1 страница. звуком. Несмотря на относительную простоту «управления» таким инструментом, от исполнителя требуется весьма активное
7—683
звуком. Несмотря на относительную простоту «управления» таким инструментом, от исполнителя требуется весьма активное, гибкое и творческое воздействие на его режимы.
Исполнитель с помощью органов управления электронного инструмента может формировать звук в самых разнообразных тональных сочетаниях и тембровых оттенках, подчиняя звучание инструмента авторскому замыслу и своей интерпретации.
Основные узлы одноголосного или многоголосного электромузыкального инструмента — генератор тона (или несколько генераторов), манипулятор, темброблок, блок вибрато и звуковоспроизводящее устройство.
Генератор тона представляет собой устройство, изменяющее частоту колебаний при нажатии на клавишу или гриф.
Манипулятор позволяет включать звуковую цепь не резко, скачком, а плавно, и так же плавно выключать ее.
Для выразительности исполнения и расширения тембровой «палитры» в электромузыкальном инструменте воспроизводят эффект вибрато, который заключается в периодических изменениях высоты и громкости звука. На обычных музыкальных инструментах, например скрипке, подобный эффект достигается колебаниями пальцев при' нажатой струне.
Кроме этих функциональных блоков некоторые, наиболее сложные электромузыкальные инструменты имеют блок для получения эффекта реверберации (пружинный ревербератор). Здесь эффект реверберации в какой-то мере аналогичен длительному звучанию струн рояля при нажатой педали.
Звуковоспроизводящее устройство состоит из усилителя низкой частоты (широкополосного или двухполосного) и акустической системы.
К одноголосным мелодическим электромузыкальным инструментам относятся: «Терменвокс», «Экводин», «Романтика», «Фаэми», «Аэлита» и др.
«Терменвокс» — самый первый из электромузыкальных инструментов. Изобретен советским инженером Л. С. Терменом еще в 1921 году. Прием игры на нем несколько необычен — исполнитель, манипулируя рукой на расстоянии от антенны инструмента, вокруг которой образуется электрическое поле, изменяет емкость «рука— антенна», что приводит к изменению частоты генератора тона. Инструмент имеет тембры, близкие к человеческому голосу, звучанию скрипки и виолончели, иногда его звучание напоминает игру смычком на обыкновенной пиле. Диапазон «Терменвокса» — семь октав.
«Экводин» — инструмент с клавиатурой и грифом1. Его тембровые возможности весьма богаты — они позволяют имитировать традиционные инструменты — деревянные, медные, духовые и ударные, на нем можно воспроизвести звучание колокольчиков, тре-
1 Есть несколько моделей этого инструмента, последняя модель — В-11 — грифа не имеет.
угольника и др. Этот инструмент широко применяется в записях музыки для кино, радио- и телевизионных передач, а также для театральных спектаклей.
«Романтика» — многотембровый клавишный инструмент. Благодаря портативности, небольшому весу (около 20 кг) получил широкое распространение в инструментальных ансамблях. Диапазон инструмента по клавиатуре — три октавы, диапазон основных тонов — семь октав.
«Фаэми» — клавишный инструмент, имеет шесть октав, около 20-ти тембров, в том числе может воспроизвести звучание саксофона, гобоя, кларнета, флейты и органа.
«Аэлита» — двухголосный клавишный инструмент, имеет тембры, родственные народным инструментам, а также неопределенные, экзотические, воспринимаемые как «космические».
Особое место среди одноголосных электромузыкальных инструментов занимают шумовые и ударные, такие, как упоминавшиеся уже шумофон, электроэолифон, а также ударный инструмент бат-териафон.
Баттериафон дает звучности малого и большого барабанов, ма-ракасов, гонгов, тарелок, воспроизводит вой ветра, выстрелы, свист, шумы дождя, водопада, идущего поезда. Весь комплект конструктивно выполнен в виде небольшого чемодана.
