Специфика подготовки учеников к публичному исполнительству: проблема эстрадного волнения и пути его преодоления
Волнение – особенности психологического и физиологического состояния на эстраде. Повседневно играя в классе, дома, ученик привыкает к определённым акустическим и психологическим условиям. У него формируются отличные от сценических звуковые представления, он по иному учится контролировать звучание. Редкие выступления, стрессовые ситуации не способствуют усвоению необходимого опыта поведения на эстраде.
Сцена меняет ощущения. Прежде всего акустические. Поэтому, играя в зале, следует учитывать его «реверберацию». Также необходимо знать о надобности укрупнения некоторых выразительных средств, о нежелательности исполнения в излишне быстрых темпах.
Сцена требует абсолютной концентрации. Исключения из своего сознания самого себя и всего окружающего. Следует отметить помехи предельной концентрации:
- пространственные: влажность, покатость сцены, сценическое пространство, обилие цветов, температура;
- физиологические: плохое самочувствие, сердцебиение, проблема со сном, холодные руки. (Помогут – несколько глубоких вздохов и медленных выдохов, упражнения для согревания рук, движения во время игры, правильно выбранная одежда;
- зрительные: зависимость от нотного текста, движение в зрительном зале, освещение, наличие публики на сцене;
- акустические: непривычно большой или малый зал, плохая акустика;
Часто готовясь к выступлению, начинающий исполнитель больше думает о своём физиологическом и психологическом состоянии. И гораздо меньше об акустических возможностях зала, инструмента, художественном содержании исполняемого произведения.
Помехи психологического порядка в публичном выступлении. Они зарождаются в глубинах нашего сознания, психики и обусловлены индивидуальным предрасположением и особенностями профессионального воспитания. Это:
- Нарушение способности к сосредоточению;
- «Эстрадная болезнь» - общая нервозность и её следствие;
- Понижение или полная потеря способности эмоционально переживать музыку;
- Преувеличенное стремление к совершенству исполнения. (Выражается в обострённой реакции на малейшие погрешности);
- Навязчивые идеи. ( Выражаются: неверие в свои, силы, отсутствие положительных эмоций, малодушие, внутреннее беспокойство, боязнь потери памяти).
В период подготовки к публичному выступлению следует употреблять понятия «эстрадного тонуса», предконцертный режим, психологическая настройка, творческий подъём, концентрация внимания на художественно-образном содержании произведения. Должен иметь место тренинг на широкий спектр внимания.
Значение интуиции, использование всех видов памяти. Лекарства.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 790;