Бэн, Логика, II, кн.IV, гл. 2, § 6. 2 страница
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
отношений и соответствующих им правовых постановлений. Напротив, закон составляет формулу, которая определяет отношение этих отношений и постановлений, как исторических фактов, между собой, или к другим историческим фактам. Так, например, формула, которая утверждает, что договоры влекут устанавливаемые ими последствия, коль скоро соблюдена предписанная форма; или, что обманувший кого-либо обязан вознаградить его за вред, причиненный ему обманом; или, что каждый предполагается добросовестным, пока противное не доказано, — подобная формула есть известное явление истории права. Напротив, формулы, которые утверждают, например, что в жизни каждого народа периоду свободного развития юридических идей предшествует период формализма; что такие-то изменения в гражданском обороте сопровождаются признанием преступности обмана; что юриспруденция образованного общества склонна предполагать в каждом лице добросовестность, — подобные формулы выражают собой законы. В первом, приведенном нами примере, закон означает, что известный род явлений (формализм) предшествует всегда другому их роду; в двух других, — что известные явления сопровождаются всегда другими известными явлениями. Юридический принцип указывает на то, что должно быть; закон — на то, что есть в силу свойств человека, общества и мира. Юридический принцип составляет продукт человеческой деятельности; закон стоит над ней. Юридический принцип может быть нарушен человеком, нарушение закона свыше человеческих сил. Юридический принцип подлежит критике — критика закона не имеет смысла.
Если даже допустить, что высшие принципы существуют сами по себе, что история человечества есть только постоянное стремление к осуществлению подобных принципов, то и в таком случае они не будут иметь ничего общего с законами. По предположенному воззрению, этим принципам будет принадлежать абсолютное господство в идеальном будущем. Но в прошедшем и настоящем они постоянно нарушаются людьми. Человек должен познать и усвоить высший принцип для того, чтобы подчиниться ему. Напротив, закон действует совершенно независимо от того обстоятельства, известен или не известен он человеку. Человек подчинялся закону тяготения с самого начала своего
существования, хотя ничего не знал о его существовании. Народы проходили последовательно известные периоды своего развития, хотя ничего не знали ни о необходимости этих периодов, ни вообще о закономерности своего исторического движения. Знакомство человека с законами ничего не изменило в них. Оно послужило только тому, что посредством изменения данных условий действия закона, человек стал руководить по своим соображениям направлением этого действия.
Свойства электричества не изменились от открытий Гальва-ни, Эрштедта и других [ученых],5 но, комбинируя известным образом условия проявления электричества, человек устроил телеграфы, электрические машины, электрический свет. При данных условиях исторического развития у нас наступит экономическое и нравственное разложение общества точно так же, как оно наступило в древнем Риме и многих других странах. Но мы можем устранить, либо задержать наступление этого результата путем некоторого воздействия на расположение условий нашего общественного развития. Располагая иначе причины, можно достигнуть иных результатов, но нельзя уничтожить самое действие причин.
Без особых замечаний ясно, что закон, в смысле государственного постановления, относится к области явлений, но не к области законов в научном смысле.
§6
Открыты ли какие-либо законы развития гражданского права?
Спрашивается, сделано ли в науке что-либо для определения законов развития гражданского права, или же эта область осталась совершенно нетронутой?