Наиболее широкое распространение получили многоголосные ЭМИ отечественного производства типа электроорган: «Юность», «Эстрадин-ЗМ», («Гамма»), «Эстрадин-б» («Меридиан»), «Рэтак-корд», «Перле», «Прелюдия», а также «Ионика» и «Матадор-25» производства ГДР. Все эти ЭМИ имеют много обшего как в техническом, так и в музыкальном отношениях, что делает их взаимозаменяемыми в типичных применениях. Звуковысотный диапазон многоголосных инструментов в основном соответствует диапазону рояля.
Следует отметить, что исполнение на электроорганах музыки, написанной в оригинале, для рояля или инструментальных ансамблей, как правило, не может быть признано равноценным.
Значительно больше возможностей дает применение электронных органов в эстрадном жанре, а также при музыкальном оформлении кинофильмов, театральных постановок, радиокомпозиций и в других формах иллюстративной музыки, когда нужны оригинальные тембры и смена форм звучания-.
§2
Адаптеризованные музыкальные инструменты
Обычно адаптеризованный музыкальный инструмент состоит из видоизмененного струнно-щипкового или струнно-смычкового инструмента, в котором размещается адаптер (звукосниматель), предварительный усилитель и темброблок. Инструмент подключают к
звуковоспроизводящему устройству, состоящему из усилителя низкой частоты и акустической системы.
К адаптеризованным электромузыкальным инструментам относятся: электрогитара, электроарфа, электроскрипка (электрина), электроальт, электробас и ряд других. Адаптеризация не только увеличивает громкость звучания обычных струнных инструментов, но и придает им совершенно новые тембры.
Наиболее широкое распространение получила электрогитара. Есть несколько разновидностей этого инструмента.
Электрогитара-ритм имеет шесть струн и до восьми фиксированных тембров, в том числе натуральное звучание гитары, тембр банджо. Звуковысотный диапазон — три с половиной октавы.
Электробас-гитара имеет четыре струны, три-четыре тембра. Может заменить обычный контрабас. Обладает характерным «электронным» звучанием. Звуковысотный диапазон — две с половиной октавы.
Электрогитара-соло имеет шесть струн, до десяти фиксированных тембров, в том числе тембры, напоминающие виолончель, банджо, саксофон и др. Звуковысотный диапазон — три с половиной октавы.
Гавайская электрогитара — солирующий инструмент. Имеет семь струн, звук извлекается с помощью медиатора. Обладает разнообразными тембрами, дает органное звучание. Певучесть, мелодичный и вибрирующий звук выдвинул гавайскую гитару на одно из первых мест среди адаптеризованных струнно-щипковых инструментов. Звуковысотный диапазон — четыре октавы.
Ниже приведены полные частотные диапазоны звучания различных электрогитар.
Гитара-ритм — от 50 до 6000 Гц, основной тон — до 600 Гц.
Электробас-гитара — от 30 до 3000 Гц, основной тон — до 400 Гц.
Гитара-соло — от 40 до 8000 Гц, основной тон — до 700 Гц.
Гавайская гитара —от 70 до 10000 Гц, основной • тон — до 1500 Гц.
К адаптеризованным инструментам можно отнести и камертонное электропианино, электробаян, а также упоминавшиеся ранее электроколокола.
В камертонном пианино вместо струн установлены камертоны, механические колебания которых преобразуются с помощью звукоснимателей в электрические. Этот инструмент — многоголосный, имеет обычную клавиатуру и обладает интересным тембром звучания, например, на нем можно исполнять партии, написанные для челесты и виброфона. В басовом регистре возникают своеобразные звуки, напоминающие ударные инструменты, а верхняя часть зву-кочастотного диапазона дает звуки хрустальной чистоты и прозрачности.
Электронный баян («Эстрадин-8Б»), сконструированный на базе обычного механического баяна, имеет 61 кнопку для правой руки и 120 кнопок басов и готовых аккордов. Обычные язычковые резонаторы соединены с электронным блоком, включающим усили-
тель низкой частоты и выносные акустические агрегаты. При игре возможно как чередующееся, так и совместное звучание электронного и обычных голосов. Звуковысотный диапазон баяна около шести октав —«фа» контроктавы (43 Гц) до «соль» четвертой октавы (3176 Гц).
