Анализ свободных ассоциаций

Фрейд, как отмечалось выше, предложил и новый метод, позволившей

ему изучать сознательное и бессознательное в целостности личности и тем

самым более адекватно понять поведение человека. Метод этот - анализ

свободных ассоциаций, слов, ошибок, оговорок - позволяет открыть доступ к

информации, которая иначе не доступна наблюдению, ибо она была вытеснена

из сознания. Более того, данный метод позволяет интерпретировать поведение

индивида с учетом как его сознательных мотивов, так и подавленных желаний.

Для этого исследователю необходимо проникать за границы поверхностных

значений ассоциаций, ошибок, оговорок, а также сновидений индивида, выявляя

при этом скрывающиеся за ними бессознательные желания и мотивы. С

помощью данного метода выявляются соотношения между символами

индивида и релевантными бессознательными факторами, определяются их

причинные связи (например, связь между искажениями языка и поведенческой

патологией, между частным жизненным опытом и развитием определенных

мотиваций). В социологической литературе метод, который предложил Фрейд,

стали называть глубокой герменевтикой. По сути, исследователю приходится

5 Там же. - С. 341

интерпретировать символы, которые либо искажены, либо вообще скрыты для

видимого наблюдения.

Применяя ряд технических приемов глубокой герменевтики (о них

заинтересованный читатель может узнать самостоятельно, обратившись к

фрейдовской работе "Введению в психоанализ"), ученый приходит к ряду

выводов, имеющих непосредственное отношение к собственно

социологической интерпретации социальных действий индивида. 1) "Да,

значительные части Я и Сверх-Я могут оставаться бессознательными, обычно

являются бессознательными". 2) <Я>, согласно Фрейду, находится в тройной

зависимости - от внешнего мира, <Сверх-Я> и <Оно>. Поэтому <Я> должно

заботиться о том, чтобы инстинктивные влечения не переросли в конфликт со

<Сверх-Я> или с социальными реалиями. 3) <Я> живет за счет заимствованных

источников энергии. Поэтому <Я> свои предпочтения должно согласовывать с

<Оно> и <Сверх-Я>.

Таким образом, в социальных действиях индивида присутствуют три типа

конфликтов: конфликты между индивидом и социальной средой; конфликты

между <Я> и <Оно>, приводящие к противоборству разума и страстей; и

конфликты между <Я> и <Сверх-Я>: у людей с чересчур моралистическим

<Сверх-Я> часто возникают моральные переживания, страхи, чувства вины, что

отражается на их характере их социальных действий.

Основные защитные механизмы <Я>

В социальных действиях неизбежно присутствует сознательное и

бессознательное и, стало быть, в принципе утопично стремление к преодолению

иррационального, формированию "гармоничной, всесторонне развитой

личности" или ликвидации девиантного поведения вообще. Но социальный

психоанализ позволяет рациональными методами исследовать иррациональное,

свести его к минимуму и на этой основе стремиться к принятию оптимальных

решений, которые должны учитывать, с одной стороны, биологическую

природу человека, его инстинкты, а с другой - особенности нашего

национального <Сверх-Я>, которые имеют, по Фрейду, глубинные корни и не

поддаются быстрым изменениям.

Постоянное же давление внешней среды на <Я> приводит к тому, что оно

вынуждено оберегать себя с помощью ряда защитных механизмов, которые

даже у вполне здоровых людей примитивизируют уровень социальных

действий.

К этим механизмам Фрейд, в частности, относил вытеснение - удаление

из сознания мотивов к действиям, которые потенциально вызывают аффект,

большую напряженность. Однако даже будучи вытесненными в

бессознательное, эти "комплексы" постоянно ищут своего выхода и тем самым

продолжают влиять на поведение индивидов, от которых требуется

расходование все большей энергии, что удерживать их в бессознательном.

Зачастую люди как бы "притворяются", что у них нет аффектов, но они на деле

существуют в реактивных образованьях: вытесненная враждебность может быть

скрыта за безразличием, любовь - за беззаботностью.

<Я> может защитить себя и с помощью отрицания - неприятие реальных

событий, замена их вымыслами.

Пожалуй, более всего в России получил распространение такой механизм

защиты как регрессия - переход к более низким, упрощенно-примитивным

социальным действиям. Регрессия может проявляться в самых различных

формах - увеличение потребления алкоголя, табачных изделий, наркотиков.

