Бэн, Логика, II, кн.IV, гл. 2, § 6. 1 страница
Задача современного изучения римского гражданского права
1. Интерес, связанный с изучением римского права
§1
Интерес изучения римского права для современного юриста
На вопрос о полезности изучения римского права обыкновенно отвечают указанием на непосредственное практическое значение римских правовых определений и на воплощенную в них образцовую «юридическую логику» — два пункта, которые известны под именем материального и формального достоинств римского права. Однако значение такого указания представляется в этом случае несколько сомнительным. Материальное достоинство римского права (в связи с некоторыми другими обстоятельствами) объясняет нам, почему практическое действие этого права в Европе не прекратилось с разрушением римского владычества на Западе, но, продолжаясь непрерывно, достигало по временам необыкновенного распространения и силы. Но так как в настоящее время требования гражданской жизни во всех цивилизованных странах далеко опередили потребности, об удовлетворении которых заботились юристы древнего Рима, то материальное достоинство римского права недостаточно для оправдания ореола, окружающего этот предмет в системе современного университетского преподавания. О материальном достоинстве юридических воззрений римлян необходимо говорить теперь не иначе как со значительными оговорками, которые
2 Заказ № 720
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
отодвигают его в область прошедшего. Более правды заключается в ссылке на формальное достоинство римского права; но и она не выдерживает вполне строгой критики. Искусство юридического мышления, присущее в особенной степени римским юристам, и отразившееся в оставленных ими определениях и решениях, представляется таким качеством, присутствие которого желательно в юриспруденции каждого народа и которое, по мере его распространения, перестает быть исключительной принадлежностью римлян. Многим важным сторонам упомянутого искусства мы можем научиться не у одних римских юристов. Например, деятельность гражданских судов Франции и Англии назидательна в некоторых отношениях не менее чем деятельность древних юрисконсультов. Таким образом, предпочтение, которое оказывается до сих пор римскому праву, должно было бы пострадать в очень значительной степени, если бы вышеприведенные мотивы, действительно, исчерпывали интерес современного изучения его. Но это предпочтение не рушится и не слабеет, потому что изучение юридических определений древнего Рима необходимо для современного юриста еще по другому, очень важному обстоятельству. Обыкновенно это обстоятельство не сознается с достаточной отчетливостью, но уже давно ему принадлежит важное влияние на ход нашей науки. Оно заключается в следующем: изучение римского права составляет форму, в которой зародилась и из которой должна развиться в будущем общая наука о гражданском праве.*
2. Задача науки о гражданском праве
§2
Ложный взгляд на задачу науки права
Для правильного понимания высказанного нами положения, следует выяснить, прежде всего смысл, в котором употреблено в нем слово наука. Очень часто понимают под наукой то, что не только не заслуживает этого имени, но самое существование чего призрачно. Полагают, что существует, или по крайней мере должна
* Здесь и далее под гражданским правом С. А. Муромцев понимает частное право. — Прим. ред.