Все перечисленные электромузыкальные инструменты находят применение в вокально-инструментальных ансамблях, в эстрадных и танцевальных оркестрах на радио, телевидении, в кино. Особо надо отметить ансамбль электромузыкальных инструментов Всесоюзного радио и телевидения под управлением В. Мещерина. Этот оркестр имеет в своем составе многие из перечисленных инструментов: электроорган, электророяль, электробас, электрогитару, электроарфу», «Терменвокс», клавиолину, «Аэлиту» и др.
Используя в основном электронные инструменты, в этот оркестр вводятся иногда и другие инструменты, такие, например, как виброфон, маримбафон, ксилофон, а также челесту и другие. Тембры этих инструментов органично вплетаются в общее звучание и как бы связывают электронную музыку с обычной.
Репертуар этого оркестра в основном состоит из произведений эстрадного и камерного жанра, он также аккомпанирует и вокалистам.
Весь ансамбль представляет собой единую слаженную электронную систему с пультом управления, к которому подключается звуковоспроизводящая система. Электронная система предусматривает коррекцию и подключение аппаратов искусственной реверберации к каналу любого электромузыкального инструмента.
В отличие от обычных оркестров при записи этого ансамбля не имеет значения акустика помещения, электрические сигналы звуковой частоты от всех электромузыкальных инструментов подаются на пульт управления, а затем непосредственно на вход магнитофона. Это исключает искажения.
Неповторимый, своеобразный колорит звучания отдельных электронных инструментов и всего ансамбля в целом открывает интересные возможности для звукового оформления спектакля.
§з
Электромузыкальные инструменты в практике звукового оформления спектаклей
В драматическом театре электромузыкальные инструменты были впервые применены при звуковом оформлении спектакля Б. Шоу «Святая Жанна» в Московском театре имени Ленинского комсомола в 1958 году. Автор музыки ввел в партитуру камертонное пианино и шумофон.
Театральные режиссеры и композиторы стремятся найти в звучании электромузыкальных инструментов своеобразные тембры, необходимые для сценического действия, когда обычные выра-
зительные средства симфонического или эстрадного оркестра не давали желаемого результата. Различные по характеру звучания электромузыкальные инструменты были использованы для звукового оформления многих постановок в ряде театров Москвы, Ленинграда и других городов !.
Важное условие, способствующее органическому включению электромузыкальных инструментов в музыкальное и . шумовое оформление спектакля, — участие самих композиторов в исполнении. Лишь при этом условии возможно подлинно творческое освоение всех выразительных свойств электромузыки и, что особенно важно для театра, их органическое сочетание со сценическим действием. Кроме того, участие композитора дает возможность находить наилучшие приемы оркестровки применительно к средствам электромузыки.
По разнообразию звука электромузыкальные инструменты неизмеримо превосходят многие инструменты современного оркестра. Динамические и тембровые ресурсы их весьма широки: одним движением ножных педалей можно резко изменять уровень громкости звучания — от тончайшего пианиссимо до громового фортиссимо, достаточно легкого нажатия на кнопку или рычажок, чтобы мгновенно получить новую окраску звука. Эти инструменты позволяют соединять оригинальные и причудливые тембры, несомненно представляющие определенный художественный интерес при звуковом оформлении спектаклей, от детских — с фантастическим сюжетом— до древнегреческих трагедий, в которых электронное звучание может органично сочетаться со сценическим образом времени.
