НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ 1 страница
6.1. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
Неудавшийся августовский (1991) государственный переворот, последовавший за ним распад СССР, набирающие силу и доходящие до критической отметки центробежные отечественные процессы обострили проблему судьбы России, которая в наше время воспринимается сквозь призму гогеновских вопросов, навеянных в свою очередь постановками Феодота-гностика: кто мы? где мы? кем стали? откуда идем? куда стремимся? как освобождаемся и возрождаемся? на каком пути обретем себя?
Ответы на эти и подобные им вопросы из разряда первостепенных, жизнезначимых. В них — уяснение исторической доли нашего народа, понимание его грядущего.
Кто виноват? Как быть? Что делать? — проблемы универсальные. Однако решаются, осмысливаются они нами, россиянами, традиционно задним числом, вдогонку. В чем-то глубоко прав отмечающий данную склонность нашей натуры В. Розанов, утверждающий, что оживляемся мы лишь тогда, когда приходится хоронить кого-либо. Что ж, пришла пора оживляться, а значит — думать, ибо ныне всем миром мы порываем с прошлым, хороним былую Россию...
Россия... Тема ее судьбы, призвания, дела в их необходимости, святости совпадает с темой места, которое мы, как великий народ, занимаем среди иных держав и народов, с темой способов самоопределения, самостановления, которые должны быть выбраны нами для того, чтобы наше место сделать во всех отношениях «почетным» (П. Анненков).
В чем назначение России? Ответ на вопрос, какой даем мы, связан с пониманием, что про!рамма развития народа, порождаемого им общест--ва, государства, индивида заключается в идее достойной жизни. Смысл бытия нации выражается не внешними, а внутренними ценностями, совпадающими с доподлинно ключевыми, фундаментальными началами, такими, как Земля, Страна, Люди. Изначально близкие сердцу идейные образы почвы, домена— суть естественные кариатиды, подпирающие своды арки, именуемой национальным существованием. Облагораживание собственного жизненною пространства, вершение собственной истории, продление своего рода, возделывание своей среды обитания, чувство Родины, соплеменников, сознание самобытности, наличие субъективности, способности к внятному целеполаганию, органичному развитию, поступи, действу — не это ли остов, план, горизонт, вожделение и сверхцель национально-народной жизни?!
Аппарелью, обеспечивающей проход к тайнам, святая святых этой жизни является здоровая патристика, отлитая в формы национально-государственной идеологии. Предваряя изложение, а потому высказываясь кратко, en gros (в общем), уточним последнюю как дискурсивную апологетику Отечества, претендующую на выражение самосознания народа и нацеленную на привнесение высокою смысла в державное, национальное и социальное созидание. Без идеологии, т. е. специфического духоподъ-емного комплекса, позволяющего в истории жатве зреть не годами, а странами, народами, поколениями, социально-политические и этнические образования испытывают деконструкцию, саморазрушаясь и самовырождаясь. Национально-государственная идеология — это она, противостоя энтропии рутинно разрозненной, разобщенной жизни, формует из массы — народ, из человека — личность, из индивида — гражданина; собирая частицы во внутренний космос,— это она определяет и предопределяет жизнеспособность и жизнестойкость нации, ее адаптивный потенциал, возможности выживания, адеквагного реагирования на вызовы, геополитическую устойчивость, консолидированность, кредито- и конкурентоспособность.
Народ от народа в конечном счете отличается именно как дух. у каждого свой актив в виде базовых ценностных геипальтов, неповторимых шифров, нюансов, кодов, выполняющих функции индикаторов, идентифицирующих прасимволов-прафеноменов. У евреев — Тора, у болгар — азбука. В них — концентрируемая душа народа, высвечивающая высшую идею существования. Каковы наши духовные абсолюты, наши прасимво-лы-прафеномены?
339Раздел VI
Избегая паразитических форм текстуального анализа и ретроспективной критики и не предвосхищая поиск, наметим контексты рассуждений о специфике России, о специфической же ее задаче и положении в мире.
Идиома безгласия-безмолвия. А. Герцен говорит, что русский народ — «немой», который в сто лет не вымолвил ни слова и теперь молчит.Подобное по смыслу и виду обнаруживается у С. Цвейга: «Одно отличает русский народ от других... народов: он еще нем, у него нет своего голоса»1. Что означает метафора бессловесности: когда и в связи с чем, наконец, русские скажут свое слово?
