Агенты и институты культуры

По аналогии с агентами и институтами социализации, о которых речь пойдет дальше, целесообразно различать агентовиинституты культуры. Их можно также именовать субъектами культуры, если пользоваться философской терминологией.

К агентам культуры относятся:

* большие социальные группы, прежде всего этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, выступающие носителями субкультуры;

* малые социальные группы, в частности круги научной, технической и гуманитарной интеллигенции, группы поклонников музыки и др.;

* индивиды - писатели, музыканты, меценаты, артисты, сказители и т.д., создающие, распространяющие, исполняющие или спонсирующие художественные произведения.

К институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности, академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры, и др. Таково первое, но не единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшиеся социальные практики. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру может осуществлять один-единственный чиновник, уполномоченный государством отслеживать идеологическое направление литературы. В качестве цензора может выступать главный редактор, научный редактор и даже сам автор. Как социальная практика цензура уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении истории она неоднократно меняла свои формы, оставляя неизменной главную функцию - идеологический (иногда моральный) контроль. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а не учреждением.

Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты также называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первых взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют английских дворецких, промышленных инструкторов, институты опекунства, частного образования, гувернерства.

Малые социальные группы, в свою очередь, подразделяются на

добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей. К ним в первую очередь относятся творческие объединения типа союзы художников, писателей и композиторов;

специализированные объединения и кружки, например кружок петрашевцев;

круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, приверженцы определенного течения в искусстве, поклонники конкретного вида моды, приверженцы определенной религии (например, буддисты), религиозные секты и др.;

культурные среды, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям;

семья, в которой происходит первичная социализация и инкультурация человека.

Большие социальные группы подразделяются на

этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбы, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка;

профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, краеведы, искусствоведы, краеведы, историки, этнографы, филологи, философы и физики, критики, цензоры, архитекторы, строители, реставраторы,

непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например, зрители, читатели, поклонники

аудитории - читательскую, зрительскую

Особую категорию субъектов культуры составляют вкладчики. Вкладчики - люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколько групп:

1) создатели художественных произведений - поэты, писатели, композиторы, художники;

2) меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы культуры;

3) распространители культурных ценностей - издатели, конфе­рансье, лекторы, дикторы;

4) потребители культурных ценностей - публика, аудитория;

5) цензоры - литературные редакторы, главные редакторы, лите­ратурные цензоры, следящие за соблюдением правил;

6) организаторы - царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков.

Культура и этнос

Цивилизацию составляют различные культуры, а человечество состоит из народов. Носителем культуры выступает народ (этнографы называют его этносом), а не личность. Поэтому часто говорят: один народ - одна культура. Хотя при ближайшем рассмотрении еди­ная культура распадается на множество субкультур, в общем и целом подобная формула верна.

Итак, человечество состоит из народов, или этносов: русские и японцы, ку­бинцы и египтяне, цыгане и индийцы и т.д. В этническом отношении человечество так богато, что никто не знает точного числа, состав­ляющих его наций, народностей и племен. Известно только, что их многие тысячи. Но что объединяет людей в единый этнос? Иначе го­воря, какие черты должны быть общими у людей, составляющих один народ? Среди главных черт ученые называют общий язык и общую тер­риторию, единство хозяйственной жизни, единую культуру и особый национальный характер.

 

Этнос (от греч. ethnos — племя, народ) - собирательное название для больших по численности кровнородственных групплюдей, образующих племя, народность или нацию.

 

С первым признаком дело обстоит не совсем ясно. Жители Бри­тании, США, Австралии, Канады и некоторых других регионов общают­ся между собой на английском языке. Можно ли их считать одной нацией или одним народом? В то же самое время группы мордовского населения, говорящие на разных языках (мошканском, эрзя и рус­ском), составляют единый народ.

Тем не менее язык - ведущий отличительный признак нации и народа. Но известно и другое: народ формируется на определенной территории. Правда, земли, занимаемые тем или иным народом, с течением времени то расширяются, то сужаются. Русский народ ныне населяет территорию гораздо большую, чем 400-500 лет назад. На протяжении своей истории некоторые народы даже меняют территорию. Венгры за последние 1,5 тыс. лет сменили от 3 до 5 мест прожива­ния .

Не менее зыбким критерием является общность культуры и бы­та. Карелы и русские строят одинаковые дома, носят одинаковую одежду и обрабатывают землю одними и теми же орудиями. Но это разные народы. Для определения народа, или этноса, надо учитывать совокупность признаков.

Народ - главная форма этнических общностей. Внутри него вы­деляются этнические группы, различающиеся особенностями в языке, одежде, жилище, семейном укладе. Например, поморы, живущие на Берегах белого моря, и донские казаки, населяющие район Дона, а также уральские казаки, являются русскими. Тем не менее они осо­знают себя и ведут как особая этническая группа. Ученые называют подобные группы субэтносами: их члены сами видят свои отличия, помнят о них, имеют собственное имя. Но бывает, что этнографы отчетливо видят особенности группы, а сама она их не осознает. Подобные группы принято называть этнографическими.

Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Из двух важнейших признаков этноса - быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью - первый целиком биологический, а второй биосоциальный. У этноса двойственная природа - биологическая и социальная.

Людей объединяет в единый этнический организм, скажем нацию, тысячи или миллионы людей объединяет древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора - общность территории и общность языка.

Язык - отличительный признак этноса. Обычно один этнос - один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Например, почти все народы Латинской Америки говорят на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. То же самое, на английском языке говорят не только англичане, но и англо-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируются на определенной территории, а позднее могут пересилиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык и культуру. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней. За что борются малые народы? За свою территорию, т.е. землю предков, и за свой язык, на котором эти предки говорили.

