Специфика изучения музыкального произведения в классе специнструмента
Принципы работы над музыкальным произведением значительно отличаются от принципов изучения технологического материала. Изучение муз. материала – работа по воспитанию художественного мышления, формированию артиста-интерпретатора, ибо воздействие произведения на исполнителя огромно. Я.Хейфец: «Если в раннем возрасте я работал над сочинением, то теперь оно работает надо мной». Недопустимо использовать художественное произведение для разрешения технологических проблем, овладения тем или иным видом техники. Выбор произведения должен быть осуществлён с учётом достигнутого уровня мастерства исполнителя, развитие его мышления. Прежде чем начать работу над художественным произведением следует знать следующее:
- При изучении муз.произведения требуется разделить понятия «нотная запись» и «художественный текст» сочинения. Если рассматривать собственно авторский письменный текст, то он не всегда полон (особенно музыка доклассического периода: Не расшифрованы мелизматика и цифрованный бас); нотный текст не фиксирует многого из задуманного композитором (он основа на которую наслаивается живая звучащая ткань, рождающаяся под руками исполнителей). Таким образом, нотный текст – своеобразная модель, рассчитанная на творчество исполнителя и расскрывающаяся в спектре различных трактовок. Исполнитель – преобразователь авторского нотного текста.
- В ходе ознакомления с муз.произведением необходимо разграничивать два процесса. Музыкальное представление, (слышание внутренним слухом) и процесс озвучивания слышимого. Надобно знать, что некий звуковой «идеал» сочинения далеко не всегда может быть воплощён в реальном исполнительском процессе. Следовательно исполнитель имеет дело как бы с двумя различными планами сочинения.
- Если рассматривать худ.произведение с точки зрения смысловой структуры, то можно выделить три слоя: «текст» (Выражен в авторской записи и исторически сложившихся исполнительских традициях. Включает всё, что связано с ним – черновики, наброски, варианты, высказывания самого автора о трактовке и образном содержании); Понятие «подтекст» широко употребляется в музыковедении. (В него входят структуры образной драматургии сочинения, формы, направленные на пробуждение у слушателя различных ассоциаций в сочетании с личностным опытом исполнителя). Понятие «надтекст» включает уровни высших структур мышления, в которых концентрируется мироотношение и эстетические позиции композитора и исполнителя, художественные концепции мира и человека.
Исполнитель всегда в определённой степени трансформирует нотную запись. Э.Ансерме писал: «Никогда не играют то, что написано, но и никогда не следует играть ничего, что ни соответствовало бы музыкальному смыслу текста».
На практике существуют три близких, но не идентичных музыкальных образа: авторский (полученный в итоге творческого процесса композиции); исполнительский (творческая реализация музыканта-исполнителя); слушательский .
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1108;