существовать теория, содержащая такие принципы гражданского права, которые по их разумности могут и должны быть приложены в каждой стране, каждого народа. В создании подобной теории усматривают назначение науки. Этот взгляд на задачи правоведения очень стар в истории европейской юриспруденции. Его выражали уже римские юристы, подчиняясь в этом случае указаниям греческих философов. Новый толчок к его развитию был дан в эпоху первого серьезного знакомства итальянских и германских юристов с римским правом, когда это последнее, благодаря относительно неразвитому состоянию средневекового гражданского быта и юриспруденции, произвело подавляющее впечатление на его первых исследователей. Оно показалось им воплощением высшего юридического разума. Много позднее вера в существование подобного разума приобрела сильную философскую поддержку в учении о естественном праве, долженствовавшем предписать законы, одинаково спасительные для всех народов мира. От начала XVII столетия и вплоть до настоящего века это учение руководило умами юристов. Ясные следы его сохранились по настоящее время, в особенности в воззрениях практической юриспруденции. В России популярность взгляда на науку, о котором мы говорим, обусловливается, с одной стороны, неправильным представлением о том, что слывет в Германии под названием общего права, а с другой, — явной неудовлетворительностью нашего гражданского законодательства и сознанием несомненного превосходства над ним многих иностранных кодексов, которые были выработаны под непосредственным влиянием римского права. Вообще существование веры в естественное право в среде новоевропейской юриспруденции состоит в тесном отношении к факту рецепции римского права. Долговременное подчинение новоевропейской юриспруденции авторитету римского права оказало в настоящем случае важное действие. Образование и дальнейшее развитие уважения к какой-либо догме и веры в ее всемогущество имеет много общего с образованием и развитием почтения кх человеку. Людям свойственно при поклонении выдающемуся таланту человека переносить уважение, возбужденное талантом, на всю личность его обладателя. Предполагают, что во всех остальных сферах своей деятельности он способен возвыситься над другими лицами так
С. А. Муромцев |
Определение и основное разделение права
же, как и в той, которая была непосредственным выражением его дара. Из такого заблуждения проистекают, например, беспрестанные удивления по поводу великих людей, выказавших какие-нибудь недостатки вне области их специальности. То же повторяется относительно догмы. Когда определения догмы, выработанной вчуже, оказываются весьма целесообразными и удобоприемлемыми в нашей жизни, тогда в значительной мере причина такого явления заключается в сходстве условий, которые вызвали образование догмы, с условиями, которые приводят нас к заимствованию. Но, не замечая этого, мы видим упомянутую причину в особом свойстве, присущем самой теории, — в ее особой, высшей разумности. Общая вера в возможность общих юридических систем происходит путем дальнейшего развития подобного умозаключения. Она представляет чересчур широкое обобщение на почве возможного и, в известных пределах, необходимого факта — заимствования. Таким-то образом относительная пригодность римского права была истолкована в смысле безусловной цены его; а отсюда было недалеко до общего признания естественного права.
Другое обстоятельство, которое содействует образованию веры в естественные системы права, заключается в общем характере обыденного мировоззрения, в частности, обыденного правовоззрения. Обыденное мировоззрение чуждается идеи всеобщего и постоянного развития, или же принимает ее в таком значении, которое, не соответствуя действительности, не ведет к правильным выводам. Конечно, нет ученых юристов, которые разделяли бы во всей чистоте воззрение простолюдина, предполагающего, что общественный строй испокон веков устроен в его настоящем виде и останется таким до скончания мира. Однако все-таки значительное большинство размышляющих юристов усматривает в изменениях гражданской жизни, которые наблюдаются в истории, не что иное, как преходящее явление (может быть, вызванное несчастным уклонением человечества от нормального состояния). Путем постепенных изменений человечество должно прийти, в конце концов, к какому-либо единственно нормальному состоянию. Человечество должно наконец достигнуть состояния, которое предпочтительно перед другими состояниями соответствует природе человека. При таком воззрении, в ряду
I
\ача изучения римского гражданского права
исторических событий признают постепенное откровение абсолютного, идеального принципа, на котором должна быть построена система отношений человечества, когда оно достигнет полного совершенства. В глазах многих, этот принцип обрисовался с достаточной ясностью в правовых учреждениях современной цивилизации. Весь этот взгляд основан на неправильном понимании существующих явлений, и на некотором смешении субъективного с объективным. Масса страданий, которая испытывается людьми в каждом общественном состоянии, поддерживает в них постоянное стремление к его улучшению. Но коль скоро эта цель достигается, то, благодаря временности прожитого состояния, они начинают смотреть на него как на ненормальное. Вследствие постоянного недовольства временными, преходящими состояниями, их ряд обобщается в постоянный ряд чего-то ненормального, представление о чем является необходимым противовесом постоянного чувства неудовлетворенности в настоящем положении. На самом же деле, каждое состояние, в котором находится общество, несмотря на его временность и кажущуюся ненормальность, есть явление вполне естественное. Оно составляет необходимый результат предшествующего состояния и всей совокупности условий, которые действовали на его изменение (внешние и внутренние, основные и производные факторы). Оно составляет необходимый результат законов исторического развития человечества и в этом смысле естественно. Но не существует никакой другой естественности общественных состояний. Мы не имеем никаких данных, по которым было бы возможно заключить о прерывности вышеозначенной смены состояний. Внешние обстоятельства общественного развития частью сами собой, частью же под влиянием самого человека, видоизменяются постоянно и способны идти по этому пути до бесконечности. Стремление к приспособлению к новым условиям существования и постоянная борьба, происходящая внутри общества, содействуют образованию новых внутренних факторов. Все это ведет постоянно к образованию новых стимулов в деятельности общества, а следовательно, к постоянной переработке общественного строя. Нет оснований для мысли, что иначе было или будет в периоды, отдаленные от нас в глубине прошедшего или будущего.
