Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ П. БЕРГЕРА И Т. ЛУКМАНА
Конструирование социальной реальности
Знания в традиционных и современных плюралистических обществах
Возможности феноменологического подхода для анализа социокультурного
Состояния России
В исследованиях П. Бергера и Т. Лукмана впервые весьма рельефно был поставлен
вопрос о том, что классические социологические парадигмы, основанные на сциентизме,
объективистских интерпретациях общественного развития, на стремлении открыть как
можно больше все новых и новых <общих законов>, вошли в противоречие с характером
исторических перемен. Они абсолютизировали обезличенные социальные механизмы и
игнорировали субъективный фактор, возвеличивали <прогрессивное развитие> от стадии
к стадии и умаляли хаос, факты <развития наоборот> от высшего к менее развитому,
примитивному.
Классическая социология исходила из монистического видения мира, несмотря на
его разнообразие. И самое главное - она не давала модели анализа действующих
субъектов, не показывала их способность конструировать саму социальную реальность,
оказывать обратное влияние на общество и его институциональные структуры.
Новаторские теоретические и методологические подходы П. Бергера и Т. Лукмана в
значительной степени позволили преодолеть кризис социологической науки. Это стало
возможным благодаря обращению ученых к феноменологической философии и
социологии А. Шютца, которые рассматривали социальный мир в соотнесении с
представлениями индивидов, их мотивами, особенно знаниями повседневности. <Мы
считаем, - пишут П. Бергера и Т. Лукмана, - что социология знания имеет дело с анализом
социального конструирования реальности>1.
Характер знания и, самое важное, осознание действующим социальным субъектом
результатов своего конструирования, творения реальности, позволяют гуманизировать
самого индивида, его отношения с другими людьми и, в конечном счете, делать более
гуманным социальный мир.
Питер Людвиг Бергер (Berger) родился в 1929 году в Австрии. Образование
получил в английских и американских учебных заведениях. Ученик А. Шютца. Служил в
американской армии (1954-1955), параллельно читал лекции в университетах.
Известность Бергеру принесла книга "Приглашение в социологию" (1963), в
которой показана взаимосвязь между тем, как общество формирует человека и как
человек конструирует социальную реальностью. В дальнейшем социолог написал десятки
книг (многие в соавторстве с Н. Лукманом), в которых с позиций феноменологической
парадигмы исследуются проблемы религии, модернизации и другие. Ныне П. Бергер
является директором Института изучения экономической культуры Бостонского
университета.
Другие работы П. Бергера: <Двусмысленное видение> (диссертация), <Шум
торжественных ансамблей>, <Священная завеса>, <Слухи об ангелах>, <Социальное
конструирование реальности> (в соавторстве с Т. Лукманом).
1 Бергер. П., Лукман. Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.:
Издательство <Медум>, 1995. - С. 13
Томас Лукман (Luckmann) родился 14 октября 1927 г. в Югославии. Образование
получал в учебных заведениях Европы и Америки. Преподавал в Новой школе
социальных исследований в Манхеттене, в университетах Нью-Йорка, был приглашенным
профессором в ведущих университетах мира. Будучи гражданином США, постоянно
проживает в Швейцарии, а работает последние тридцать лет профессором социологии в
Констанце (Германия).
Всемирную известность ученому принесли работы, написанные в середине
60-х - начале 70-х годов. Это <Проблема религии в современном обществе> (1963),
<Структуры жизненного мира> (1973, в соавторстве с А. Шютцем), <Философия,
социальные науки и повседневность> (1973) и др.
Лукман получил признание за разработку методологии феноменологической
парадигмы. В соавторстве с Бергером им написана работа "Социальное конструирование
реальности", изданная в России в 1995 г., и ряд других. В этой работе по существу
излагаются методологические основы современной социологической феноменологии.
В 1999 г. Т. Лукман посетил Россию, был гостем МГИМО, в котором выступил с
рядом лекций для преподавателей и студентов.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1282;