Факторы, обеспечивающие стабильность плюралистических обществ
Тем не менее люди в современных, как и во всех других обществах, в состоянии
устанавливать значимые отношения между своей жизнью и различными возможностями
ее истолкования, предлагаемые им институтами, занимающимися производством и
распространением знаний. Относительная стабильность современных демократических
обществ за пределами разобщенных систем знаний определяется более общим фактором:
с одной стороны, это достигается благодаря введению ключевых элементов традиционной
морали в систему права, а с другой - за счет формальной морализации профессиональных
сфер деятельности.
Легитимизация означает, что институциональная система и социальное
взаимодействие в целом все больше регулируются абстрактными нормами,
закрепленными письменно и являющимися обязательными для всех членов общества. Что
же касается второго, то есть морализации, то она представляет собой попытку решения
этических проблем, которые возникают в конкретных сферах профессиональной. Вместе с
тем оба эти процесса несут в себе определенные проблемы для стабильности.
Легитимизация неизбежно означает игнорирование специфических ценностей. А
морализация профессиональных сфер деятельности осуществляется без учета какой-то
всеобъемлющей системы ценностей. Результатом этих процессов является создание
условий, в которых отсутствует общее знание о должном, то есть всеобъемлющая и
разделяемая всеми мораль.
Такое общество можно сравнить с системой дорожных правил - движение
начинается на зеленый свет не допускается на красный, что соответствует интересам всех
участников дорожного движения. Легко понять, что в демократических обществах
группы, соперничающие между собой пытаются добиться того, чтобы та часть <дорожных
правил>, которая влияет на их интересы, была легализована государством таким образом,
чтобы в результате они получали бы преимущества за счет других групп. При этом
группы заинтересованы в том, чтобы эти правила были легитимными путем отнесения их
к разряду ценностей, распространяющихся на общество в целом.
Если общность жизни и общность знания накладываются друг на друга в такой
степени, в какой это имело место в прошлом, то индивиды функционируют рутинно. Это
не обязательно означает, что в жизни этих индивидов нет проблем или что они вполне
довольны своей судьбой. Однако чувствуя себя в своем мире как дома, они знают, как
вести себя в нем и что им можно от него ожидать в разумных пределах. И, наконец, что
также важно, они знают, кто такие они сами. Все это характерно для традиционных
обществ.
Современный плюрализм подрывает этот вид общего знания. Мир, общество,
жизнь и понимание человеком себя как личности - все это ставится здесь под вопрос. Все
становится предметом множества истолкований, и каждое из них задает собственные
ориентиры возможного действия. Никакое истолкование, никакой диапазон возможных
действий не может быть принят в качестве единственно верного и абсолютно
бесспорного. Достаточно часто это переживается как великое освобождение, как прорыв к
новым горизонтам и возможностям жизни. Однако тот же самый процесс может
переживаться и в качестве репрессивного, т.е. такого, который требует от человека
соглашаться со всем тем новым и незнакомым, что появляется в его мире. Есть люди,
которые противостоят этому давлению, есть и такие, которые, как представляется, даже
получают от него наслаждение. П. Бергер называет их <виртуозами плюрализма>. Однако
гораздо больше таких людей, которые в мире, сбивающем их с толку своими
многочисленными системами знаний, предложениями выбора, чувствуют себя
незащищенными и потерянными.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 730;