С. Л. Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
Вера в золотой век прошедшего объясняется тем обстоятельством, что при окончательной переработке своих воспоминаний, люди останавливаются охотней на прежних радостях, нежели печалях. Что же касается до золотого века в будущем, то он превращается в призрак, коль скоро мы примем во внимание, что в период времени, в продолжение которого удовлетворяются нужды настоящего периода, успеет нарасти новый ряд более сложных и утонченных потребностей. Стремление к их удовлетворению откроет обширное поле для последующей деятельности человечества и для последующих видоизменений общественного строя.
Из всего сказанного следует, что невозможно такое общественное состояние, которое обладало бы вечностью, в отличие от какого-либо из состояний, существовавших до сих пор. Поэтому задачей науки не может быть отыскание системы норм, долженствующей руководить людьми в этом состоянии, т. е. системы, более вечной и естественной, чем системы, существующие и существовавшие до сих пор. Все, что выдается за подобные естественные системы права, содержит на самом деле только обобщение юридических принципов (действующих или только идеальных) своего времени и годно только для этого времени. В качестве исторического явления, из области движения юридической мысли оно входит в состав материала науки, но не может образовать ее содержания.
§3
Задача науки
В чем же состоит наука? Надо различать точно последнюю цель, которой служит наука и способ, которым эта цель достигается.
Последняя цель науки всегда была и останется одна и та же. Она состоит в удовлетворении потребностей, которые создаются жизнью. Наука служит жизни. Все науки возникли на почве ежедневной практики, будучи сначала только приведенным в некоторый порядок искусством. Практические потребности вызвали ум на деятельность. Полученные знания, в частности, от чего зависело удовлетворение потребностей, составили зародыш науки. Изыскание предпринималось по необходимости и имело в виду какую-либо практическую цель. С течением времени
постоянство умственной работы вызвало привычку и склонность к ней и выработало любознательность. Тогда к первоначальному стимулу исследования присоединилось другое, так сказать, бескорыстное побуждение, которое, развиваясь постепенно, стало выдвигаться вперед, в ущерб первоначальному стимулу. Рано или поздно оно изменило характер научного исследования и привело к объективному изучению явлений. Чем дальше шло развитие мысли, тем смелее и шире становилось ее стремление и тем менее непосредственный практический интерес руководил ее движением. Математик производил свои вычисления не ради измерения какого-либо расстояния или местности, но из идеального стремления познать природу величин. Астроном изучал положение и ход светил не для того только, чтобы определить взаимное положение различных точек земной поверхности или найти правильное измерение времени; механик не думал только об открытии полезных машин; химик оставил мысль о чудесных составах; ботаник собирал и анализировал растения, не заботясь особенно об открытии лекарственных соков; физиолог интересовался животным организмом без отношения к врачебным целям. Деятель науки сосредоточивал все более и более свой интерес на изучении законов явлений, т. е. на изучении постоянных отношений, которые существуют между явлениями природы. Его открытия по-прежнему приносили практическую пользу, но она перестала быть руководящим стимулом ученого. По-прежнему в конце концов наука служила жизни, существовала для нее; но форма, в которой выражается непосредственно деятельность ученого, стала «наукой для науки». Основываясь на выводах науки, искусство отделилось от нее. Практика жизни только выиграла от такого изменения. Непосредственное следование ученого за практическими потребностями суживало его кругозор, делало его односторонним, близоруким. Оно заставляло его отбрасывать в сторону такой материал, который мог оказаться наиболее ценным. Между тем связь явлений открывается часто в такой области, где никто не предполагает ее a priori. При исследовании, предпринятом с задними мыслями, легко удалиться от настоящего пути к такому открытию и отдаться на волю ложных предположений. Напротив, объективное отношение к предмету изучения открывает полный простор научному исследованию. Ничто, способное
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
обогатить знание исследователя и увеличить его практическое могущество, не ускользает от него, когда он руководствуется чистой любознательностью. Ряд неожиданных научных открытий привел к соответствующему ряду изобретений, о которых нельзя было бы даже помыслить при господстве прежнего метода. Таким образом, эмансипировавшись в своем ходе и в своей организации из-под непосредственного давления жизни, наука, по своим результатам, не только продолжала существовать для нее, но умножила свое служебное значение.