В истории всех наук открытие некоторого количества законов предшествовало признанию необходимости объективно-научного изучения явлений. Оно предшествовало также появлению самой мысли о законе. В научной деятельности, как и в каждой другой деятельности, прежде чем человек отдаст себе ясный отчет в своих целях и способах их достижения, он стремится уже к этим целям и употребляет для этого те или другие средства, приспособляясь непосредственно к обстоятельствам. Исследование явлений на всех ступенях своего развития, как на высшей (строго
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
научной), так и на низшей (обыденно-практической), состоит, в сущности, в стремлении к получению известных результатов путем применения подходящих средств. Первоначально искомые результаты представляются исследователю в крайне конкретной, частной форме, обособленно друг от друга; средства же приискиваются ими случайно, глядя по обстоятельствам. Тем не менее разрешение самых начальных практических задач, открывая какую-либо связь явлений, дает этим самым уже некоторое указание на какой-либо закон. Может быть, указания этого рода крайне грубы, неполны, выступают разрозненно; самые законы, намеченные в них, в высшей степени частны, конкретны и, во всяком случае, эмпиричны. Но все-таки при совершенном отсутствии подобных указаний, был бы невозможен никакой прогресс в накоплении знаний. Прогресс начинается с того, что замечается взаимная связь различных целей и средств, и соответственно с этим вводится правильность в самый процесс исследования. Цели сводятся вместе и обобщаются; средства располагаются в систему. Знания о законах получают большую определенность и становятся отвлеченнее; и, прежде чем наука придет к тому поворотному пункту, на котором признается необходимость объективного изучения явлений, она может формулировать весьма отвлеченные законы. Итак, к познанию законов ведут уже ранние шаги исследования, это познание лежит в основании всего дальнейшего прогресса исследования, хотя таковое значение его обнаруживается только относительно в позднее время.
Таким образом науки подготовили некоторый запас сведений о законах явлений, прежде чем дошли до той мысли, что открытие законов составляет основную задачу научного исследования. Таким же образом и гражданское правоведение овладело некоторым знанием о законах развития гражданского права, хотя до сих пор оно не склонялось к объективно-научному изучению своего предмета.
Мы удостоверимся в справедливости сказанного, проследив движение немецкой мысли в последнее столетие.
3. Развитие немецкой юриспруденции в настоящем столетии
§7
Немецкая историческая школа в ее первоначальном виде. Влияние на нее философии
Начало нынешнего столетия имеет особое значение в истории немецкой юриспруденции. До этого времени, идя главным образом по следам итальянских юристов, в Германии не исследовали гражданского права, но ограничивались экзегетической, систематической и филологической разработкой его постановлений. Особенное внимание обращалось на римское право, которое вследствие особых исторических условий служило первенствующим источником юридических познаний. Уже с XVII в. к этому присоединились идеальные построения естественной философии права. Эта философия придавала большое значение вопросу об отношении различных правовых учреждений к свойствам человеческой природы. Таким путем в правоведение был внесен элемент исследования. Но так как естественная философия занималась более уголовным и государственным, нежели гражданским правом, то она осталась без особого влияния на строй гражданского правоведения. Как замечено выше, существенное изменение в этом последнем произошло лишь в начале текущего века. По мере того, как определения заимствованного римского права, подходившие к требованиям немецкой жизни, и логика его усваивались юристами и судами, чужеземное происхождение усвоенного переставало оттеняться: заимствованное казалось немецким юристам как бы своим. Через это уменьшилось значение римского права как такового по отношению к заимствованным институтам. Напротив, стороны римского права, не заслужившие симпатии, выделились с большей резкостью, нежели то было прежде. Особенно давали чувствовать себя внешние недостатки юстиниановой кодификации, затруднившие значительно ее использование в судах: ее громадные размеры, спорный характер многих постановлений, отсутствие вполне верного текста. Прежде, когда римское право было более нужно как источник обучения, тогда легко мирились с присутствием перечисленных недостатков.
3 Заказ №720 33
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
К тому же юридическое мышление того времени было более конкретно, так что самые недостатки юстинианова свода приходились по его складу. Местные источники права, призванные для пополнения римского права, страдали теми же пороками в еще большей степени. Но к концу XVIII в. развитие юриспруденции двинулось вперед настолько, что развилось сильное недовольство общим состоянием источников права. Получив подкрепление в патриотизме, возбужденном войной за освобождение, это недовольство вызвало предложение об издании обще германского гражданского уложения, которое должно заменить собой все пеструю массу дотоле действовавших источников права. Возникло обсуждение предложенной меры. Оно привело к возбуждению общего вопроса о происхождении правовых норм; и ответ, данный знаменитым Савиньи,6 открыл новое, богатое поле для юридических исследований.