Для драматических театров электромузыкальные инструменты имеют и другие привлекательные стороны. Многотембровые электромузыкальные инструменты могут заменить недостающие инструменты в театральном оркестре или существенно расширить и обогатить тембровые ресурсы такого оркестра. В отдельных случаях два-три многотембровых электромузыкальных инструмента могут заменить весь театральный оркестр, причем громкость и выразительность его звучания мало в чем уступит звучанию обычного оркестра. Опыт некоторых драматических театров, широко использующих для звукового сопровождения спектаклей различные электромузыкальные инструменты, подтверждает это. Портативные, легко транспортируемые, они весьма полезны в гастрольных поездках. Любой электромузыкальный инструмент можно сравнительно просто подключить к системе звукоусиления и воспроизвести его звучание через громкоговорители зрительного зала или сцены. Силу звука и выразительность звучания можно регулировать в широких пределах, используя обычный пульт звукорежиссера и уси-
лительную аппаратуру театра. В этом случае исполнитель (или исполнители) может разместиться в любом удобном месте — на сцене, за кулисами, в зрительном зале.
Динамические возможности электромузыкальных инструментов позволяют применять их в театральных помещениях любой вместимости.
Сравнительная простота игры на некоторых видах электромузыкальных инструментов существенно облегчает их использование в периферийных театрах, там, где нет профессиональных музыкантов. Настройка и профилактический их ремонт, при наличии в театре радиозвукотехника, не представляет особых трудностей.
Сегодня электромузыкальные инструменты завоевали прочное место в драматических театрах. Многие из них (Театр имени Моссовета, Центральный театр кукол, Московский драматический театр на Малой Бронной, Театр сатиры и др.) приобрели электромузыкальные инструменты разных типов и постоянно пользуются ими в своих постановках не только для собственно музыкального сопровождения, но и для создания необычных звуковых и шумовых структур, которые не могут быть получены с помощью традиционных музыкальных инструментов или шумовых аппаратов.
Для улучшения качества и расширения выразительных возможностей звучания электромузыкального инструмента весьма желательно при записи сигнал с него предварительно пропускать через ревербератор, а затем подавать на вход магнитофона.
При записи электроинструмента в ансамбле с обычными инструментами или солистом-певцом также желательно использовать микшерский пульт, позволяющий смешивать сигналы, поступающие от микрофона и электроинструмента. Размещать акустическую систему электромузыкального инструмента следует в отдалении от основных исполнителей, так, чтобы прямой звук от громкоговорителя не попадал в микрофон.
Электромузыкальным инструментам и специальным шумовым и ударным электронным устройствам принадлежит большое будущее, они таят в себе огромные, еще не изведанные возможности.
1 «Смерть коммивояжера» (МХАТ), «Любовь Яровая» (Малый театр) —композитор Н. Пейко.
«Цезарь и Клеопатра» (Театр им. Моссовета), «Современная трагедия» (Драматический театр им. К. С. Станиславского) — композитор И. Шнитке.
«Океан», «Фауст и смерть», «Медея» (Театр им. Вл. Маяковского) — композитор И. Меерович.
Глава VI Запись вокалистов
§ 1
Основные особенности вокальной
техники
Для оформления спектакля нередко приходится записывать лирические, эстрадные, жанровые песни, куплеты и романсы в исполнении актеров театра или профессиональных певцов. Певцу могут аккомпанировать гитара, аккордеон (баян), рояль, а также разные по составу музыкальные ансамбли. Чтобы профессионально провести запись, театральный звукорежиссер должен знать не только технологию самой записи, но и ясно представлять себе особенности вокальной техники певцов.
Существует несколько определенных критериев, по которым можно охарактеризовать певческий голос. Важнейшие особенности его — высота, тембр, сила, полетность, вибрато. Кроме этого, как и в художественной речи, большое значение имеет дикция певца.
Звуковысотный диапазон певческого голоса определяется интервалом между наиболее низкой и наиболее высокой нотами, которые певец в состоянии взять. Певческие голоса по высоте делятся следующим образом. Мужские — на три основные группы: бас, баритон, тенор; женские — на четыре: контральто, меццо-сопрано, сопрано, колоратурное сопрано.
В каждой группе (кроме басов) различаются лирические, лирико-драматические и драматические голоса. Басы делятся на высокие, так называемые контакте, и низкие — профундо.
Ниже приведены звуковысотные диапазоны основных групп певческих голосов.