Идиома простора. Ее вводили, развивали и разделяли едва ли не все, писавшие на сюжеты российской жизни, — от Карамзина до Бердяева. Почему Россию отождествляют с пространством, тогда как страны Запада со временем?
1. Лобовая трактовка — бескрайность территорий, разреженность населения — не специфицирует Россию. Аналогичное отличает Австралию, Канаду, Бразилию, Мексику, Монголию. Кроме того, поскольку россияне земледельцы, их деятельность связана с сезонными циклами, через которые в строй жизни (и метафизику) проникают ритмы времени (мы уже не акцентируем сакраментальное «Время, вперед!»).
2. Иносказательная трактовка, предполагающая содержательную перелицовку культурологической типологии «пространство — время» в социально-экономическую типологию «экстенсивное — интенсивное», выступает нереифицируемой догмой: в российской реальности обнаруживаются периоды и этапы весьма динамичного, темпового развития.
Идиома богоизбранности. Введенный старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем фразеологизм «Два Рима пали, третий стоит, четвертому не бывать» при более внимательном рассмотрении обнаруживает онтологическую неподкрепленность.
1. Бичуя наивный исторический телеологизм, еще А. Герцен предостерегал от греха впадения в самомнение народа Израилева — не пристало верить ни призванию народов, ни их предопределению, правильно думать, что судьбы народов и государств могут но дороге меняться, как судьба всякого человека, и лишь основываясь на настоящих элементах, по теории вероятностей, возможно заключать о будущем.
2. Мощную критику российского избранничества развертывает И. Тургенев, именуя народ русский консерватором и видя в нем ростки такой буржуазии в дубленом тулупе, теплой игрязной шубе, с вечно набитым
Национально государе таенная идеология
Цвейг С. Избр. произв. В 2 т. М., 1957. Т. 2. С. 566.
до изжоги брюхом и отвращением ко всякой гражданской ответственности и самодеятельности, что далеко оставит за собою буржуазию западную. В этом отношении, итожит И. Тургенев, мы все сидим в одном мешке, и никакого за нами «специального слова» не предвидится.
3. Многократно усиленные отечественным критическим сознанием аргументы И. Тургенева переходят в самобичевание. И вот у нас в массе клянут и самих себя, и прошлое, превращаясь в незадачливых фрагеллантов, ивот говорят о неуемных конях Апокалипсиса, под личиной революций, репрессий, насилия, катастроф скачущих по нашим пенатам.
Бремя земного горя — неотвратимо ли его витание над Россией? Отказано ли судьбой россиянам в счастье? Все мы — наша страна, ее люди — у времени ли мы в плену или безнадежно ушли на дно времени? Всякую формулировку замыкают внушительные вопросы, однако до их снятия безотносительно ко всему верится: как бы ни был настойчив жаждущий Полифем, он не получит нас, Россию, в жертву.
Идиома вторичиости, заемности, отсутствиясамодостаточности. Метафора коллажной сборки устоев, институтов,правил российской жизни исходя из пересаживания на нашу почву элементов соседской экзотики безосновательна. Существуют общецивилизационные завоевания человечества. Та же НТР, переход к производству «человеческих способностей» влечет развал бюрократизма, монополизма, централизма, одновариантно-узколобого администрирования, обусловливает правовой тип межсубъективного взаимодействия на началах индивидуализма и легитимности (высокоинтеллектуальный квалифицированный труд требует самозабвенной инициативы, полной автономии, безусловной свободы). Следовательно, возможно говорить о недоцивилизованности, социальной, экономической, правовой, политической недоразвитости России, но в этом нет никакой обреченности.
Идиома межеумочности России, мечущейся между Западом иВостоком. «Проклятейшей» именует проблему «Россия — Запад» В. Ходасевич. Однотипная квалификация уместна и относительно проблемы «Россия — Восток». Занимают ли русские срединное положение в этническом ряду евразийских народов; являются ли они «объединительным племенем»? (Объединительным по отношению к кому?) Нужен ли поворот к Европе, обоснован ли схожий поворот к Азии? Справедлив ли лозунг «Лицом к Европе, а Восток в сердце»? Что означает соображение «срединности» в смысле онтологическом? Чем вообще выступает «срединность» кроме хромоты на обе ноги?
