемы теории международного права,
с. 18.
67 Там же. Более верно ставят вопрос авторы книги: Международное право. Свердловск, 1974.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
§ 1. Социальная природа правонарушений
В общей теории права преступления и проступки объединяют общим понятием «правонарушение», что не исключает их значительного различия, но отражает нечто сходное, что свойственно любому нарушению права, влекущему юридическую ответственность и наказание. В первом приближении по поводу не единичных эксцессов, нарушающих право, можно сказать, что они уходят своими корнями в социальные условия жизни людей, порождающие как асоциальное поведение, так и способы борьбы с антиобщественными проявлениями. Успешное функционирование производства требует в классовом обществе правопорядка, нарушение которого есть произвол, от которого господствующие производственные отношения освобождаются благодаря средствам защиты со стороны закона и суда. Но этот произвол коренится в тех же условиях, что и существующее господство определенных отношений, против которого он направлен. Только идеализм может считать, что правонарушения порождены самим правом, что не будь господствующей воли в законе, не могло бы быть и ее нарушений. Это в полной мере относится к уголовному праву и в значительной степени к любой отрасли правовой системы. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс по этому поводу заметили, что только те, кто в праве и законе видят господство некой самодовлеющей всеобщей воли, могут усмотреть в преступлении простое нарушение права и закона, «подобно праву и преступление, т. е. борьба изолированного индивида против господствующих отношений, также не возникает из чистого произвола. Наоборот, оно коренится в тех же условиях, что и существующее господство»'.
'Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, .с. 323. Интересно заметить, что классики марксизма часто проводят различие между юридическими и политическими преступлениями (см. там же, с. 331, 332, 333). Можно полагать, что первые являются действительно асоциальными, в то время как политические преступления направлены против существующей государственной власти и на деле могут быть не произволом изолированного индивида, а объективно обусловленной и прогрессивной борьбой за новое общество.
Коль скоро сфера борьбы с преступностью для любой государственной власти актуальна, социологический подход к праву и правонарушениям начал проникать в юриспруденцию главным образом через криминологию, что убедительно показано Д. Холлом2.
Некоторые системные представления и выводы о причинах антисоциального поведения были высказаны еще Ш. Монтескье и И. Бентамом, которые пытались интерпретировать правонарушения и прежде всего преступность с точки зрения влияния на человека географической среды, климата, состояния его здоровья, хотя упоминали при этом и некоторые социальные факторы (видимо, как производные)3. Менее абстрактной и умозрительной была попытка 'А. Кетле, стремившегося использовать статистические данные, но и он главное внимание уделял влиянию климата, пола и возраста, стоял на позициях вульгарно-материалистической физики4. Ч. Ломброзо в печально известной антинаучной теории врожденного преступника на первый план выдвигает антропологические (биологические и психобиологические) факторы преступности, а его последователь Э. Ферри пытается соединить антропологические, физические и социальные факторы антисоциального поведения в единую классификацию5. В дальнейшем на криминологию оказал большое влияние фрейдизм, выдвигавший сексуальный момент на первый план причин, обусловливающих поведение человека.
Бесперспективность физико-природного, биолого-антропологического, психо-сексуального объяснения человеческого поведения, в том числе антисоциальных поступков, становится в XX веке очевидной даже для буржуазной науки. Восприняв механистическую теорию многофакторности, социологическая юриспруденция и криминология больше внимания уделяют анализу общественных отношений. Однако и для них камнем преткновения остаются объективные закономерности истории общества, проблема отношений между личностью и обществом. Современная социологическая юриспруденция и криминология, особенно в США, базируется чаще всего на парсоновской ролевой концепции личности и множественности факторов, определяющих развитие, сохранение и функционирование общества6. На Международном конгрессе сравнительного права в 1954 г. в Париже выступил Р. Паунд, который по существу исходил именно из этой концепции и призывал связывать право с некой суммой человеческих «разумных ожиданий в жизни цивилизованного общества при минимальных трениях и потерях», говорил о том,
2 Н а 11 J. Studies in Jurisprudence and Criminal Theory. N. У., 1958.