Типы мужских голосов | Звуковысотный диапазон в Гц | Типы женских голосов | Звуковысотный диапазон в Гц |
Бас Баритон Тенор | 82—349 110—392 131—523 | Контральто Меццо-сопрано Сопрано Колоратурное сопрано | 165—698 220—880 262—1046 330—1397 |
Из таблицы видно, что профессиональный певец должен иметь диапазон голоса не менее двух октав. В каждом из диапазонов можно различить несколько регистров: низкий, средний и высокий.
Каждый регистр характеризуется особым тембром. Ровность
голоса по регистрам — одно из главных свойств, которого стремятся добиться все певцы. Микрофон особенно чуток к переходам от регистра к регистру, и все неровности голоса при этом он как бы увеличивает и подчеркивает.
Обычно при оценке голоса пользуются широко распространенной вокальной терминологией, не совсем точной, но очень образной и эмоциональной. Голос может быть: сильный, блестящий, ясный, теплый, мощный, густой, тонкий, глухой и т. д., а звуки — круглые, плоские, широкие, узкие, матовые.
Голоса всех хороших певцов отличаются своеобразием тембра. Но вместе с тем они отличаются и одной общей закономерностью: в них сильно выражены высокие обертоны с частотами 2500— 3000 Гц. Эта область частот носит название верхней , певческой форманты. Эта форманта придает голосу приятный тембр с серебристым оттенком. Если тракт звукозаписи «заваливает» эти частоты, голос певца изменит тембр, потеряет блеск, и наоборот — если в тракте эти частоты резко выражены, то голос получится неестественно высоким, резким. При недостатке в голосе у певца именно этих частот можно с помощью электрической коррекции попытаться исправить звучание.
Красота тембра голоса, разумеется, зависит не только от одной высокой певческой форманты, но и от других обертонов. В частности, впечатление «мягкости» и «массивности» голосу придает низкая певческая форманта. Она расположена в области 300—600 Гц.
Необходимо отметить, что тембр голоса меняется не только при изменении высоты звука, но и при изменении его интенсивности. В частности, при увеличении громкости увеличивается и значение высоких обертонов.
Обычно голос хорошего певца слегка колеблется, как бы пульсирует ритмично и плавно с частотой, примерно, в пять-семь пульсаций в секунду. Эту пульсацию голоса принято называть вибрато. С акустической точки зрения вибрато — результат периодического изменения силы, частоты и спектрального состава звука; Вибрато .мастеров пения отличается приятной, ласкающей слух плавностью, звук голоса «льется непрерывной струей», лишь слегка пульсируя. Эта пульсация как бы делает голос живым и одухотворенным. Если вибрато нет, то голос кажется безжизненным, невыразительным.
Вибрато воспринимается как тембровая особенность звука и придает голосу определенную эмоциональную окраску. Некоторые драматические актеры в сценической речи также прибегают к вибрато для выражения сильных эмоциональных переживаний. С этой же целью музыканты — виолончелисты, скрипачи, трубачи — сознательно стараются придать звуку своих инструментов вибрирующий характер, сходный с вибрато певческого голоса. Этот прием заметно оживляет игру, делает ее более выразительной в художественном и эмоциональном отношении.
Кроме придания голосу своеобразной окраски, вибрато скрадывает характерные недостатки голоса: неточности интонации, небольшие неровности звука по интенсивности и даже гнусавость. Все
эти особенности вибрато сильно сказываются при звукозаписи. При плохом вибрато в голосе или при его отсутствии микрофон подчеркивает недостатки голоса. Другая особенность голоса с вибрато — высокая помехоустойчивость по сравнению с голосом без вибрато. В шумах, а также и при музыкальном сопровождении голос с вибрато лучше улавливается микрофоном. (Аналогично этому наше зрение более чувствительно к пульсирующему свету, чем к ровному, — на этой особенности основаны мигающие светофоры, сигнальные фонари автомобиля.)
