Процесс формирования музыкальных навыков исполнителя
Физиология – наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей – клеток, органов, функциональных систем. Одна из основных задач физиологии – изучение регулирующей роли нервной системы в организме. Процесс обучения игре на инструменте – цепь формирующихся навыков, которые складываются по определённым законам деятельности центральной нервной системы.
Как происходит любое движение? В головном мозгу находятся миллиарды клеток. Мозг – центральный отдел нервной системы человека. Состоит из нервной ткани (серого, белого вещества. Попадая в головной мозг мысль (сигнал, возбуждение) по нервным волокнам, как по проводам, летит к конечностям и получает ответ (такое же возбуждение, которое по эфферентным (двигательным, секреторным) нервам передаётся к различным органам, мышцам, железам и т.д.) в виде движения. Эти движения называют рефлексами ( reflex - с латин. языка - отражённый, повёрнутый назад). Рефлекторная природа движений была представлена Сеченовым (до него идея – Декарт), обоснована Павловым. Павлов разделил рефлексы на: безусловные (врождённые – пищевой, оборонительный, хватательный, рефлекторный (продолжение рода), автоматическая координация рук и д.) и условные (приобретённые). Учёные-физиологи – Анохин, Бернштейн, Лесгафт продолжили и продвинулись значительно дальше в представлении об управлении действиями человека. Врождённые рефлексы изменить нельзя, но их можно регулировать с помощью сознания. Движения (рефлексы) различают также как произвольные и непроизвольные.
Все движения, связанные с игрой на муз. инструменте – произвольные, т.е. совершаются при участии сознания. В начальный период обучения, особенно в постановочных моментах, большое значение имеет понятие – рефлекторный тонус мышц. Он обеспечивает различное положение тела, способствует длительному поддержанию определённой позы и состояния рук. Опытные музыканты используют противоположное состояние – расслабление (необходимо уметь, чувствовать, пользоваться). Пример тонуса у скрипачей – трель, аккорды, «spiccatto». Расслабление – sotto voche (ppp) –только вес трости.
Обычные, жизненные движения совершаются исходя из их цели. Приэтом само движение, его форма, размах, динамика обычно не осознаются. Фиксируется лишь достижение или не достижение поставленной задачи, степень напряжения (силы). Педагоги часто говорят о «естественности инструментального движения», понимая под ним обычные бытовые движения. Это ошибка. Естественные движения вырабатываются в повседневном опыте, задействуют небольшой энергетический уровень, не требуют постоянной тренировки. Спортивные движения – точные, узконаправленные, протекают на гране физических возможностей, требуют тренировки. Игровые движения – сочетание тех и других. Они широки и разнообразны, требуют специального приспособления рук к инструменту, создания особой системы выработки и поддержания навыков. Инструментальные движения имеют т.н. зону игровых движений. Вся исполн-я деятельность имеет зонную природу (зона целесообразных координированных движений, зона художественной интерпретации). Чем шире зона, тем увереннее игра. Одна заученная форма,одно положение – неустойчивы.
В результате поиска нужных игровых движений и выражения их в определённом звуковом результате происходит образование игровых навыков. «Игра на инструменте – количество наработанных навыков» - К.Флеш.
Качество отработанного навыка включают 4 момента:
- устойчивость во времени;
- широта обслуживания – перспективность
- сочетание с другими;
- лёгкость воспроизведения.
Дальнейшая жизнь «навыка» связана с его совершенствованием, включением в новые, более сложные двигательные комплексы. Навыки часто сопротивляются (Норбеков). Трудно поддаётся перемене ритмическая сторона и темповые границы навыка. Выработка двигательных музыканта есть не механический подход, а поиск наилучшего, оптимального двигательного решения – такого, который даёт наилучший звуковой результат при наименьшей затрате физических усилий.
Момент! Мышечный тонус и темп изучения. Оказывается, что оптимальный, близкий к максимальному тонусу способствует более прочному и быстрому овладению навыком. Зажатость или расслабленность делают невозможным его освоение.
Двигательный аппарат человека включает суставы, мышцы, двигательные нервные пути (волокна), нервные окончания, отделы двигательной нервной системы (кора, подкорка, спинной мозг) – управляющие движением. Мышцы (ткань) способны сокращаться под влиянием нервных импульсов.
Кисть: запястье, 8 костей; пясти, 5 костей; пальцы, по 3 фаланги (кроме 1). Итого: 27 костей.
Предплечье: лучевая и локтевая кости, к которым прикрепляются мышцы, приводящие в движение плечо, кисть, пальцы.
Плечо: ключица, обеспечивает свободу движения конечностей в плечевом суставе.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 745;