3 Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1956; Избранные сочинения Иеремии Бгнтама, т. 1. СПб, 1867.
4 Q u ё t e 1 e t A. Physique sociale. Bruxelles, 1869.
5 Ферри Э. Уголовная социология, т. 1. СПб, 1910.
"Parsons T. Sociological Theory and Modern Society. N. Y., 1967.
что «свободное самоопределение является высоко ценимым и исключительно разумным ожиданием, которое должно взвешиваться при регулировании отношений в политически организованном обществе этим политически организованным обществом» 7. Паундовские разумные ожидания вытекают из ролей, которые свойственны личности согласно парсоновскому функционализму и мертоновской идее о том, что антисоциальное поведение возникает только тогда, когда существует расхождение между декларируемыми в данном обществе потребностями и целями поведения и реальными возможностями их достижения 8. В конце концов и теория Т. Парсонса, в свою очередь, зиждется не столько на признании многофакторности обстоятельств, предопределяющих поведение личности и ее отношения с обществом, сколько на постулировании решающего значения обстоятельств социально-психологического порядка, сильно напоминающих дюркгеймовские коллективные представления, постоянно расходящиеся с социально-психологическими установками индивидов. Социологический подход к праву, к преступности, к трактовке факторов, обусловливающих поведение людей, оказывается в значительной мере подходом к общественным явлениям с позиций субъективного идеализма прагматист-ского толка, претендующего на возвышение над материализмом и идеализмом, благодаря признанию жизненных фактов и коллективного опыта, но на деле не перешагнувшего черты сугубого эмпиризма и контовского позитивизма.
Мало помогает современным буржуазным концепциям общества и поведения личности экзистенциализм Мартина Хайдегге-ра и Поля Сартра, дистрибутивизм Карла Поппера, теория персонализма Жака Маритена9. Во всяком случае, криминалистическая наука Запада остается и сегодня на малоконструктивной и механистической позиции биолого-социологической или социально-психологической многофакторности '°.
Действительную социальную сущность правонарушения (в том числе и в первую очередь преступности) можно выявить лишь с позиций исторического материализма.
В развитии общества и в поведении человеческой личности решающее значение имеют социальные отношения, особые объективные закономерности, свойственные общественному движению, в первую очередь—экономические законы, связанные с господствующим способом материального производства. Немыслимо понять поступки людей (правомерные и неправомерные) игнорируя совокупность объективно сложившихся производственных отношений.
7 Цит. по Д. Холлу, см.: Hall J. Studies in Jurisprudence and Criminal Theory, S. 135.
8 Социология преступности. М., 1966.
"ЯрошевскийТ. Личность и общество. М., 1973.
i0 Герцензон А. А. Введение в советскую криминологию. М., 1965.
Если социальный смысл правового регулирования заключается в объективно необходимом закреплении соответствующих общественных отношений, то социальная сущность нарушений правопорядка коренится в тех же общественных отношениях, которые порождают поступки, так или иначе противопоставленные господствующей системе общественных отношений и социальной форме их охраны. Не право рождает правонарушения, не географическая среда или антропология личности, а социальные условия жизни людей вызывают антисоциальное поведение, требующее соответствующей реакции общества, в том числе и при помощи права. Разумеется, никто из марксистов не станет утверждать, что экономический фактор действует с фатальной определенностью на поведение каждой личности, что она лишена возможности выбора, а потому и не отвечает за свои действия. Однако в качестве особого социального явления антиобщественные эксцессы порождены самой структурой классового общества.
f Социально-классовая природа правонарушений особо проявляется в преступности. Обращая внимание на рост числа преступлений при капитализме, К. Маркс писал: «Не следует ли серьезно подумать об изменении системы, которая порождает эти преступления, вместо того, чтобы прославлять палача, который казнит известное число преступников лишь для того, чтобы дать место новым?» " В. И. Ленин отмечал, что «в борьбе с преступлением неизмеримо большее значение, чем применение отдельных наказаний, имеет изменение общественных и политических учреждений» 12. В другой работе он заметил, что «коренная социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс, нужда и нищета их. С устранением этой главной причины эксцессы неизбежно начнут «отмирать». Мы не знаем, как быстро и в какой постепенности, но мы знаем, что они будут отмирать» 13.