Большинство этносов проживают компактно на определен­ной территории, название которой, кстати, нередко совпадает с названием этноса. Действительно, французы проживают во Франции, испанцы - в Испа­нии, англичане - в Англии.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.

У некоторых этносов долгое проживание на одной территории откладывает неизгладимый отпечаток на миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения. Кстати сказать, таких народов большинство. А некоторые чуть ли не всю жизнь бродили по земному шару. Например цыгане. Общаясь с самыми разными народами, цыгане, тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отличить от других этносов. А почему, как вы думаете?

Видимо, не меньшую роль играет еще один признак общего - не территория или язык, а этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности. Цыгане, где бы они ни скитались, носили с собой свои традиции. А русские часто легко усваивали чужое, в Америке становясь американцами, а в Германии - немцами. К счастью, не все. Но десятки миллионов русских, рассеянных по всему свету, или полностью забыли традиции или с трудом удерживают их, передавая их детям, которые и по-русски не могут сказать слова. Этническое сознание иначе можно назвать духовным отождествлением человека со своим народом.

Духовное отождествление сильнее территориального или языкового признака. Те же русские, осевшие 30-50 лет назад во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и по духу. Они чувствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли целые десятилетия. Но они и сами являлись духовными лидерами нации, чувствуя за нее историческую и культурную ответственность. Речь идет, конечно же, о русском дворянстве и интеллигенции.

А другие русские, эмигрировавшие только что или в последнее десятилетие, когда на их этнической родине стало чуть похуже, чем всегда, первым делом отмежевались от России духовно. Если человек пренебрежительно или высокомерно относиться к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке.

Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий:

* кровное родство - единство происхождения от общего предка

* устойчивая межпоколенная преемственность

* единство территории

* единство языка

* общность исторической судьбы

* общая культура и традиции

* общее самосознание (этническая идентификация)

Эти признаки правильно будет именовать этнообразующими факторами.

Народы, вследствие различных причин, перемещаются по территории Земли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков.

Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической) родине, т.е. там, где он сформировался как единый этнос (страна происхождения), либо в другой стране, куда он целиком и полностью мигрировал впоследствии, уже сформировавшись в единую общность, и которая стала его второй родиной, т.е. исторической родине, или куда мигрировала только его часть. Нас будут интересовать два последних случая.

Миграция, или откочевывание со своей исторической родины послужило основой формирования, например, современного болгарского этноса. Сегодня в Болгарии проживает почти 8 млн. человек, называющих себя болгарами. Но много веков назад они назывались булгарами и составляли тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в У11 веке, откуда их вытеснило другое тюркоязычное племя - хазары.

Кочевая болгарская орда распа­лась на несколько потоков, один из которых достиг территории современ­ной Болгарии за Дунаем. Там проживали славянские племена, которые сами переселились за Дунай в У1 веке. Тюркоязычные болга­ры покорили задунайских славян и сформировали славяно-тюркское госу­дарство, во главе которого стал хан Аспарух. В результате взаимодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славянский язык, стал формироваться теперь уже сла­вянский болгарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный этнос стал славянским этносом.

Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Бол­гария (Булгария) - Волжско-Камская (территория со­временного Татарстана). Здесь булгары-кочевники слились с местными земледельческими финно-угорскими племен, перешли к оседлому образу жизни и сыграли заметную роль в формировании современных татар, чувашей, башкир и дру­гих поволжских народов. В Х-Х1У веках они создали мощное государство - самое сильное в Среднем и Нижнем Поволжье. Оно торговало с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами. Булгария даже соперничала с Киевской Русью, но, как и последнее, была покорено монголо-татарами. Еще в Х веке молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего положения булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии.

Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось арабским, открывались начальные школы и медресе. Археологические находки предметов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского населения. В Булгарии появляются собственные ученые: юристы, богословы, медики, историки, астрономы. В Х1У-ХУ веках, по мере ослабления Золотой Орды, усиливается военное давление Руси. Русские занимают булгарский престол, а подчиняется Москве. Самостоятельность сохранили только северные территории, на основе которых сформировались новое государство — Казанское ханство и новый этнос — казанские татары.

Такова историческая судьба некогда единого этноса, одна половина которого превратилась в проводника и защитника православия (именно в европейской Болгарии была создана славянская письменность Кириллом и Мефодием), а другая - в проводника ислама на территории славянского государства Руси.

На примере болгарского этноса можно проследить важную особенность расселения этносов - их рассеяние по территориям других государств. Из общей численности болгар 8,45 млн. человек 7,8 млн. проживает в современной Болгарии, 234 тыс. - на Украине, 88 тыс. - в Молдавии, 32,8 тыс. - в России. Они образуют диаспоры.

Диаспора (от греч. diaspora - рассеяние) - пребывание значительной части народа вне страны его происхождения. Диаспоры образуются за счет добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины - России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали ее начиная с ХУ11 века. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн. русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, их от 25 до 40 млн. Русские общины существовали раньше или существуют до сих пор в США, Канаде, Бразилии, Франции, Германии, Чехии. Диаспора - это часто начало формирования национального меньшинства.

Под национальным меньшинством надо понимать отдельную часть этноса, оказавшуюся за пределами проживания его основной, главной части этноса или за пределами одноименного государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами.

В России меньшинствами являются, например, греки (т.к. есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т.д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших республиках СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для этого случая был специально изобретен термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом, т.е. такой этнической группой, название которой совпадает с названием государства, а русские нет. А где, на ваш взгляд, русские являются титульным этносом?

 








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 3147;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.