Место этнометодологии в системе социологического знания
По Гарфинкелю, классическая социология имеет существенные
ограничения возможностей исследования социальной реальности. По его
мнению, её теоретико-методологический инструментарий не позволяет, в
частности, исследовать спонтанные социальные взаимодействия, характерные
для повседневных коммуникаций. Их нельзя изучать и интерпретировать в духе
веберовской формальной рациональности или через призму дюргеймовских
социальных фактов, имеющих-де принудительное воздействие на индивида.
Ибо, с точки зрения Гарфинкеля, социальные действия взаимодействующих
индивидов на локальном уровне будут, в конечном счете, детерминированы не
уровнем рационализации общественной жизни в целом, и даже не ценностями и
коллективными представлениями, а тем, как индивиды сами оценивают
сложившиеся обстоятельства, исходя из того, что они ориентируются на
фоновые ожидания и при этом обладают собственной практической
рациональностью.
Эти и другие соображения Гарфинкеля приводят его к выводу о том, что
предмет и методы этносоциологии, по существу, делают её <альтернативной
социологией>.
В духе этого положения некоторые последователи Гарфинкеля заявляют,
что классическая социология стала наукой, которая <отчуждена> от социальных
реалий. Они обвиняют социологов-традиционалистов в огрублении и
искажении социального мира, заявляя, например, что необходимо изучать не
ценности и нормы, обуславливающие характер социальных действий
индивидов, а то, какими методами используются ценности и нормы самими
индивидами.
Напротив, критики этнометодологов отмечают, что представители данной
парадигмы изображают членов общества, как будто у них нет социально
детерминированных мотивов. Чем, например, мотивировалось поведение
студентов в эксперименте Гарфинкеля? У этнометодологов практически
отсутствуют ссылки на то, почему люди ведут себя так или что заставило их
действовать таким образом.
И все же в последнее время представители разных социологических
парадигм все чаще находят общие точки соприкосновения. Возникает синтез
этнометодологии с другими социологическими теориями. Так, американский
социолог Д. Боден активно работает с использованием теоретико-
методологического инструментария и этнометодологии, и символического
интеракционизма. Она в частности проводит связь разговорного анализа с
исследованиями Г. Блумером совместного действия. Другой американский
социолог Р. Хилберт предложил, по его словам, <радикальную концепцию>
этнометодологии, которая вообще стирает грани между макро и микро
социальными реалиями.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 759;