Институты по производству и передачи знания
Институты, осуществляющие производство и распространение знания
существовали во всех обществах. Более того, почти во всех обществах, кроме наиболее
6 Там же. - С. 278
7 В основу раздела положены материалы лекции, прочитанной Т. Лукманом в МГИМО в 28 сентябре
1999 года. - См.: Лукман Т. Некоторые проблемы современных плюралистических обществ. - Социальные
процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. М.: Издательство МГИМО, 2000
архаичных, определенные институты стали специализироваться в осуществлении
упомянутой выше функции. В древних цивилизациях и во всех обществах европейского
средневековья и раннего периода современной эпохи в первую очередь религиозные и
моральные институты начали заниматься созданием систем знаний. Хотя уже в Древней
Греции, а затем и в средневековой Европе философия и впоследствии наука стали
ответвляться от религиозных способов мысли и религиозных институтов. Ранее
религиозные институты нередко были поставлены в зависимость от аппарата
доминирования, от политических институтов. Целью их деятельности была монопольная
организация как производства, так и распределения знания и моральных ценностей.
Зачастую они успешно учреждали и стабилизировали довольно единообразное знание, то
есть хорошо структурированное мировоззрение.
Сложные исторические преобразования привели к совершенно другому
положению в современных обществах. В этих обществах условия как производства, так и
распределения знаний и ценностей, регулирующих коллективную жизнь, становятся
подобны открытому рынку. Это имеет серьезные последствия для морального порядка, а
также и для общей культуры. В тех современных обществах, которые не являются
тоталитарными, многие поставщики знания конкурируют между собой, борясь за
благосклонность публики. А публика сталкивается с возможностью, если не
необходимостью, выбора между альтернативными системами знаний, которые составляют
представления о хорошей жизни.
Отношения между институтами и индивидуальными членами общества являются
сравнительно простыми и в архаичных обществах, и в большинстве традиционных
цивилизаций. Знание отдельных индивидов без серьезных расхождений смыкается с
общепринятым знанием о жизни, которое привязано к относительно целостной системе
ценностей. Передача знания не отделена от управления производством самого знания.
Образование и прямое научение направлены здесь на обеспечение того, чтобы индивид
думал и действовал в соответствии с основными нормами жизни данного общества.
Контроль над всем тем, о чем публично говорят, чему публично учат, и что публично
проповедуется, помогает предотвратить диффузию еретических взглядов. Конкуренция
знаний, будь она внешняя или внутренняя, избегается или устраняется. Смысл тех или
иных конкретных действий, а также того, что представляется хорошей жизнью,
воспринимается как нечто само собой разумеющееся в качестве общепринятой и
обязательной нормы.
В современных обществах все еще имеются институты, передающие знания для
практической деятельности людей. Есть системы ценностей, которые управляются
некоторыми институтами. Однако что касается содержания ценностных систем,
современные общества в отличие от предшествующих характеризуются значительными
расхождениями. Это относится, прежде всего, к внутренней и внешней конкуренции за
производство и передачу знаний. Вследствие этих различий в современных обществах
разделяемые и связующие ценности не предписываются более в качестве обязательных
для каждого. Эти ценности не распространяются по всем сферам жизни в одинаковой
степени, и они не становят субъективно значимыми для всех людей.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 708;