Локальное производство социального мира
В противоположность своему учителю Т. Парсонсу, известному
американскому социологу (речь о нем пойдет в теме 14), который считал, что
участники социальной жизни действуют согласовано благодаря общим
пониманиям, что обеспечивается институциональными структурами и
принятием единых социальных норм, Гарфинкель поставил под вопрос саму
детерминированность понимания этими факторами. По его мнению, люди на
основе здравого смысла в основном совершают рутинные действия, которые не
всегда осознаются и не подвергаются рефлексии самими действующими
индивидами.
Тогда как же индивиды осмысливают социальную жизнь? Как становится
возможной их коммуникация? По мнению Гарфинкеля, общее понимание
индивидами социальной жизни отнюдь не только приходит извне через
принятие общих культурных норм и ценностей, на чем, как известно,
настаивали М. Вебер и Т. Парсонс. Как считает Гарфинкель, оно может
конструироваться изнутри. Это не означает простого субъективного
толкование людьми тех или иных событий. Скорее это означает, что
социальный порядок есть продукт собственной спонтанной активности
индивидов, который получается именно таким, каким его создали сами
участники социального взаимодействия, разумеется, с учетом ранее обретенных
правил и знаний, полученных от их культурной группы. Иными словами,
локальное производство социального порядка людьми, обладающими
собственной, по словам Гарфинкеля, <практической рациональностью>, -
ключевой постулат этнометодологии.
По мнению Гарфинкеля, социальная структура воздействует на сознание
индивида через "фоновые ожидания", под которыми имеются в виду социально
одобряемые установки на те или иные действия, которые могут не осознаваться
и не подвергаться рефлексии самими деятелями. Фоновые ожидания
представляют собой своеобразную социально-культурную квинтэссенцию
социальных взаимодействий. Они <видимы, но не замечаемы>, не осознаваемы
участниками взаимодействия, да и другими членами общества. Однако фоновые
ожидания не пассивно воспринимаются: индивиды придают им личностный,
практически рациональный смысл, перерабатывают, а иногда и существенно
деформируют. Иными словами, фоновые ожидания задают индивидам
направление социального взаимодействия, характер коммуникации, оставляя
при этом возможность для собственной творческой активности. Тем самым
рядовой индивид, не осознавая того, в своей повседневной деятельности
становится субъектом социального взаимодействия и творцом социальной
реальности. Разумеется, люди в своих социальных действиях всегда культурно
ограничены конкретными "фоновыми ожиданиями", что в итоге сказывается и
на характере их социальных действий, и самой социальной реальности.
Фоновые ожидания, как считает Гарфинкель, являются фундаментальными
латентными структурами общественной жизни, которые могут изучаться
практически только с помощью предложенных им методов этносоциологии.
По мнению социолога, социальная жизнь представляется упорядоченной в
определенном виде только потому, что члены общества активно заняты
приданием смысла всему тому, что происходит в процессе интеракций. Задача
же этнометодологии заключается в том, чтобы показать механизм человеческой
активности в контексте конструирования постоянно меняющейся социальной
действительности, выходя в итоге на изучение фоновых ожиданий.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 932;