Агенты производства и поддержания субъективной реальности
По мнению социологов, повседневная жизнь людей представляет собой
реальность, которая интерпретируется ими и имеет для них значимость в качестве
цельного мира. Это мир, который создается в их мыслях и действиях и переживается ими
в качестве реального. У каждого индивида могут быть свои знания о реальности. Но в то
же время он осознает что мир повседневной жизни столь же реален для него, как и для
других. Когда индивид начинает жить в одном и том же мире с другими людьми, он
2 Там же. - С. 102
3 Там же. - С. - 11
4 Там же. - С. 36
становится социализированным, что позволяет войти ему в объективный мир общества.
<Первичная социализация есть та первая социализации, которой индивид подвергается в
детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация -
это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду
входить в новые сектора объективного мира его общества>5.
Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир имеет тенденцию
продолжать свое существование. Но его необходимо поддерживать. Эту функцию
выполняет легитимация, которая по сути представляет собой способы объяснения и
оправдания социальной реальности. Главными агентами поддержания субъективной
реальности в индивидуальной жизни являются значимые другие. Менее значимые другие
функционируют как своего рода "хор".
П. Бергер и Т. Лукман отмечают, что в поддержании реальности отношение между
значимыми другими и "хором" являются подвижными: они взаимодействуют как друг с
другом, так и с той же субъективной реальностью, поддержанию которой они служат.
Чтобы пояснить это, социологи приводят следующий пример: для верующего католика
реальности его веры совсем не обязательно будут угрожать его неверующие сослуживцы,
зато неверующая жена, скорее всего, будет представлять такую угрозу. Поэтому для
католической церкви вполне логична широкая терпимость к межконфессиональным
ассоциациям, но столь же логично и её неодобрение межконфессиональных браков.
Религия, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, весьма эффективно поддерживает
реальность социально сконструированного мира. Если возникает конкуренция между
различными реальностями, то терпимость сохраняется лишь до тех пор пока одна
реальность постоянно утверждается вопреки конкурентам.
Субъективная реальность, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, всегда зависит от
вероятностных структур, от специфического социального базиса и требуемых для её
поддержания социальных процессов. Важнейшими средствами поддержания социальной
реальности является общение и употребление одного языка. Благодаря этим факторам
реальность и воспроизводится и удерживается в сознании людей. Через общение и речь
индивиды сохраняют в памяти реальности. При прекращении контактов с теми, кто
разделяет соответствующую реальность, возникает риск крушения субъективной
реальности. Контакты с альтернативной реальностью также могут подрывать
первоначальную субъективную реальность. По этим и другим причинам субъективная
реальность может трансформироваться.
Изменению субъективной реальности предшествует появление эффективной
вероятностной социальной структуры, в которой присутствуют значимые другие. Эта
вероятностная структура должна стать новым миром индивида. При этом, как правило,
индивид утрачивает контакты с прежним окружением и вступает в общение с новыми
значимыми партнерами. Новая субъективная реальность должна легитимироваться, что
связано с реинтерпретацией индивидуальной биографии. В повседневной жизни мы
неоднократно сталкиваемся с тем, что человек говорит: "Тогда я жил в мире иллюзий
(религиозной веры, сталинизма и т.д.), но ныне я воистину знаю, что..." Субъективно
человек может быть совершенно искренним, осуществляя переосмысление своей
биографии, приспосабливая её к новому жизненному миру. Этот процесс называется
ресоциализацией - прошлое перетолковывается для того, чтобы оно стало соответствовать
новым реалиям. Через интерпретацию его механизма феноменологи объясняют мотивы
поведения людей, которые зачастую неосознанно становятся актерами в драме,
неоднократно переписывая исторические события или подделывая религиозные
документы.
Иное дело вторичная социализация, которая предполагает, что индивид входит в
новые сектора объективного мира его общества и интерпретирует настоящее таким
образом, чтобы оно находилось в последовательном взаимоотношении с прошлым.
5 Там же. - С. 212-213
Трансформации субъективной реальности при вторичной социализации имеют место в
связи с индивидуальной социальной мобильностью или профессиональной подготовкой.
Таким образом, феноменологическая социология анализирует роль знания в
контексте диалектической взаимосвязи человека и общества.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1399;