Анализ разговорных практик

Не удивительно, что социологи, работающие в рамках

этнометодологической парадигмы, практически всегда в своих исследованиях

пользуются магнитофоном и видеокамерой. Они позволяют объективно

зафиксировать мельчайшие компоненты взаимодействия, имеющие место в

разговоре, которые в последствии подвергаются очень детальному анализу,

включая транскрипцию речи, с целью выявления индексаций. Последние в свою

очередь интерпретируются и систематизируются, что позволяет в итоге сделать

выводы сфере - телефонный разговор, публичное выступление политика и т.д.

Социологов, в частности, интересует место и роль смеха, аплодисментов,

свиста и т.п. в разговорных практиках. Так, ошибочно мнение, будто смех

абсолютно спонтанное проявление в разговоре. Исследования Г. Джефферсона

привели к выводу, что в западной культуре разговорных практик есть ряд

общих структурных характеристик, производящие фоновые ожидания, по

существу, приглашающие к смеху. Например, в коммуникации двух говорящих

одной из них является смех самого говорящего в конце произносимой фразы,

что, как правило, вызывает смех у второго партнера по коммуникации. Если же

в коммуникации задействовано несколько человек, то инициатором смеха, как

правило, становится кто-либо из слушателей.

Английский социологи Дж. Херитадж и Д. Грейтбатч изучали место

аплодисментов в речах британских политиков. Они выявили семь устойчивых

средств, используемых ораторами для того, чтобы заставить аудиторию

аплодировать. Причем социологи пришли к выводам, что все эти семь средств

имеют корни в стабильных моделях взаимодействия, встречающихся в

повседневных разговорных практиках, хотя они, как правило, не осознаются

говорящими. Теперь знания об аплодисментах используются специалистами по

рекламе и связям с общественностью, чтобы искусственно стимулировать

позитивные реакции аудитории в моменты выступления политических деятелей

и вообще значимых персон.

Весьма интересны исследования, в которых проходило совместное

изучение вербальной и невербальной деятельности. Язык тела, особые взгляды,

мимика, наложенные на определенную речь, позволяют сделать заключения о

типичных методах организации деловых переговоров, светских бесед и других

разговорных практик, каждая из которых предполагает свои фоновые ожидания

в конкретной культурной среде.

Этнометодологи Ф. Манниг и Дж. Рай провели исследование стыдливости

и самоуверенности в разговорных практиках, результатом чему появилась книга

<Стыдливость, самоуверенность и социальная интеракция>. Исследователи

отметили, что стыдливость и самоуверенность могут быть не только

проявления особенностей психики участников коммуникации, но устоявшимися

своеобразными социальными стратегиями взаимодействия, рассчитанными на

определенные фоновые ожидания собеседников. Социологи пришли к весьма

неожиданным выводам: <стыдливые> (<самоуверенные>) люди, как правило,

стыдливы (самоуверенны) лишь в определенных социокультурных ситуациях и

в конкретное время. Эти выводы, несомненно, углубляют наше понимание

социальных действий индивидов, участвующих в коммуникации.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 769;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.