Таким образом, общественный строй, базирующийся на общественном разделении труда, социальном неравенстве и социальной несправедливости, на эксплуатации человека человеком, на противоречии между общественными и личными интересами, является главным источником антисоциальных эксцессов, плодит преступления, которые являются нарушением условий существования общества, каковы бы ни были эти условия 14.
Ясно, что в классовом обществе эти необходимые условия существования выражаются прежде всего в условиях существования господствующих при данном способе производства индивидов (групп, классов) 15 и что от государства до некоторой сте-
"МарксК.иЭнгельсФ. Соч., т. 8, с. 532.
12 Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 4, с. 408.
13 Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 91.
14 См.: МарксК.иЭнгельсФ. Соч., т. 8, с. 531.
15См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 45—46.
пени все же зависит, квалифицировать ли нарушения законов как преступления или проступки 1в.
Подчеркивая социальный характер правонарушений, в том числе и преступлений, признавая, что их причины социальны, как и сама сущность нарушений норм человеческого общежития, надо все же признать, что в конкретных временно-пространственных границах и применительно к индивидуальному поведению никакие внешние условия, никакие дефекты социальной среды сами по себе, фатально не влекут противоправного деяния 17.
Вопреки концепциям бихевиоризма, вульгарно-материалистическому пониманию влияния среды на индивида по принципу действие-реакция, социальные причины проявляются нетождественно в каждом отдельном случае. Правонарушение следует представлять не как механическое действие внешних условий и даже не как результат влияния этих условий через внутренние свойства личности, а как итог взаимодействия внешних и внутренних условий — социальной среды и личности 18.
Любое правонарушение, как и правомерное поведение, является актом внешне-объективированного характера, выражает отношение субъекта к реальной действительности, к другим людям или организациям. Нельзя считать правонарушением (преступлением) сами по себе мысли человека или его помыслы, пока они не нашли свою объективацию в поведении, в деянии человека.
Только проанализировав поведение субъекта, можно составить более или менее точное мнение о его мыслях и чувствах, дать им определенную оценку.
К. Маркс писал, что нет иного мерила намерений лица, помимо содержания и формы его действий, что, помимо своих поступков, человек не существует для закона, а попытки реакционных властей ввести наказания за образ мыслей есть не что иное, как позитивно, законодательно санкционированный произвол 19. В иной связи В. И. Ленин также подчеркивал, что о реальных мыслях и чувствах личностей можно судить только по одному признаку — по действиям этих личностей 20.
Правонарушение—это определенное деяние, акт поведения находившегося под контролем воли и разума субъекта21. Деяние охватывает как активное действие, так и бездействие. В любом случае речь идет о волевом поведении как действии в «специфи-
16 См.: Маркс К. и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 13, с. 516.
17 Кудрявцев В. Н. 1) Причинность и криминологии. М., 1968, с. 74;
2) Социально-психологические аспекты антиобщественного поведения.— «Вопросы философии», 1974, № 1.
18 Долгова А. И. Криминологическое значение изучения личности преступника.—«Советское государство и право», 1973, № 6, с. 91.
19См.: МарксК.иЭнгельсФ. Соч., т. 1, с. 120—122, 14.
20 См.: Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 423—424.
21 Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1960, с. 330.