Известно содержание этого ответа. В короткое время с ним согласилось огромное большинство юристов. Было признано, что право не составляет явления произвольного, но что, подобно языку, нравам и государственному устройству, оно образуется самим народом, — вытекает из его «духа», как стали говорить позднее. Оно отпечатлевает на себе особенности создавшей его нации и во внутреннем строе своем представляет строгий порядок, — организм, по позднейшему выражению. Из изложенного основного взгляда были сделаны два вывода: один вывод — практический, относившийся непосредственно к вопросу; другой — более теоретический. Первый содержал суждение, неблагоприятное осуществлению проекта общего кодекса. Если право исходит из народа, то законодатель должен собирать плоды народного творчества, не подгоняя его и не навязывая ему ничего постороннего. Неправильность такого вывода была скоро обнаружена ходом самих вещей. Этот вывод игнорировал в законодательстве одну из функций народной юридической жизни и был похож на рассуждение фаталиста, который из необходимости человеческих поступков заключает о полной бесполезности личной самодеятельности. Гораздо важнее было другое умозаключение, сделанное из нового учения о происхождении права. Так как право данного времени составляет продукт всей предыдущей истории народа, то для наиболее правильного
понимания права должно изучить его историю. Это привело к возникновению и широкому развитию исторического исследования, касавшегося главным образом права римского и германского. Вновь образовавшаяся школа юриспруденции получила название исторической.
Это не было еще образованием науки о гражданском праве в том смысле, в котором мы согласились употреблять слово наука. Ни работы, ни, в особенности, стремления исторической школы не обладали строго научным характером. Было бы возможно придать этот характер историческому исследованию. Наблюдая историческое движение права и пользуясь правильными, индуктивными и дедуктивными приемами изыскания, историк мог бы достигнуть открытия законов развития права. Но ни основатель исторической школы, ни последователи его не возвысились до настоящего взгляда на назначение науки и потому не задавались широкой программой. Их деятельностью руководило не стремление к познанию законов исследуемой ими группы явлений, но более скромное желание. Они желали проследить постепенное развитие права своего народа (и права римского как составного элемента немецкой юридической культуры) и выяснить результаты, к которым привела их история. На самом деле это было повторение прежней цели. Как прежде, желали понять действующие в Германии источники права; отличие новой работы от старой заключалось лишь в новом средстве, предложенном для осуществления цели. Прежде довольствовались непосредственным изучением и систематизированием источников. Теперь же, не доверяя непогрешимости их содержания, сочли нужным очистить их путем исторического исследования. История имела отрицательное назначение, она должна была указать все то, что отжило свой век, дабы юрист мог исключить это из области действующих постановлений. История была изучением прошедшего ради известных, специальных практических целей. Вследствие такого положения ее она не могла войти в крепкую связь с изучением современного права; и, развиваясь почти вне всякого положительного влияния исторических работ, догма права превратила «организм» права в простую логическую систему понятий и определений. Историк права не признавал себя способным добыть какие-нибудь высшие обобщения
С. А., Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
относительно природы права, считая их, согласно господствовавшим тогда научным мировоззрением, достоянием самостоятельной сферы научной деятельности — философии. Когда гегельянцы сделали исторической школе упрек в том, что она ввергла юриспруденцию в область мелочных исследований и отклонила ее от разработки более широких обобщений, тогда историки могли бы ответить на этот упрек замечанием, что в основании широких обобщений должны лежать более малые и что на первых порах поневоле приходится ограничиваться этими последними. Однако представители исторической школы не поступили таким образом. Упрек сконфузил их, и они поспешили заявить, что никогда они не думали претендовать на исключительное значение истории права и отрицать права философии. Они пошли далее, приняв без всякой проверки обобщения, выставленные новой немецкой философией. Положение, по которому право составляет необходимое развитие начала свободной воли, легло с тех пор в основание всех юридических систем.
