Использование этнометодологических методов для анализа практической повседневной деятельности в коммунальной квартире
На Западе коммуналок нет, и нам не известно, чтобы кто-либо из
этнометодологов исследовал эту проблематику. Нам же она представляется
особо интересной в том смысле, что в коммунальной квартире почти ежедневно
происходят незапланированные <гарфинкелинги> - эксперименты по
разрушению повседневных взаимодействий, которые, как Вам стало известно,
являются прекрасным методом изучения фоновых ожиданий. Только
Гарфинкель планировал свои эксперименты, а в коммуналках их, как правило,
никто не планирует, отчего они не меняют свою функцию.
В самом деле, в большой коммунальной квартире, в которой проживают
10 - 12 семей, почти ежедневно происходит нечто, что нарушает нормальный
ход повседневных взаимодействий. Этим нечто может быть все, что угодно: к
Ивановым неожиданно приехали родственники; Петровы купили электроплиту
- аппарат, отличающийся от привычных примусов и керогазов; Сидоров привел
новую спутницу жизни; у кого-то пропали туфли и т.д. И все это нечто может
существенно разрушить стабильные культурные образцы взаимодействия,
сложившиеся среди жильцов.
Проявим немного социологического воображения и спрогнозируем, что
произойдет дальше. Люди, живущие бок о бок и принадлежащие к одной и той
же социокультурной группе, воспримут <нововведение> через призму своей
практической рациональности и проинтерпретируют его по-разному. Но,
очевидно, что все придут в большее или меньшее смятение. И вот тут-то и
выявятся <видимые, но не замечаемые> фоновые ожидания. Кто-то может
испытать психологический стресс, зависть уже оттого, что Петровы,
<разбогатев>, купили <буржуазную роскошь> - электроплиту. Не осознавая
того, люди хотят вернуться к привычным моделям взаимодействия - к тому, что
все должны быть <равны>, у всех могут быть только примусы и керогазы.
Отклонения от нормального, привычного хода взаимодействия пытаются
скорректировать. Возникают явные и неявные требования убрать электроплиту.
Не исключено, что она кем-то может быть вообще выведена из строя. Отсюда
могут возникнуть конфликты. И дело здесь не в том, что в квартире собрались
<неуживчивые> люди, что кто-то среди них <плохой>, а кто-то <ещё хуже>.
Просто для представителей этой социальной группы, живущих скученно и в
замкнутом культурном пространстве, как правило, характерны жесткие
фоновые ожидания. Но в большой квартире могут найтись и те, чьи фоновые
ожидания являются несколько другими, отличными от остальных, кто уже
сталкивался с другими моделями взаимодействия и более толерантно относится
к небольшим переменам, особенно если они не касаются его лично. У кого-то
может быть иная практическая рациональность.
Неудивительно поэтому, что жизнь в коммунальной квартире одному
кажется "настоящим адом", другому - "весьма терпимой", а третьему вообще
доставляет эмоциональное удовлетворение. Все зависит от того, считают
этнометодологи, какими методами сами индивиды изнутри сконструировали и
упорядочили социальный мир данной квартиры.
Вопросы на развитие социологического воображения:
1. Согласно этнометодологическим исследованиям, в рамках одной
конкретной культуры методы организации функционирования делового мира в
принципе не отличаются от социальных практик повседневной деятельности.
Насколько, по Вашему мнению, стабильные культурные образцы
взаимодействия россиян, сформировавшиеся на повседневном уровне,
имеющие налет традиционности и тоталитаризма, влияют на процессы
демократизации жизни в стране? Есть мнение, что нам не хватает <хороших>
законов. А может быть нам прежде всего не хватает более рациональных, более
демократических моделей взаимодействия в обыденной жизни?
2. В Российском парламенте с небольшой периодичностью возникают
дебаты о телерекламе. При этом, как правило, возникают предложения по её
ограничению. Почему же россияне в своем большинстве негативно относятся к
рекламе?
3. Социологи используют понятие <сегментированная личность> для
обозначения того, у кого развился набор различных несогласованных
социальных ролей и способов поведения. Как Вы считаете, этот тип личности
обусловлен психологическими факторами или он формируется в локальном
социокультурном контексте? Где чаще встречаются сегментированные
личности: на селе или в городе?
Основные термины и выражения:
Этнометодология, латентный пласт обыденного сознания,
рефлексивность, локальное производство социальной реальности,
<практическая рациональность>, документальный метод, язык тела, фоновое
ожидание, индексация, альтернативная социология, сегментированная
личность
ЛИТЕРАТУРА
Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное
социальное исследование. - Социология и социальная антропология, 1998, № 1
Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. - Раздел
"Феноменологическая социология"
Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность.
Екатеринбург-Бишке: Издательство <Одиссей>, 1997. - Глава ХII
Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996. - Главы 2-5
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая
социология. Санкт-Петербург: Издательство <Ольга>, 1996. - Часть II, глава
3, раздел 2
Ионин Л.Г. Возникновение и развитие феноменологической социологии.
А. Шюц и этнометодология. В кн.: История теоретической социологии. Том 3.
М.: Канон, 1998 - Глава десятая, 2
Ионин Л.Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1978
Учебный социологический словарь с английскими и испанскими
эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А.
Кравченко. М.: Экзамен, 2001
Haralambos M., Holborn M. Sociology. - Collins Educational. 1995. -
Сhapter 14 - "Sociological Theory"
Ritzer G. Modern Sociological Theory. - McGraw Higher Education. 2000. -
Сhapter 7 "Ethnomethodology"
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 626;