Существенное отличие пения от обычной разговорной речи — в его значительно большей мощности и громкости.
В частности, громкость пения зависит от выбора помещения для записи. Если запись ведется в заглушенном помещении, то певцу кажется, что его голос звучит почему-то слабо и тихо. Он будет стараться достичь привычной громкости голоса и форсировать звук. Микрофон очень чувствителен к такому форсированию и подчеркивает неестественность пения. Но и в благоприятных акустических условиях некоторые певцы, особенно те, кто не привык выступать перед микрофоном, бессознательно форсируют голос, при этом особенно заметно возрастает громкость на высоких нотах, что тоже фиксируется индикатором как перегрузка.
С силой голоса тесно связано еще одно свойство звука — его полетность. Полетность определяется способностью звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния. И кроме того, выделяться на фоне других звуков, «лететь через оркестр». Если сравнить голос с музыкальными инструментами, то полетностью обладают звуки скрипки, треугольника, колокольчика и ряда других.
Довольно часто встречаются певцы, обладающие сильным, но не полетным голосом. При записи в крупном или естественном планах такие голоса «ложатся» хорошо, но в удаленном звуковом плане голос может быть забит аккомпанементом. Наоборот, несильный голос, обладающий полетностью, хорошо записывается с любым аккомпанементом в любом плане. Не вдаваясь во все тонкости определения причин этого явления, необходимо лишь отметить, что оно связано с наличием в голосе певца высокочастотных обертонов (высокая певческая форманта).
Огромное значение для вокалиста имеет динамический диапазон— максимальная разница в силе голоса между форте и пиано. У лучших певцов (особенно оперных) динамический диапазон достигает 20—30 дБ, а у неопытных, непрофессиональных — всего 5—10 дБ. Динамический диапазон голоса певца определяет выбор среднего уровня записи и тем самым степень регулирования при записи. Как правило, драматические актеры не имеют профессионально поставленного певческого голоса. Поэтому динамический диапазон их голосов сужен, их пение бывает больше похоже на мелодекламацию. Поэтому пение драматических актеров, как правило, ведут в крупном и очень крупном плане. Существенное значение имеет при пении разборчивость текста.
В отличие от обычной речи, звуки при пении произносятся протяжно, на разных нотах, к тому же, как правило, пению сопутствует музыкальное сопровождение. Пение, в отличие от разговорной речи, ведется обычно в таком регистре, где больше всего напрягаются голосовые связки и мышцы, участвующие в голосообразо-вании.
В общем случае дикция зависит от высоты ноты. Чем выше нота, тем труднее правильно артикулировать, так как высокие звуки требуют значительно большего напряжения голосового аппарата. Кстати, именно поэтому женское пение, как правило, менее .разборчиво, чем мужское. Следует заметить, что дикция ухудшается и при пении на самых низких нотах диапазона голоса.
При записи надо помнить о том, что певец обычно знает текст наизусть, и его слуховое восприятие при пении резко отличается от восприятия этого же текста зрителем, который слышит его впервые. При записи многих дублей звукорежиссер «привыкает» к тексту и его критическое восприятие разборчивости также может притупиться.
§ 2
Размещение вокалистов
и аккомпанемента при записи
Как уже говорилось, дл^ качества записи весьма существенна акустика помещения. В помещении малого размера и слишком заглушенном певец чувствует себя стесненным, он «не слышит» себя и его голос звучит тускло. Поэтому при записи пения выбирают достаточно просторное помещение с воздушной акустической обстановкой для придания голосу объемности.
Не менее важно правильно выбрать тип микрофона, а также звуковые планы как для певца, так и для музыкального сопровождения. Один из часто встречающихся вариантов — запись пения под аккомпанемент отдельного музыкального инструмента. Рассмотрим этот вариант на примере записи пения под аккомпанемент рояля. Прежде чем выбрать звуковые планы для певца и рояля, необходимо обеспечить акустику окружающей среды, соответствующую характеру музыкального произведения. Если записывается лирическая или жанровая песня, помещение может быть несколько заглушено, и наоборот — при записи классических произведений, бравурных мелодий акустическая обстановка должна быть воздушной, то есть время реверберации в помещении должно быть несколько большее, чем в первом случае
Если запись ведется в помещении, акустически подготовленном, например в репетиционном зале, то, изменяя степень декорирования ближайших к исполнителям стен с помощью раздвижных штор, можно влиять на акустическую обстановку записи. Например, раскрывая шторы, можно добиться большего «воздуха» в звучании, и наоборот.