Но как ни велики кажутся нам недостатки исторической школы, все-таки мы должны признать ее труды за первые сильные проблески научного исследования гражданского права. Ограниченность, которая была придана цели исторического исследования, не вредила особенно достоинству самих трудов, которые по*-стоянно переступали за тесные пределы, указанные целью, и накапливали постепенно богатый материал для будущих, вполне научных работ. Трудность точного установления вышеназванных пределов и привлекательность исторической работы, помимо всякого отношения ее к практике жизни, расширяли значительно ее область. Укоренившись на первоначальном пути, историческая юриспруденция заняла от философии склонность к обобщениям и сделала первые опыты дальнейшей переработки собранного материала. Таким образом был сделан новый шаг к распространению области юридических работ. Бессилие, высказанное исторической школой перед вышеупомянутым протестом философов, происходило не оттого, что история не была способна дойти до обобщений, но оттого, что она не намеревалась искать их; скрытое же основание успеха, одержанного философским направлением, заключалось не в указании пути, которым должно достигать обобщений, но в простом напоминании о
необходимости этих последних. Под ударами философского направления историческая школа исправилась, не уничтожаясь. Этот факт повторился потом еще несколько раз. За протестом философии последовало несколько других протестов. Они стремились как бы к ниспровержению исторического направления юриспруденции; но на самом деле они находили опору лишь во временной односторонности и ограниченности его. Способствуя смягчению этих недостатков, они, тем самым, способствовали его усовершенствованию и приближению к высшей форме исторической науки.
Мы подходим, таким образом, к самому интересному времени в истории немецкой юриспруденции.
§8
Влияние «практического» направления
Пока теоретическая юриспруденция занималась историческими исследованиями, предоставляя догму полному господству формально-логического приема, в среде практических юристов продолжалась борьба, направленная против действующей системы источников права. Эта борьба успела уже перейти в ряд более или менее удачных реформаторских попыток и кодификационных работ. Нужда в серьезном теоретическом изучении потребностей современной гражданской жизни ощущалась все более и более. Господствующая догма, достигшая вершины своего развития в знаменитых «пандектах» Георга Фридриха Пухты,7 привлекала эстетическое чувство своей строгой логичностью и систематичностью, но оставляла совершенно в стороне вопрос об отношении правовых определений к жизни. Для этого требовалось исследование мотивов и целей каждого такого определения и оценка их с точки зрения основных мотивов и целей современного общества. Но подобный способ изучения был совершенно чужд догме, которая занималась исключительно изложением действующих источников. Тем более чуждой была для нее творческая деятельность, т. е. формулирование новых юридических определений согласно с новыми нуждами жизни. В конце сороковых годов сознание этих недостатков проникает в теоретическую юриспруденцию. Там поднимается энергичный протест против исключительного занятия прошедшим; требуют
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
научного анализа по отношению и к современному правовому порядку. Критическое и творческое исследование становится лозунгом нового направления. В противоположность исторической школе оно называет себя практическим, оставляя за историей права значение вспомогательной науки. Но на самом деле не существовало такого резкого различия обоих направлений. Критическое и творческое исследование права основывается на исследовании целей и мотивов современной гражданской жизни. Точно так же история должна изучать цели и мотивы гражданской жизни прошедшего. Следовательно, новое направление, обратив внимание юриста на существеннейший пункт всякого юридического исследования — изучение мотивов и целей правовых определений, расширило область исторической науки. Оно было произведением особенно XIX веку свойственного требования, чтобы теории и принципы, которые руководят деятельностью человека, строились не на основании абстрактных, взятых a priori положений и логических выводов из них, но на основании сознательного изучения природы и общества. Оно сгладило односторонность в предыдущей деятельности юриспруденции и приложило исторический метод к изучению современного состояния гражданского быта. Хотя, подобно исторической школе, оно руководилось специально-практическими целями, но это обстоятельство не мешает нам видеть в нем фактор, принесший новый вклад в складывающуюся науку о гражданском праве. Он произвел распространение сферы, в которой происходило собирание материала науки.
