Методика начального периода обучения игре на музыкальном инструменте
Начальный период обучения музыканта является важнейшим, определяющим всю его дальнейшую судьбу. «Привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют на всё дальнейшее развитие учащегося» Л.Ауэр. Процесс обучения в раннем возрасте опирается на все психологические, биологические и социальные структуры, включает их гораздо полнее, интенсивнее и незаметнее, чем в более позднее время. Пределы возраста начального обучения колеблются от 5-6 до 8-9 лет. В возрасте 5-6 лет ребёнок уже общителен, имеет достаточно богатый двигательный опыт, он может быть обучаем ввиду наличия устойчивого внимания и развивающихся волевых процессов. В то же время ребёнок пока ещё воспринимает мир целостно, ярко действуют: интуиция, неосознаваемые процессы психики, генетическая память.
В начальном обучении требуется не только максимальное внимание педагога к ребёнку, но и особая «прозорливость» в отношении внутренних качеств маленького музыканта, его характера, реагирования, накопленного опыта.
Сама учебная деятельность начинающего музыканта весьма специфична. Встречаются двое: взрослый мастер-педагог и малыш (не обладает базой собственных наблюдений и опытом, знания случайны и поверхностны). Посему нужна гибкая стратегия и тактика, с учётом: колебания способностей у разных детей; личностно-психологических различий; неоднозначности окружающей микросоциальной среды. Центральная задача – естественно внедрить освоение игровых навыков в процесс музицирования.
Работа в этот период должна вестись одновременно в 3-х направлениях:
- Образно-художественном. (Связь образа и звука, образа и игрового движения. Педагог вслух оценивает например: звук – нежный, сильный, жёсткий и т.д., ученик накапливает впечатления).
- Музыкально-слуховом. (Здесь важен момент педагогической «анимации», он ведёт к оптимизации внутренних качеств ученика. Следствие – слияние ребёнка и инструмента, чувство комфорта). Метод Судзуки, метод Берлянчика (совместно-разделённая деятельность).
- Мышечно-двигательном. (Талант педагога - приобретение учеником уверенности, что он всё делает сам. Следствие - правильность самостоятельных занятий в будущем).
Основным также при формировании первоначальных профессиональных навыков является развитие активности внутреннего слуха, воспитания умения предслышать исполняемую музыку и предощущать будущие необходимые движения. Выделим некоторые пути. Один – предварительное пропевание исполняемого (важно, чтобы с самого начала слуховой тренировки ученик пел и играл ладово-осмысленные структуры). Второй – образование внутренних музыкальных и двигательных представлений без их моделирования в реальном звучании иного характера или движения. Третий - импровизация, сочинение музыки в связи с заданной словесной или изобразительно-двигательной, игровой программой, совместная «игра в музыку» (В.Ю.Григорьев).
Методика проведения урока по специнструменту: сущность, структура, содержание
Процесс носит двусторонний характер. Определив тип и характер обучающегося выстраивается индивидуальная система занятий. В методике проведения урока можно выделить несколько аспектов: определение «дальней» и «ближней» перспективы совершенствования мастерства; определение степени прогресса на каждом этапе обучения; установление круга наиболее эффективных методов развития ученика. Обязательное планирование занятий. Помним, что случается спонтанное, неравномерное развитие ученика, тогда происходит корректировка намеченного плана.
Урок является основной формой длительного процесса педагогического общения ученика и педагога. Именно на уроке разрешаются главные задачи обучения, творческое взаимодействие двух индивидуальностей.
Можно выделить следующие формы и методы работы на уроке:
- взаимный творческий поиск, выражающийся в углубленной работе над творческой концепцией сочинения, его образностью, необходимым характером звучания, решением какой-либо технологической задачи;
- прослушивание с последующей корректировкой;
- создание исполнительского образца, когда тот или иной эпизод, фраза доводятся до идеального качественного состояния;
- тренировка – неоднократное повторение, «зубрёжка» на уроке;
- словесный инструктаж с конкретным разбором как целого, так и деталей, особенно важный при разъяснений заданий на дом;
- самостоятельная работа ученика под руководством педагога, в том числе и читка с листа или разбор нового сочинения;
- коллективные занятия.
Составные части урока: прослушивание, анализ, новые указания, работа над новым материалом, возобновление пройденного репертуара, чтение с листа.
Важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства ответственности за свою игру, за выполнение заданий педагога, своё творческое развитие.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1517;