Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 285.
У8^1'."1'16 проблемы теории социалистического государства и права, с. 120—129. ' - •
38 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 216.
2. Субстанциональное определение способно полнее отразить научное понятие права, интегрировать в одной дефиниции абстрактное и конкретное право, показать, что его сущность непосредственно является в противоречивом единстве общих и персонифицированных масштабов поведения общезначимого и обязательного характера, защищенных государством и поддержанных господствующей нравственностью.
3. Собственно правом является объективное и субъективное право, полным основанием (сущностью первого порядка) которых надо считать возведенную в закон и материально обусловленную волю господствующих классов.
4. Право этих классов, объективированное в общих нормах, оказывается реально возведенной в закон волей 'в той степени, в какой оно воплощается в наличных правах людей (организаций), пользующихся социальными благами и способных выполнять юридические обязанности.
5. Право в жизни, в динамике, в функциональном аспекте— это приложение одинакового и общеобязательного масштаба поведения к деятельным участникам общественных отношений, гарантированное государственным воздействием, «всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям»39. Логически вытекающее из этих рассуждений определение трава должно включать формулу его сущности в единстве с ее непосредственным проявлением в объективном и субъективном праве40.
Такое определение не предназначено для подмены иных определений права. Оно их синтезирует, дополняет и развивает. С этих позиций право—это материально детерминированная и возведенная в закон общеклассовая (всенародная при социализме) воля, непосредственно выраженная не только в общих государственно обязательных установления», но и в закрепленных ими наличных правах субъектов общественных отношений, характер и содержание которых объективно обусловлены.
Введение в понятие права формулы его сущности обеспечивает философский уровень дефиниция (ясно, что тут «возведение в закон» употребляется в широком смысле). К тому же здесь подчеркивается неразрывность связи объективного права с субъективным, достаточно четко противопоставляется право произволу и подчеркивается нормативность как непременное
39 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 93.
40 На возможность включения в понятие и определение права системы наличных прав субъектов мы уже обращали внимание (см.: Общая теория государства и права. В 2-х т. Т. 2. Общая теория права. Отв. ред. В. С. Петров и Л. С. Явич. Л., 1974, с. 10, 33; «Советское государство и право», 1974, № 5, с. 144), но гипотеза еще требовала соответствующих доказательств, которые я приводятся в этой главе. В рецензии на книгу «Общая теория государства и права» идея включения в понятие права субъективных прав получила полное одобрение (см.: «Советское государство и право», 1975, № 6, с. 128).
свойство любого права. Немаловажно для общего определения и то, что оно приемлемо для права каждой страны и эпохи, вне зависимости от развитости юридической формы и особенностей существующего процесса правообразования, положения отдельных видов источников права. Двойная зависимость права от объективных условий подчеркивает, что прочность правопорядка неотделима от способности господствующей воли верно отражать потребности производства и обмена и условия существования общества как такового (учитывать общие дела и гарантировать соответствующий объем прав граждан). Наконец, приведенная выше дефиниция в состоянии служить отправным пунктом для исследования возрастающей роли человеческого фактора в сфере юридических отношений и анализа значения права в развитии человеческой личности, в обеспечении интересов класса и народа (при социализме).
Формулируя определение права, автор отдает отчет в том, что к нему еще мало подготовлено юридическое мышление и обыденное сознание, довольно часто отождествляющее право с законодательством. Однако в социалистическом обществе создаются все условия для полного соответствия между тем, что установлено законодательством в качестве общих юридических норм, и тем, что воплощается в правах субъектов общественных отношений, т. е. между так называемым объективным и субъективным правом. На этой основе и получает распространение научно и практически верное представление о праве в жизни социалистического общества как таком особом образовании, 'которое совмещает объективацию воли народа в правовых нормах и в наличных правах субъектов, закрепленных и гарантированных законодательством, а потому и общенародным государством.
Впрочем, предложенный вариант определения права небезупречен и носит проблемно-дискуссионный характер. Поэтому для учебных я прикладных целей предлагается иная дефиниция, не требующая дополнительных объяснений и оставляющая открытым вопрос о включении в понятие права не только общих, но и персонифицированных масштабов (норм) поведения. В этом случае право можно определить как систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, поддерживаемую государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме — волю народа). Такое определение надо считать функциональным.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 646;