Агрессивность массы

Фрейд также задался вопросом: что же происходит с агрессивной энергией

массовых индивидов? Она никуда не исчезает и находит свой выход в

жестоких и враждебных импульсах к другим людям, которые не относятся к

конкретной массе. Даже религия, замечает Фрейд, хотя она и называет себя

религией любви, является жесткой и черствой к тем, кто к ней не принадлежит:

"В сущности, ведь каждая религия является такой религией любви по

отношению ко всем, к ней принадлежащим, и каждая религия склонна быть

жестокой и нетерпимой к тем, кто к ней не принадлежит"9 . Если религиозная

связь замещается какой-либо иной, объединяющей массу (ученый приводит

пример социализма), то положение дел не изменяется: "в результате возникает

та же нетерпимость к внестоящим, как и во времена религиозных войн".

8 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. В кн.: З. Фрейд.

Психоаналитические этюды. Минск: ООО <Попурри>, 1997. - С. 440

9 Там же. - С. 445

По Фрейду, либидинозные связи, составляющие суть коллективного

бессознательного, характерны для любой массы, любого объединения людей.

Возникающие неизбежно при этом враждебные чувства к внестоящим в массе

могут не доходить до сознания, но лишь вследствие вытеснения.

Нетерпимость, вражда - часть человеческой природы, но они являются либо

вытесненными, сохраняясь при этом в коллективном бессознательном, либо

находятся в коллективном сознательном при больших различиях и

соперничестве с другими: "Родственные, близкие между собой народные ветви

отталкиваются друг от друга - южный немец не выносит северянина,

англичанин клевещет на шотландца, испанец презирает португальца. То, что

при больших различиях возникает труднопреодолимая антипатия - галла к

германцу, арийца к семиту, белого к цветному,- нас перестало удивлять"10.

Правда, как считает ученый, нетерпимость может исчезнуть на

определенный срок. Это происходит как при самом процессе образования

массы, так и в массе, которая позволяет удовлетворять основные жизненные

потребности индивидов. В этот период индивиды ведут себя как однородные,

терпят своеобразие других, равняются с ними и не испытывают чувств

отталкивания. Фрейд объясняет данную ситуацию тем, что в этот момент

себялюбие уступает место либидинозной связи с другими людьми.

Влюбленность в себя находит преграду в чужелюбии, в любви к объектам.

"Опыт показал,- пишет Фрейд, - что в случае сотрудничества между

товарищами обычно устанавливаются либидинозные связи, которые

определяют и продолжают отношения товарищей далеко за пределами выгоды...

Либидо опирается на удовлетворение основных жизненных потребностей и

избирает их участников своими первыми объектами. И как у отдельного

человека, так и в развитии всего человечества, только любовь как культурный

фактор, действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму"11.

Идентификация

В массах, как считает Фрейд, действует самая ранняя и самая

первоначальная форма эмоциональных связей, названная им идентификация,

под которой понимается сознательное или неосознанное отождествление

индивида с другим лицом. Изначально идентификация амбивалентна: "она

может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения".

Как правило, идентификация возникает при обнаружении общности с

индивидом, не являющимся объектом собственно сексуального влечения, но

принимаемым за идеал. Обычно вождь олицетворяет собой идеал. Масса -

собрание людей, идентифицировавших себя с ним.

Идентификация как ранняя и самая первоначальная форма эмоциональных

связей, лежащая в основе массы, объясняет то, что у индивида массы

отсутствует самостоятельность и инициатива, его социальные действия

однородны с другими, регрессированы до уровня массового индивида. Масса,

как и стадо, отвергает все новое, непривычное. Современный человек ведет себя

в массе подобно дикарю в первобытной орде или детям. Исчезновение

сознательной личности, преобладание аффективных действий, коллективного

бессознательного в душевной сфере - все это соответствует состоянию

регресса. Однако замечает Фрейд, такой регресс характерен для сущности

10 Там же. - С. 447

11Там же. - С. 447-448

обыкновенных масс, в то время как у масс высокоорганизованных такая

регрессия может быть значительно задержана.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 760;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.