За этим последовал новый, неизбежный шаг на пути расширения деятельности юриста-цивилиста. Исследование мотивов и целей привело к тому, что гражданско-правовой порядок стал изучаться не изолированно от других областей общественной жизни, но в связи с ними. Юристы стали принимать в расчет действие этих областей на право. Для объяснения явлений гражданского права призвали на помощь психологию, политическую экономию, культурную историю. Непосредственное служение практическим целям по-прежнему выдвигается открыто задачей относящихся сюда работ. Но не трудно убедиться в том, что это не более, как повторение застарелой, совершенно отжившей мысли, выражаемой по привычке и не осуществляемой на деле.
В действительности, интересы научной любознательности уже теперь руководят немецкой юриспруденцией.
Неизбежно она приближается к тому, чтобы признать открыто этот факт. Еще один шаг в ее развитии — и немецкая юриспруденция станет на почву положительного исследования права. Она признает, что главная задача ее состоит в объективно-научном изучении законов развития права.
§9
Обобщения Рудольфа Иеринга
В исследованиях замечательнейшего немецкого юриста нашего времени, ныне профессора Геттингенского университета Рудольфа Иеринга,8 главного представителя в области догмы — критического и творческого, а в области истории — психологического направления, мы встречаемся с важными опытами формулирования некоторых законов гражданского правоведения. Не принимая особенного участия в спорах по общему вопросу о полезности сближения юриспруденции с другими науками, Иеринг своими трудами лучше всякой методологической проповеди обнаруживает эту полезность. Благодаря замечательному для теоретика знанию жизни и дару наблюдения, он ввел в гражданское правоведение важные обобщения психологического характера. Они относятся к вопросу о происхождении права, к тому самому вопросу, который полустолетием раньше породил переворот в юриспруденции. Иеринг находит, что, увлекшись развитием идеи непроизвольного образования права, историческая школа упустила совершенно из виду деятельность общества, которой создается право. Через это историческая школа способствовала укоренению в умах юристов понятия, по которому происхождение права представляется чем-то изначала готовым, вложенным в дух народа и осуществляемым им в продолжение своей истории. По мнению Иеринга, такое представление ложно. «История права, — говорит он/— началась железным периодом, тяжелой борьбой и работой человеческого разума; намерение, рефлексия, сознание, расчет действовали уже при возникновении права, — юридическое искусство существовало уже у колыбели его. Как теперь понятия не достаются нам сами собой, но должны приобретаться нами трудом и напряжением
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
наших сил, так, а не иначе, было также в ту историческую эпоху, когда образовывались основные понятия права; и мнение, утверждающее, что народы не нуждались во время своего детства в искании и в выработке понятий собственности, обязательства и др., но нашли эти понятия готовыми, не лучше мнения, по которому люди получили из рук природы в готовом виде свои дома, плуги и т. п. Как ради приобретения этих последних надо было думать, работать, допытываться в продолжение столетий, точно так же, и притом несравненно в большей степени, приходилось поступать относительно юридических понятий. Всюду должен был пройти период проб и исканий, колебаний и неопределенности, прежде чем эти понятия приняли определенные, твердые формы, в которых они выступают перед нами в доступный для нас период истории».9 Правовые понятия и определения не даются человечеству сами собой, но составляют продукт его умственного труда — вот существеннейшее положение в учении Иеринга. В связи с ним состоит своеобразный взгляд на значение юриспруденции как умственной среды, в которой происходит формулирование правовых понятий, и особое учение о борьбе, происходящей в области права. Каждая юридическая норма представляет собой средство, назначение которого состоит в защите какого-либо гражданского интереса, в обеспечении удовлетворения какой-либо гражданской потребности. Каждое правовое отношение (право в субъективном смысле) есть защищенный юридическим образом интерес. Так как, с одной стороны, не могут быть найдены сразу