В другом случае может понадобиться несколько заглушить звучание только одного инструмента. Для этого его можно разместить на ковре.
В концертном исполнении певец обычно стоит вплотную к роялю. Для записи такое размещение неудобно. При установке микрофона относительно инструмента и вокалиста следует помнить, что от соотношения выбранных расстояний зависит динамическое равновесие между источниками звука и звуковой план каждого из них.
Как правило, звуковой план певца выбирается несколько крупнее, чем план сопровождения, но иногда планы могут быть и одинаковыми. Во всяком случае, аккомпанемент должен гармонировать с голосом певца, «не вылезать» вперед. Но иногда, по сценическому замыслу, аккомпанемент нужно показать в более крупном плане, чем певца.
Если запись в выбранном помещении проводится впервые и опыта по размещению микрофонов нет, рекомендуется использовать двунаправленный микрофон. В этом случае певца и аккомпанемент размещают по разные стороны от микрофона. Сначала выбирается необходимый звуковой план для аккомпанемента, затем певец перемещается с противоположной стороны микрофона по оси его чувствительности до тех пор, пока соотношение голоса и музыки (звуковые планы) не будут соответствовать сюжету записи.
Если размеры помещения не позволяют воспользоваться этим приемом, то певцу следует перемещаться радиально, на расстоянии 1—1,5 м от микрофона в плоскости под углом в 90°. Частично изменить звуковой план можно, меняя угол наклона микрофона в вертикальной плоскости.
При поисках необходимых звуковых планов звукорежиссер прослушивает звучание через контрольный агрегат и ведет пробные записи. Если качество записи оценено на «хорошо», все расстановки нужно зафиксировать в микрофонной карте.
В общем случае расстояние между микрофоном и роялем, соответствующее нормальному звуковому плану, должно быть не менее 2—3 м, а певец, обладающий сильным голосом, должен находиться от микрофона на расстоянии 1—1,5 м. При исполнении лирических песен певец должен быть на расстоянии 50—60 см от микрофона. Певцы с тихим лирическим голосом или актеры с непоставленными голосами могут размещаться на расстоянии 15—20 см от микрофона. При этом желательно, чтобы микрофон стоял не менее чем в 2—3 м от ближайшей стены.
Чтобы сохранить ясность и отчетливость исполнения вокалиста, крышка рояля, как правило, должна быть закрыта. Если необходимо повысить уровень звучания рояля, крышку можно приподнять на одну четверть, пользуясь малым костылем.
При размещении певцов следует учитывать и характер голоса. Один и тот же звуковой план для разных голосов требует разного размещения микрофона. Например, если бас находится на расстоянии 1 м от микрофона, то для сопрано этот же звуковой план будет получен всего на расстоянии 0,6 м. Объяснить это можно тем, что
звуки низкой частоты несут большую энергию и распространяются на большее расстояние, чем звуки высоких частот.
При пользовании однонаправленным микрофоном вокалиста и аккомпанемент нужно располагать в растворе рабочего угла. Чтобы не проявлялся эффект экранировки, микрофон желательно установить выше головы певца и наклонить его в сторону аккомпанирующего инструмента. Однако при такой схеме певец не видит аккомпаниатора.
Несколько труднее найти оптимальное размещение микрофона в случае, когда певец аккомпанирует себе сам на рояле или на каком-нибудь другом инструменте. В этом случае все зависит от опыта исполнителя, так как громкость звучания инструмента для самого певца значительно отличается от того, что «слышит» микрофон.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 2277;