Специфика работы над художественной стороной музыкального произведения. Внутренние слуховые представления.
Важнейшим для музыканта-профессионала-инструменталиста является умение внутренне моделировать звучание, мысленно предвосхищать его. Это умение выражается в “предслышании” идеального звучания исполняемого произведения и осознания комплекса движений, необходимых для его реализации. Сас идеал звучания является путеводной звездой для музыканта. Причём всегда недостижимой, т.к. идеал развивается и отодвигается по мере совершенствования музыканта.
Развитие навыка “предслышания” (а его надобно развиать с раннего детства) отчасти можно считать музыкальным дарованием и связано с областью муз. фантазии. (Не случайно великие музыканты становились прекрасными композиторами, некоторые занимались обработками и транскрипциями – Ф.Крейслер, Ф Лист и др.).
Для выработки внутренних слуховых представлений необходимо ясно осознавать сам источник звука и “жизнь” этого звука (его протяжённость во времени и наполняемое им пространство). Абстрактное “звучание вообще” не способно порождать яркие ассоциации , возбуждать художественное воображение. В сознании важно формировать окраску, напряжённость, энергию звучания (его звонкость, цветность, характерность и т.д.). Наметим этапы работы над развитием внутренних слуховых представлений:
Великие педагоги всегда уделяли внимание развитию богатых художественных представлений. Для этого рекомендовали изучение различных по характеру и образам миниатюр, концентрирующих те или иные звуковые краски и характеристики (мужественность или лиричность, броскость или степенность и т.д.). Важно сопоставлять контрастные пьесы и анализировать их звучание.
Следующий этап развития навыков и работы в области звуковых представлений – расширение поля звуковых красок и образных областей выражения. Подбор произведений ярко-национального характера, жанрово-танцевального. Работа напоминает «инструментовку» музыки. (В сольной партии - возможность отображения характера всех музыкальных инструментов). Разные инструменты, разная тембровая палитра, разные атака, плотность, звучность. Репертуар разнообразный, например – фуга И.С.Баха в ансамбле духовых инструментов.
Работа над крупной формой – новый этап выработки особых звуковых представлений, требующих ощущения пространственности звучания, акустических качеств зала. Иная масштабность мышления. Иные качества характеристики звука: массивность, блеск, полётность, броскость и др.). Требование броских звуковых средств, широких «мазков».
О ведущей роли слуховых представлений можно говорить в процессе работы над точным интонированием и выработки для этого точного двигательного навыка. Верность интонирования связана с качеством звучания.
В процессе профессиональной деятельности развивается музыкальный слух. Но звук, услышанный в своей душе, в своём звуковом мире, может быть наиболее ярко, выразительно воплощён в игре на инструменте.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 939;