Люди испытывают тягу к социальным действиям, связанным с мистикой,

полагая, что маги и экстрасенсы враз вылечат их от всех болезней, решат

личные проблемы, а предсказатели точно укажут источники возможных

опасностей. Регрессия проявляется и в том, что индивиды совершают действия

с неоправданными для себя и окружающих рисками - вождение автотранспорта

на недозволенной скорости, использование устаревшей летной техники,

пренебрежение правилами безопасности на производстве и ещё делают массу

действий с явно иррациональным компонентом.

Фрейд полагал, что и либидо как энергия, присущая инстинктам жизни, и

агрессивная энергия, в принципе поддаются сублимации, которая является

также одним из распространенным механизмом защиты <Я>. Это могут быть

социальные действия относящиеся к науке, художественному творчеству,

труду. По мнению ученого, именно сублимированная энергия творит прогресс,

создает цивилизацию. "Наблюдение ежедневной жизни людей показывает нам,

пишет он в книге "Леонардо да Винчи", - что многим удается перевести

значительную часть их полового влечения на их профессиональную

деятельность. Половое влечение особенно приспособлено для того, чтобы

делать такие вклады, потому что оно одарено способностью сублимирования,

т.е. оно в состоянии заменить свою ближайшую цель другими, смотря по

обстоятельствам, более высокими и не сексуальными целями"6 .

Разумеется, чтобы процесс сублимации мог пойти, для этого необходимы

условия, нужны соответствующие институциональные структуры. Пока же нет

благоприятных условий со стороны внешнего мира, возможности для

сублимирования энергии остаются весьма ограниченными.

Страхи и неврозы

В процессе ослабления <Я> под влиянием постоянного давления

неблагоприятных социальных фактов, возникают страхи, естественно,

влияющие на характер и содержание социальных действий. По Фрейду, <Я> -

единственное место сосредоточения страха, только <Я> может производить и

чувствовать страх, что прямо сказывается на характере социальных действий.

Используя фрейдовскую методологию, можно утверждать, что в

российском <Сверх-Я> содержится большой компонент долготерпения невзгод

от всякого рода войн, революций, контрреволюций, реформ и контрреформ,

которых хватало во все времена. Однако это долготерпение невзгод никогда не

являлось и ныне не может явиться панацеей от постоянных эмоциональных

стрессов. Если либидинозная и агрессивная энергии не могут сублимироваться

в социальные действия приемлемые как для индивида, так и для общества, то,

по Фрейду, неизбежно будут воспроизводиться условия возникновения трех

разновидностей страха - страха перед чуждым внешним миром, страха

совести перед <Сверх-Я>, наконец, невротического страха перед силой

страстей в <Оно>. Следствием неудавшегося защитного процесса <Я>

становятся неврозы и реактивные состояния. Не удивительно, что депрессия и

фрустрация стали массовыми в стране.

6 З. Фрейд. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. Психоаналитические этюды. В

кн.: Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск: ООО <Попурри>, 1997. - С. 380

По Фрейду, вернуться к социальным действиям, приемлемым для

индивида и общества, можно путем усиления <Я>, избавив его от постоянного

эмоционального давления извне, а также сделав его более независимым от

<Сверх-Я>. При обострении неврозов <Сверх-Я> становится сверхстрогим,

унижает <Я>, навязывает ему комплексы неполноценности и ущербности

(объективно нищенская заработная плата просто не может не воспроизводить

эти комплексы у индивидов с ослабленным <Я>). Через определенное время,

когда "критика Сверх-Я умолкает, Я реабилитируется и вновь пользуется всеми

человеческими правами вплоть до следующего приступа".

Вернуть многих и многих россиян к социальной деятельности с

доминированием рациональной сублимированной энергией можно через

преодоление эмоционально-негативных социальных изменений для <Сверх-Я>

и целенаправленное вытеснение комплексов ущербности, неполноценности,

страха.

Критика К. Маркса

Фрейд подверг критике положения К. Маркса о том, что развитие человека

и общественных форм является естественноисторическим процессом. Он также

резко выступил против того, чтобы абсолютизировать экономические факторы,

что, по существу, приводит к игнорированию психологических мотивов в

поведении людей: "Уже тот несомненный факт, что различные лица, расы,

народы в одинаковых экономических условиях ведут себя по-разному,

исключает единовластие экономических мотивов. Вообще непонятно, как

можно обойти психологические факторы, когда речь идет о реакциях живых

человеческих существ, ведь дело не только в том, что они уже участвовали в

установлении этих экономических отношений, и при их господстве люди не

могут не вводить в игру свои первоначальные влечения, свой инстинкт

самосохранения, свое стремление к агрессии, свою потребность любви, свое

желание получать удовольствие и избегать неудовольствия"7 .








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1087;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.