чески человеческом смысле этого слова»22. Применительно к вопросам юридической ответственности за бездействие или действия, совершенные в состоянии физиологического аффекта, т. е. импульсивно, вопросы интерпретации волевого характера поведения считаются подлежащими дальнейшим исследованиям. Но в общем можно согласиться с Б. С. Волковым, отметившим, что волевой акт является тем мостом, который соединяет внешнюю и внутреннюю сторону преступления, сознание и действие, что «именно благодаря волеизъявлению действие приобретает характер человеческого поведения»23. Поэтому «невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об отношении между необходимостью и свободой»24. При отсутствии свободы выбора, свободного волеизъявления не может быть и речи об упречности поведения, об ответственности. Но материалистический детерминизм не исключает признания возможности волевого решения, выбора варианта поведения, не отрицает и ответственности за совершенные человеком поступки. В. И. Ленин писал: «идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, ни мало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий»25. Полная независимость воли человека от среды —фантазия, свободное волеизъявление в пределах понимаемой необходимости — реальное положение вещей.
Наличие объективных закономерностей общественного развития не обрекает людей на фатальные поступки, допускает в определенных ситуациях возможность сознательно-волевого выбора одного из нескольких вариантов поведения. На этом основано регулирующее воздействие социальных норм, а также ответственность за выбор правонарушителем того варианта поведения, который считается антисоциальным, вредным для данного общества.
Принцип детерминизма по отношению к индивидуальному поведению нельзя упрощать и сводить к характеру причинности, действующей в природе. Вот почему наивно выглядит давнее утверждение Д. Милля о том, что если знать в совершенстве человека и его побуждения, то можно предсказать его поведение «с такой же уверенностью, с какой предсказываем всякое физическое явление»26. К тому же надо иметь в виду и существенные изменения в понимании детерминизма в физике микромира, происшедшие в XX веке. Ныне ясно, что даже в природе законы
22 Рубинштейне. Л. Основы общей психологии. М., 1940, с. 4"i6.
23 Волков Б. С. Проблема воли и уголовная ответственность. Казань, 1965, с. 10.
24 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 115.
25 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 159.
25 Милль Д. Система логики силлогической п позитивной. М., 1914, с. 762.
макромира и микромира не тождественны. Теперь мы знаем и то, что закономерности индивидуального поведения (еще очень мало изученные) отличны от объективных законов развития массовых общественных явлений. Во всяком случае, при исследовании индивидуального поведения нельзя не учитывать диалектику взаимосвязи необходимости и случайности. В нашей литературе верно пишут, что «даже необходимость не означает неизбежность, а возможность, превратившаяся в действительность, означает не только необходимость, но может быть также и случайностью»27.
Материалистическое понимание социальной действительности и поступков людей чуждо механистическому материализму II индетерминизму идеалистического толка. Поэтому советская юридическая наука отвергает как позитивистское, каузально-естественное определение человеческих поступков, по сути исключающее признание человеческого выбора поведения, так и субъективистско-финальную трактовку поведения, в сущности отождествляющую действие с намерениями и желаемым результатом.
По своему социальному содержанию правонарушения—это произвол изолированных индивидов, не единичные эксцессы, направленные против господствующих отношений, волевые деяния, которыми наносится или реально может быть нанесен вред данному обществу. Асоциальность, общественная опасность или вредность составляют «материальное» содержание правонарушений как особого социального явления. Юридическим выражением опасности или вредности поступка для данного общества является его противоправность.
В этой связи следовало бы сразу обратить внимание на то, что в условиях классово-антагонистического общества могут иметь место глубочайшие разрывы, существеннейшие несовпадения между тем, что в действительности является антисоциальным и общественно вредным (опасным) деянием, и тем, что признано таковым в качестве противоправного поступка, ибо признание противоправности связано с существующим правопорядком в государстве. Тут уместно привести положение марксизма о том, что наличие противоречия между личным (частным) и общественным (общим) интересом приводит к тому, что последний «в виде государства, принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных—как отдельных, так и совместных— интересов и вместе с тем форму иллюзорной общности»28.
Одновременно важно иметь в виду, что интересы господствующих индивидов и классов способны олицетворять объективные потребности существующего способа производства, а государство оказывается официальным представителем всего населения
s7 И о ф ф е О. С., Ш а р г о р о д с к и и М. Д. Вопросы теории права, с. 341. :8 М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 3, с. 32.
