Инструктивный» материал, его роль в процессе обучения игре на музыкальном инструменте
Возможна ли выработка профессиональной виртуозной техники без специального музыкального материала («Музыкальной инквизиции»)? Следует помнить, что до начала 19 века основой обучения игре на муз. инструменте был художественный материал. Но затем количество инструктивного материала стало лавинообразно нарастать (совершенствовались инструменты, усложнялся исполнительский материал и т.д.), обозначился путь «от техники к музыке». Следствием рационалистического подхода к искусству стало ложное заключение, что только путь от простого к сложному, то есть поступенность в овладении навыками гарантирует успех. Однако прогрессивная педагогическая практика подтверждает, что воспитание высокой культуры игровых движений вовсе не нуждается в чрезмерной их детализации и механических схемах, которые можно увидеть в некоторых технических нотных сборниках. (Мнение: в процессе воспитания музыканта возможны скачки; этот мат-л отвлекает от работы над худ-м материалом; он отнимает время, энергию часто приводит к профес-м заболеваниям).
На тему надобности инструктивного материала существует много разных мнений. (Чрезмерное кол-во – вред, техника как самоцель – формализм, «ремесло». При этом Я.Хейфец, С.Рихтер и др. с удовольствием им занимались).
Психологи установили закономерность: при исполнении чисто технического задания практически невозможно задействовать наиболее важные творческие механизмы человека, особенно фантазию.
Тем не менее, рассмотрим, что есть инструктивный материал? Зачем он нужен? Речь идёт о вспомогательном исполн. материале: упражнениях, гаммах, этюдах.
Мнение: подобный материал нужен, так как воспитание технических навыков есть необходимая предпосылка успешного решения исполнительских задач. Работа над техникой это: последовательное накопление и планомерное развитие основных приёмов игры, их разнообразных сочетаний и видоизменений; овладение определёнными приёмами (навыками), необходимыми при изучении конкретного произведения. Отношение к принципу постепенности и последовательности накопления навыков как к основе систематических занятий.
Смысл работы над упражнениями: максимально конкретная работа над технич. проблемой - достижение звучащей выразительной техники, работа над беглостью и кантиленой. Максимальное расчленение задач.
Гаммы – ладовые последовательности звуков, признанный многими тренировочный материал (цель и задачи: укрепление чувства тональности; достижение ровности падения и пальцев; развитие управляемой пальцевой беглости, пассажной техники; совершенствование приёмов звукоизвлечения ). Но формальное, механическое изучение неэффективно. Польза, когда видна связь с худ. материалом.
Этюды. Выбор этюдов должен соответствовать исполнительским задачам каждого периода обучения. Необходимо отбирать наиболее ценные и технически разнообразные этюды. Типы этюдов: мелодический, технический, художественный. Возможность замены этюдов пьесами виртуозного склада. Штриховое, метро-ритмическое, фактурное варьирование этюда в целях его всестороннего использования. Значение «больших» этюдов для развития выдержки в преодолении трудностей.
Распределение времени на инструктивный материал в зависимости от периода обучения и этапа работы над материалом.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 3304;