Толерантность к иному знанию как ценность современного общества
В современных обществах некоторый минимум разделяемого всеми знания
содержится лишь в согласии о <функционировании функций>, то есть в ожидании того,
что поведение в каждой институциональной сфере направлено достижение рациональных
целей. На основе этого минимального консенсуса могут существовать отдельно знания о
том, что представляет собой хорошая жизнь. Особенно это касается частной сферы
индивидуального существования в малых общностях, например, в семье. Причем, эти
знания в значительной мере разнятся у разных индивидов и групп. Является открытым и
зачастую спорным вопрос о том, существует ли в современных обществах нечто большее,
чем этот минимальный консенсус.
Такие <большие> институты, как государство и экономика, пытаются
легитимировать свои конкретные цели путем соединения их с ценностями, которые,
представляются общими, с такими, например, как <всеобщее благосостояние>, равенство
или предназначение нации. Однако эти попытки чаще всего означают производство
лишенных подлинной жизни формул, в которые не верит большинство населения. Но
даже если риторика таких коллективных целей и вызывает к себе определенное доверие,
институциональная дифференциация создает предпосылки для сосуществования разных
систем ценностей и разных знаний в одном и том же обществе.
В таких обществах структурный плюрализм становится исключительной
ценностью. Сегодня в них главным и высшим достоинством является терпимость к
иному знанию. Только посредством терпимости индивиды и их общности могут успешно
взаимодействовать друг с другом, живя бок о бок и руководствуясь при этом различными
ценностями.
Можно определенно утверждать, что в далеко продвинувшихся индустриальных
странах, где современная форма плюрализма получила свое полное развитие, системы
знаний и ценностей больше не являются общими для всех членов общества. Индивид
вырастает в мире, в котором нет ни общих ценностей, определяющих поведение в разных
сферах жизни, ни единой реальности, идентичной для всех.
Индивид усваивает систему знания посредством общности, в которой он
вырастает. Однако он не может автоматически исходить из того, что его представления о
хорошей жизни являются точно такими же, что и у других людей, чей жизненный мир мог
быть сформирован совершенно другими системами знаний.
В Европе общая система знаний была расшатана уже на начальной стадии
модернизации. История тоталитарных идеологий за последние сто лет показала, что ничто
не может восстановить и поддерживать такие общие для всех ориентации на сколько-
нибудь продолжительный период времени. Сомнительно также, что будут более
успешными попытки фундаменталистов в странах Третьего мира сохранить общую
систему знания.
Любой локальной системе знания и ценностей трудно распространяться и
утверждаться в том или ином обществе в целом. В то же самое время массовая
коммуникация, берущая начало с печатного дела, создала возможность для
распространения нелокальных идеологических общностей. Они, в свою очередь, могут
предоставлять материал для систем знаний, разделяемых локальными группами и
общностями. То, что происходит в общем и целом, в определенной мере порождает
дезориентацию и уменьшает степень защищенности отдельно взятых индивидов.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 682;