Все эти вопросы не имеют ответов без предпосылочной фиксации российских национальных интересов, во имя чего жить, бороться за существование,
341;1 Раздел VI Я
без предварительного отказа от некритического приятия якобы кем-то! уготованной нам участи.
Популярной сегодня евразийской модели правильно адресовать доводя В. Вейдле: насколько серьезно в случае России говорить об Евразии, а в Я случае Испании, культура которой столь же синтетична, не говорить о Ев-Яроафрике или замалчивать феномен Турции, в континентальном отноше-~Ш нии также являющейся Евразией. Релевантен и троп: Азиопа.
Идиома непостижимости. Внедренное В. Тютчевым изящное смысло- щ вое клише рациональной невыразимости, умонепостижимости России:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить —
достаточно декларативно: оно нейтрализуется пускай менее изящным, но 1 поэтическим же клише:
Порывов чувства не унять,
Но чтобы истину промерить,
В Россию мало только верить,—
Россию нужно понимать.
Данная идиоматика дополняется проблематикой.
Проблема онтологии России. Ответ на вопрос: «что есть Россия?» — § влечет веер позиций с соответствующими толкованиями державных линий. 1
1. Крайний и вырожденный случай: Россия — империя, превышающая | размеры СССР, включая Польшу, Финляндию, проданную на 99 лет Аляску. 1
2. Случай, в политическом отношении тождественный подходу «нацио- 1 нал-патриотов»2: Россия географически совпадает с контурами бывшего Союза.
3. Случай, соответствующий взглядам «демократов»3: Россия —то, что \ есть в настоящем после анонсирования СНГ.
4. Радикальный случай, навеянный привязкой государственности к чис- i тоте этноса: Россия — то, что может быть после обособления Великорос- .-сии из нынешней России .
Итак: многонациональная империя или моноэтническое унитарное госу-дарство?Федерация или конфедерация? Движение в створе этих дихотомий дастотсутствующую доныне модель государственной идентичности России.
2 Использование данного термина обусловлено соображениями тактико-оперативными, а не академическими.
1 Аналогичное связано с обращением к данному термину.
ш
I___________________Национально государственная идеология
*. Проблема идентичности национального духа (нерефлектируемый ;стройжизни, завязанный на обычаи, традиции, условности, образцы об-дцения, устои, стандарты поведения, типовые реакции ипроявляемый в .типологических фигурах деятельности, оценках восприятий событий, ме-.жиндивидном взаимодействии),имея в виду наш исконный полиэтнизм, поликонфессионализм, присущий нашему характеру максимализм, заставляющий во всех жизненных вопросах ставить дилемму «или все, или ни-
: чего»,антиномичность душевного склада, неблагоприятный социально-исторический шлейф, идущий от бесконечных противостояний, войн, кризисов, столкновений. Поражает факт: по сю пору у нас нет апологети-
i ки, а есть не всегда глубокая и честная критика российского разума.
Геополитика. В текущий момент взамен двух демонтированных по-
' лярных военных центров складываются три социально-экономических и политических центра: Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион, объединяющаяся Европа. Опять Россия попадает в ситуацию транзита. С позиций стратегии межгосударственных взаимодействий просматриваются такие неравнозначные тенденции.
1. Интеграция — целенаправленная активная кооперация на базе формирования свободных экономических пространств. В 1993 г. берет начало единый европейский рынок — 12 стран ЕЭС (350 млн человек); становится и обширная европейская экономическая зона — к свободной торговле подключается еще 7 стран (всего 380 млн. человек). 31 декабря 1993 г. открывается североамериканское пространство свободной торговли (370 млн человек). Следовательно, рушатся национальные перегородки, размываются границы (без отмены делимитации) без ощутимого обострения межнациональных отношений (португальцев в Люксембурге уже больше, чем «коренных» граждан).
