Практической повседневной деятельности в коммунальной квартире
Этнометодология, как социологическая парадигма, изучает методы
организации практической повседневной деятельности, характерные для
определенного культурного социума. Её цель - ещё глубже понять социальные
действия индивидов, чем это можно сделать с помощью теоретико-
методологического инструментария, предложенного М. Вебером, А. Шютцем,
представителями символического интеракционизма. Важно подчеркнуть, что
этнометодологи не исследуют практическую деятельность, организованную
осмысленно, сообразно формальной логики. Напротив, их интересует то, как
люди на основе знания здравого смысла, подчас сами, не осознавая того,
используют конкретные методы взаимодействия друг с другом, исходя из
общепринятых в их культуре моделей поведения.
Основоположником этнометодологии считается американский социолог
Гарольд Гарфинекль, который первым ввел в научный оборот сам термин
<этнометодология>.
Гарольд Гарфинкель (Garfinkel) родился 29 октября 1917 году в семье
бизнесмена, занимавшегося продажей домашней утвари семьям иммигрантов.
Отец настаивал на том, чтобы сын включился в торговлю и продолжил его дело.
Юный Гарфинкель действительно стал помогать отцу, но параллельно стал
учиться в экономическом колледже. Так получилось, что многие из его
учителей только что окончили Колумбийский университет. У них не было
практического опыта, но они были сильны в социальных теориях и сумели
привить к ним такой интерес у студента Гарфинкеля, что он начал посещать
дополнительные курсы по социологии, предназначенные для будущих
специалистов социальных наук. По окончании колледжа Гарфинкель поступает
в университет Северной Каролины, где продолжает заниматься социологией,
особо увлекаясь теорией.
В 1942 году Гарфинкель был призван на военную службу. Там он
занимался подготовкой к танковым сражениям. Но реальных танков на учении
задействовано не было - одни муляжи. В этих условиях приходилось вести
<борьбу> с представляемой техникой противника. Возможно, здесь впервые на
основе уже полученных знаний по социальным наукам и сформировавшегося
социологического воображения Гарфинкель обратил особое внимание на роль
здравого смысла в конкретных методах действий военнослужащих в
повседневной армейской жизни, на специфику не осознаваемых своими
коллегами моделей взаимодействия.
По окончании Второй мировой войны Гарфинкель стажировался в
Гарвардском университете под руководством Т. Парсонса. Однако в то время
как его учитель подчеркивал важность абстрактного теоретизирования,
Гарфинкель все больший интерес проявлял к эмпирическим исследованиям
социальных взаимодействий, особенно тем их проявлениям, которые не
осознавались самими участниками. Интерес к этой проблематике подогревался
ещё и тем, что в течение двух лет Гарфинкель был задействован в конкретном
социологическом исследовании по изучению лидерства в замкнутых
социальных пространствах - на самолетах и подводных лодках.
В 1967 году Гарфинкель опубликовал работу "Исследования по
этнометодологии", в которой учитывались новейшие взгляды на развитие
социальных систем, связанные с возможным разрушением традиционной
рациональности и как следствие - <моральными эффектами> от нарушений
стабильных общественных элементов (верований, ценностей, норм).
У Гарфинкеля появилось множество учеников и последователей. Они
развивают его идеи применительно к изучению самых разных сфер - от
институтов до анализа конкретных разговорных практик.
Предмет и методы
По сравнение с феноменологами Гарфинкель идет дальше в плане
изучения глубинных, латентных пластов обыденного знания, которые, как
правило, не замечаются и не осознаются самими людьми. Для него даже
совместное общее знание "домашней группы" не обладает внутренней
стабильностью. В этой связи социологом были предложены, по существу,
новый предмет исследования и новые методы, которые позволяли
анализировать спонтанные социальные изменения, вызванные латентными,
неосознаваемыми механизмами социальной коммуникации между людьми.
Теоретическое новаторство Гарфинкеля заключалось в попытке
органически соединить методологию феноменологической социологии, прежде
всего, с методами этнографии. Отсюда происходит сам термин
"этнометодология", что в приблизительном переводе с греческого означает
методы, которые используют люди, принадлежащими к определенной культуре
для описания и осмысления своих собственных действий в повседневной жизни,
а также способы, с помощью которых индивиды приходят к согласию в
коммуникативных процессах.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 619;