Последняя цель науки состоит в служении многообразным требованиям жизни. Но лучший путь, которым эта цель достигается, есть путь чистой любознательности. Задача искусства состоит в том, чтобы указывать цели практике и, следуя научным выводам, комбинировать средства для достижения избранных целей. Самый выбор цели происходит под руководством науки. Как показано выше, наука возникла из искусства, но теперь она стоит над ним.
Этот существеннейший результат исторического развития науки основан на важном психическом законе. Человек побуждается к совершению своих действий желанием достичь известных целей. Но «...в силу влияния ассоциации он постепенно приходит к тому, что желает средств, не думая о цели. Предметом его желания становится само действие, которое совершается в таком случае ради самого себя, без всякого отношения к другому мотиву» (Милль).1 Таким путем научная деятельность, бывшая прежде средством, стала самостоятельной целью.
§4
Задача социальной науки и науки права. Гражданское правоведение
Вышеописанный переворот осуществился вполне в науках о внешней природе. Его следует считать законченным и в области науки о духовной жизни человека (психологии). По крайней мере, успехи положительной психологии, разработанные по преимуществу на английской почве, настолько всеобъемлющи, что способны вынести на себе все здание психологической науки. Но социальные науки, т. е. науки, изучающие жизнь человеческих обществ, не покончили до сих пор с первоначальной формой своего развития. В форме социологии, возникшей во Франции
(О. Конт)2 и принятой в Англии (Дж.-Ст. Милль, Герб. Спенсер), а также в форме исследований о первобытной культуре (Тэйлор, Лебокк и др.) и отчасти в форме истории культуры вообще, зародилось и крепнет объективно-научное изучение социальных явлений.3 Однако это молодое направление далеко не успело охватить всей обширной, принадлежащей сюда области. Многие обстоятельства препятствуют его прогрессивному развитию. Теряясь в виду широких пределов предстоящей работы и нуждаясь, прежде всего в основных, исходных обобщениях, оно принуждено, за недостатком хорошо очищенного и классифицированного запаса фактов, тратить силы на собирание и подготовление материала. Наконец, объективно-научное направление не располагает еще достаточно сильным контингентом научных деятелей. Поэтому оно может рассчитывать на полное господство и руководство социальными науками только в будущем. В настоящее же время целые отрасли их в значительной степени, а иногда всецело, прозябают на старом пути. Общее изучение порядка развития общественных союзов («организмов») и отдельных сторон их существования отодвигается постоянно на задний план. Взамен этого мы находим на первом месте изыскания о различных мероприятиях, которые должны послужить к устранению или смягчению тех или других общественных зол. Это изыскание не поставлено на какую-либо вполне прочную, научную почву. Оно ведется самостоятельно и обособленно и признается за исчерпывающее научную деятельность. Постановка вопросов и изыскание ответов подчинены указанием практических интересов. Таков еще дух социальных наук. Отдельные умы возвышаются над ним иногда в значительной степени; но средний уровень, — единственно верная опора общей характеристики, — остается пока неизменным. То одно обстоятельство, что почти каждый, кто имеет какую-либо идею о нужных мероприятиях, спешит высказать ее гласно, вовсе не задумываясь над научной критикой ее, — та одна смелость, с которой трактуют о способах разрешения общественных вопросов и которая не находит ничего подобного себе в сфере других наук, свидетельствует уже, что в деле обсуждения социальных явлений, господствует интерес дня, — что заботятся только об удовлетворении ближайших потребностей путем простого приспособления
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