наилучшие средства к достижению данной цели, с другой же — самые цели подлежат постоянному изменению, то происходит постоянная взаимная борьба целей и средств. В области целей устарелые цели вытесняются новыми; в области средств — средства менее целесообразные уступают свое место средствам более целесообразным. Это — борьба в сфере юридических норм (объективного права). Параллельно с ней происходит борьба в сфере правовых отношений (субъективное право). Юридические нормы не составляют абстрактных сущностей, но выражают только порядок, который должен господствовать в жизни. Исторически они существуют лишь настолько, насколько соответствующие им правовые отношения обладают жизненностью. Жизнь правовых отношений
поддерживается борьбой, которая направлена против всего того, что грозит их существованию. Энергия этой борьбы выражает силу интересов, лежащих в основе правовых отношений, — эта борьба есть борьба интересов, составляющих фундамент права, с интересами, находящимися в данный момент вне правовой области. Коль скоро слабеет интерес известного правового отношения, то борьба из-за него затихает; само оно исчезает постепенно из гражданской жизни, а вместе с тем перестает существовать de facto юридическая норма, которая была предназначена для его защиты.
Таковы в коротких словах основные черты учения Иеринга. Во всей своей совокупности оно вызвало сильный протест со стороны сторонников старой исторической школы, как в Германии, так и вне ее. Но протест имеет своим источником не ошибки учения, а частью неверное понимание его, частью же —- некоторые ложные ассоциации идей. Вновь мы встречаемся здесь с психологическим законом образования уважения. Теория Сави-ньи оказала, бесспорно, громадную услугу юриспруденции установлением понятия «закономерности развития права»; основанная на этом вера в теорию распространилась на все составные части ее. Кроме того, эта теория так долго излагалась в той форме, против которой вооружается Иеринг,10 что всем, в течение десятилетий повторявшим ее, кажется, что протест против формы содержит в себе также протест против основного принципа. «Однако нам может казаться, — говорит английский ученый, — что принципы, составлявшие торжество прошедших периодов знания, низвергаются и уничтожаются последующими открытиями; но на деле эти принципы входят и включаются в последующие учения той долей истины, какая была в них» (Уэвелль).11 Многими юристами понятия борьбы и мышления соединяются с понятием произвольного, тогда как процессы мышления и борьбы, о которых говорит Иеринг, подчиняются действию психических и социальных законов. Они составляют формы, в которых выражается последовательный ход развития человека и общества. Иногда, как например, у некоторых французских юристов, осуждение теории Иеринга, исходит из личных причин: в ней усматривают проповедь произвола и видят в этом плоды немецких успехов в последней франко-прусской войне. В заблуждение
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
может ввести также тон, в котором написано сочинение Иерин-га о борьбе за право. С первого взгляда можно подумать, что автор настаивает во что бы то ни стало на сохранении существующего правового порядка. Но на самом деле задача упомянутого сочинения заключается в том, чтобы убедить читателя, что борьба есть единственно возможное средство охраны интересов.
Но как бы то ни было, в обобщениях Иеринга мы находим те или другие указания на законы развития гражданского права. Он указывает нам на отношение, в котором состоит право к другим явлениям социальной жизни. Право относится к потребностям этой жизни как средство к цели. Далее, Иеринг ищет способ происхождения права и указывает на необходимую связь, существующую между ним и умственным трудом человека. Право есть произведение человеческого мышления, или, что то же, человеческое мышление есть одно из необходимых условий образования права. Наконец, учение Иеринга обращает наше внимание на то, что борьба (юридических) идей есть необходимая форма развития права на всех стадиях его существования (образование, применение, падение). Верные, по всей вероятности, относительно всей правовой области, эти обобщения подтверждены Иерингом главным образом касательно гражданско-правового порядка.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 780;