Релятивность знания и субъективно сконструированных жизненных миров

Социологи обосновывают положение, согласно которому, человек выступает

одновременно и творцом социальной реальности и "жертвой", ибо оказывается в плену

созданного когда-то знания и вынужден играть навязываемые роли. Говоря о типичной

ситуации современного индустриального общества, П. Бергер и Т. Лукман отмечают:

"Растет общее осознание релятивности всех миров, включая и свой собственный, который

теперь осознается, скорее, как один из миров, а не как Мир. Вследствие этого собственное

институциональное поведение понимается как "роль", от которой можно отдалиться в

своем сознании и которую можно "разыгрывать" под манипулятивным контролем.

Например, аристократ теперь уже не просто является аристократом, но играет в

аристократа и т.д."6

Аналогичный процесс происходит ныне в российском обществе. Падение престижа

господствующей коммунистической идеологии привел к возникновению множества

конкурирующих между собой движений и, соответственно, конкурирующих идейных

знаний самого разного толка - демократических, либеральных, религиозных при

сохранении знания коммунистического. По большому счету, все движения претендуют на

конструирование и поддержание особой социальной реальности. Все доказывают, что их

жизненный мир является "совершенным и истинным".

Этот процесс негативно сказывается на сознании людей, делая их "бездомными" в

смысле лишения, с одной стороны, привычных жизненных ориентиров, а с другой - ставя

перед неизбежной проблемой конструирования нового "дома", что связано с выбором

весьма неопределенного проекта. Осознанно или нет, россияне оказались в процессе

"плюрализации жизненных миров".

И все же феноменологическая социология оптимистична в плане возможной

адаптации людей к неизбежности осуществления выбора из плюрализма знаний и

жизненных миров, что, согласимся, не просто для индивидов, привыкших к

существованию единых однозначных истин. Согласно её сторонникам, возможности

людей по конструированию жизненных миров ограничены объективными тенденциями

развития. Поэтому более вероятно, что возобладают современные субъективные значения

и ценности, а традиционные будут постепенно производиться все меньше и меньше.

Кроме того, люди не могут жить бесконечно долго в состоянии аномии, взаимной

враждебности жизненных миров. Решение проблемы в признании равенства всех

жизненных миров, в уважительном отношении к знаниям других людей. Естественно, что

люди из разных социальных групп видит объекты и явления иначе. Отсюда следует

относительность субъективные представления и самой социальной реальности.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 759;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.