к обстоятельствам и помимо отвлеченного их анализа. Вместо правильной и всецелой организации социального знания, полного объединения и соподчинения отдельных исследований, среди них поддерживается изолированность и анархия. Политико-эко-ном предлагает экономическую реформу, не заботясь особенно об изучении общих законов экономических явлений; политик проектирует государственные учреждения, не отдавая себе ясного отчета об условиях их полезного существования; юрист сочиняет новый кодекс, увлекаясь систематическим развитием предвзятых идей и не задумываясь над последствиями, к которым должно привести одностороннее применение их в жизни. Юриспруденция в особенности является отсталой. За немногими, можно сказать случайными, исключениями любое произведение юридической литературы подкрепляет это суждение. Толкование действующих определений права систематизирование их с целью облегчения судебной практики поглощает громадную долю сил юриспруденции. В других, лучших случаях, исследование направляется непосредственно к критике существующих учреждений и изысканию способов преобразования их. Даже философия и история права не чужды практического характера. Известно, что знаменитый переворот в воззрениях на существо права был вызван в начале настоящего столетия спором немецких юристов по вопросу о необходимости и полезности обще германского гражданского уложения. Во Франции зачастую сочинение о естественном праве служит политической проповедью, а в Германии значение общетеоретических работ о праве сводится обыкновенно все к тому же вопросу о кодексе, или же вообще к результатам, которые они дают для догмы действующего права. Точно так же на историю права смотрят как на вспомогательное орудие догмы, хотя на самом деле далеко переступили за границы непосредственного применения этого взгляда.
При подобном практическом, хотя (как и во всякой научной сфере) вовсе не практичном, направлении экономической, политической и в особенности юридической литературы, трудно найти резкую пограничную черту между ее суждениями и интересами, и областью экономических, политических и юридических суждений и интересов, наполняющих обыденный кругозор общества. Во многих отношениях научное воззрение является
только теоретизированием обыденного воззрения. Недостатки, которые характеризуют это последнее, повторяются в сфере науки. Научное воззрение, подобно обыденному, страдает шаткостью и неясностью понятия о самом законе. Мы находим в нем далее объективизм, т. е. наклонность приписывать практическим идеям некоторое самобытное существование, мыслить их как некоторый самостоятельный, самобытный объект. С объективизмом связываются неизбежно близорукость в историческом мировоззрении и односторонний догматизм. Называя себя практическим, но, не пользуясь простором исследования, который доступен только при объективно-научном изучении явлений, господствующее направление социальных наук само ограничивает свою практическую силу.
Задача социальных наук должна состоять в изучении законов, по которым происходят явления общественной жизни. В частности, правоведению надлежит изучить законы развития той области социальных явлений, которая известна под именем права. При отсутствии одного идеального правового состояния и при постоянной смене форм общественной и юридической жизни, наука должна открыть законы, по которым происходит означенная смена. Право составляет группу явлений среди прочих групп явлений общественной жизни. Наука должна определить отношения, в которых состоят правовые явления между собой, к явлением других групп и к прочим условиям и факторам общественного развития. Первые шаг науки — чисто объективный, наблюдательный. Она определяет, что есть. Политика, в смысле теории искусства, выполняет второй шаг. Она определяет, что должно быть, к чему следует стремиться,4
Эти мысли мы должны применить и к устройству гражданского правоведения.* Мы должны различать общее гражданское правоведение и гражданско-правовую политику. Общее гражданское правоведение есть наука в строгом смысле. Не преследуя никакой практической цели, но, руководствуясь исключительно требованиями любознательности, оно изучает законы
* Здесь и далее под гражданским правоведением автор имеет в виду юридическую науку в целом, но не отраслевую науку гражданского права; гражданское право у С. А. Муромцева, — это в первую очередь система субъективного права (правовых отношений). —- Прим. ред.