страны и вынуждено всегда осуществлять важнейшие для сохранения общества общие дела. К тому же нельзя упускать того, что объективное и субъективное право (а правонарушение является нарушением не только законодательства, но и правопорядка, элементом которого являются и права субъектов) коренится в экономической потребности общественного порядка — формы упрочения любого способа производства, его ограждения от случая и произвола. Иначе говоря, право и государство, используемые в своих целях господствующими классами, оказываются также специфическими социальными институтами поддержания общественности как таковой, вне которой невозможно производство, а потому и существование человеческого общества, органически связанного с трудовой деятельностью. Поэтому право и государство осуществляют функции социального контроля над отклоняющимся от общественной нормы поведением, представляющим опасность для всего социального организма.
Вероятно, ни одна правовая и политическая система не могла бы исторически длительно существовать, если бы она была порождена лишь узкоклассовым эгоистическим интересом меньшинства населения, не выполняя при этом некоторых функций по сохранению классово-структурированного общества в целом, обусловленных в конечном счете объективными потребностями материального производства. В этом состоит тайна многовекового господства меньшинства над большинством населения страны, в этом же заложена историческая неизбежность гибели такого господства и создания коммунистического общественного самоуправления в будущем, подготовленного становлением совершенно нового способа производства, основанного на высшем развитии производительных сил общества и господстве коммунистической общественной собственности на средства (и орудия) производства, которое исключит антиобщественные проявления в качестве особого социального фактора и приведет к тому, что они превратятся в редкие и легко устраняемые обществом эксцессы.
Социальная сущность правонарушения позволяет глубже понять общественную ценность и социальное значение правового регулирования общественных отношений, объективную потребность в праве. Историческое становление человеческой личности и общества, развитие специфически человеческой общественности явилось решающим фактором возвышения людей над миром животных и покорения людьми стихийных сил природы, использования законов природы для удовлетворения своих жизненных потребностей. Уже в далекие времена совместная деятельность, элементы коллективизма и самодеятельности служили одним из средств выживания человеческих групп, развития производства и формирования человеческого разума, функционирования социальных отношений. Таким образом, по всей вероятности, общественное развитие почти с самого начала стимулировало у людей альтруистические качества характера в большей мере, чем такие
свойства, как индивидуалистический эгоизм и агрессивность поведения. Вот почему есть основание сильно сомневаться в том, что аморальность человеческих поступков коренится в генезисе людей. Напротив, миллионы лет становления человеческого общества и превращения человека в Homo Sapiens заставляют считать, что противоречие между личностью и обществом возникает позднее, с момента, когда социализация людей уже достигла значительного развития и осуществлял-ась в особых общественных условиях, связанных с разделением труда и собственности, с имущественным неравенством и появлением антагонистических классов, с отчуждением человека от естественно-социальных условий его существования как общественного существа.
Если речь идет о психически здоровом человеке, то не его биологическая природа, не животные инстинкты, якобы постоянно разрывающие узы социализации личности, а социально-классовая природа правонарушений (особенно преступности) объясняет сущность поведения, отклоняющегося от элементарных норм человеческого общежития. Антисоциальные массовые проявления — результат тысячелетнего господства паразитирующего меньшинства и эксплуатации миллионных масс трудящихся, результат тех социальных условий развития общества, при которых стремление к самоутверждению и обеспечению оптимальных жизненных условий индивида оборачивается в целом ряде случаев произволом и эгоизмом, извращенной установкой личности, противопоставляющей собственные интересы (мнимые или реальные) интересам целого класса или даже всего общества.
Преступность как фактор социальной жизни не является следствием вечного противоречия между биологической и социальной природой человека. Преступность —результат пороков общества, в котором есть социальное неравенство и несправедливость, классовые противоречия, нет гармонии между личным и общественным интересом. В отличие от политической борьбы, преступления являются анархистским, индивидуалистическим, экстремистским протестом изолированных индивидов, не только не устраняющим пороки данного общества, но, напротив, так или иначе их усугубляющим (тут имеются в виду юридические преступления и те из политических, которые действительно асоциальны).
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 782;