С. А. Муромцев
Определение и основное разделение права
Задача изучения римского гражданского права
развития гражданского права. Оно предполагает как подготовительную стадию описательное гражданское правоведение, которое описывает в правильной системе факты гражданского права. Гражданско-правовая политика определяет цели и приемы, которыми должны руководствоваться гражданский законодатель и судья. На основании ее указаний слагается догма гражданских право-определений, которая излагает действующие в стране правооп-ределения в таком виде и по такой системе, которые прямо отвечают требованиям гражданско-судебной политики.
Не какое-либо сухое схоластическое соображение или крайнее философское увлечение приводит нас к этой системе, заставляя поставить во главе ее объективно-научное исследование гражданского права. Нами руководит глубокое убеждение в том, что лишь при изложенной организации нашей науки возможно достигнуть с полным успехом выводов, которые наиболее способны осветить путь гражданско-юридической практики как законодательной, так и судебной.
§5
Различие закона и юридического принципа
Для правильного понимания задачи гражданского правоведения, как науки, изучающей законы развития гражданского права, необходимо точное определение закона.
Очевидно, что закон понимается нами не в узком смысле государственного постановления, которое содержит какое-либо юридическое определение или правило, но в совершенно другом, философско-историческом или, вернее, общенаучном смысле. Под законом мы разумеем постоянство, которое существует в силу природы вещей в отношениях между явлениями, или явлениями и их условиями и последствиями. Формула закона гласит: при таких-то условиях происходит то-то. Это отношение установлено не человеком, но естественными свойствами данных условий, иначе говоря, самой природой.
Когда в юридическую науку проникла впервые идея закономерности исторических явлений, тогда этой идее было дано неправильное выражение. На историческое развитие человечества, общества и права смотрели как на процесс откровения объективно -абсолютного разума, — процесс постепенного осуществления
высших принципов жизни. Между прочим, развитие права представлялось как постепенное осуществление высших принципов (начал) справедливости. Закономерность исторических явлений усматривалась в необходимости их, как результата логически-исторического развития принципов, которые таились в высшем разуме, в высшей справедливости. При таком взгляде закон сливался с принципом, и это смешение царит в юриспруденции по сию пору. Когда говорят о законах развития права, тогда понимают под ним обыкновенно некоторые общие юридические принципы. Но такое отождествление двух названных предметов содержит глубокую ошибку. На самом деле принцип относится к совершенно иной категории предметов, нежели закон. Принцип, в чем бы он ни состоял и какого бы происхождения он ни был, есть не более как явление.
Наука различает строго явления и их законы. Под явлением разумеются вообще изменения в положении или состоянии предметов; под законами — постоянство отношений, замечаемое при этих изменениях. Явления составляют проявление закона, который неизменяем и постоянен. Закон может быть парализован в своем действии; но он не может быть устранен, как скоро присутствуют условия, к которым он относится. Так, можно препятствовать сближению двух тел, но нельзя устранить самого закона тяготения, который будет продолжать свое действие, например, в форме давления на препятствие. В области человеческого мира каждое действие человека образует явление, установленное действием, либо иным событием; конкретное отношение человека (например, власть его над вещью, лицом) есть также явление. Точно так же имеют значение явлений правило, которое руководит в данное время и в данном месте поступками людей, и порядок, в который слагаются их отношения. То, что называют принципом, есть, в сущности, только обобщенное описание или выражение совокупности общих свойств («общего смысла») существовавшего или существующего порядка, существовавших или существующих правил, отношений, действий. Таким образом, юридический принцип выражает собой явление истории права, или, точнее, некоторую совокупность историко-юридических явлений. Юридический принцип служит формулой, которая определяет так или иначе известную группу правовых
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 793;