2. Дезинтеграция — целенаправленная активная автаркия на базе хозяйственного, политического, социально-экономического коллапсирования. Для России и бывших республик быть едиными — значит быть сильными, быть разделенными — значит быть слабыми. Это воистину императив географии, опыта и здравого смысла. Между тем, как и прежде, вопреки всему у нас разбивают просеку на очередную звезду. Теперь звезду националистическую.
Оценка разности навигации державных судеб подводит к великому перечню проблем, требующих осмысления. Каковы причины распада огромного государства? Имеют ли его части резервы для самовоспроизводства? Должен ли соблюдаться примат национального перед государственным? Когда завершится хаотический период interregnum (междкцарствие)? В чем противоядие от национальной агрессии и гегемонии? Где пути эволюции,
343Раздел VI
Национально-государственная идеология
совместимые с нашей теперешней трансформацией? Существует ли логика больших геополитических пространств и смирится ли она с разрывом славянского братства, развалом оправданного веками здорового мутуализма славяно-тюркских народов? Как относиться к неоднозначным проектам Великороссии, Турана, мусульманской линии от Китая до Дцрана, магометанской дуги от Турции до Татарстана (за счет слияния нахичеванского анклава с основным Азербайджаном в обмен на Нагорный Карабах)?
Хронополитика. Принадлежность гражданина, страны географической размерности есть конкретная инкарнация, достигаемая в результате выбора, автопоиска. Отсюда модернизационные программы на основе вестернизации (истернизации) должны опираться на ясное понимание того, что ни Запад, ни Восток в различных точках своих мировых линий неоднородны: они изначально дифференцированы. О какой именно Европе и о какой Азии говорят проекты европеизации или азиатчивания России?
В развитой Японии, к примеру, промышленный спад, тогда как в привычно отсталом Китае намечается 10% годового роста. В благополучных Англии и Германии обостряются проблемы национальных меньшинств. В Швейцарии, Швеции, Финляндии официально признан кризис. Кризисные пороки не от лени, не от свободно недостаточного, как полагал Л. Карсавин, слабого, замедленного движения к 6oi"y, а от вещества существования, проявляющего своенравную, нерационально-стихийную (структурные, циклические разбалансы) натуру.
Сказанное предъявляет дополнительный счет и западническим призывам «химического пути» (Д. Писарев) в капитализм, и славянофильским пасторалям соборно-гармонической жизни. И в тех, и в других понятиях бытия нации — вакуум. Заслуга Запада — демократизм и индустриализм, на коих произросло (кстати, заходящее в тупик) либеральное общество потребления: достижение Востока (также небездефектное) — традиционность и государственность. Но совместима ли капитальная западная ценность — атомарность индивида — с нашей соборностью?
Связываема ли воинствующая традиционность Востока с нашей терпимостью?
Индикаторы высот цивилизованности — не отрешенные абсолюты как таковые, а удовлетворительный стиль жизни, включающий гарантии самореализации. Откуда же вытекает, что рынок и демократия в западном исполнении — апофеоз?
Россия как подлунное тело первой звездной величины достойна автономной концепции собственного величия, крепящегося на подвижном балансе «родного и вселенского».
Проблема консолидации. Известно пророчество О. Шпенглера, что XX век пройдет под знаменем национализма. В створе этой установки — модель органической демократии, предполагающей достижение чистоты этноса. Не пускаясь в отвлеченные споры, на уровне эмпирического обобщения выведем такой интересный факт. Существовала Римская империя и существовали тщеславные планы ее реставрации, о чем говорит внушительный ряд, представленный именами Фридриха II, Карла V, Наполеона, Гитлера. Ничего не вышло. Не вышло по причине несовместимости этносов. Если принять без критики данное объяснение, Россия как многонациональная страна должна распасться на ряд этнически гомогенных ядер. В ситуации диффузного российского мира это маловероятно: в национальных автономиях проживает подчас большинство русских; одновременно в исконно русских землях — в границах того же Московского княжества — 300 тыс. одних татар. Таким образом, имперострои-тельство шло в России не по этническому, конфессиональному, а космополитическому, веротерпимому признаку, что исключало мессианское подавление нерусских народов и позволяло России за всю свою историю не дробить, утрачивать, а наращивать, приобретать территории.
Национализм — нелеп, как физика для брюнетов. До сих пор он справедливо расценивался как вполне брутальное, жизнепарализующее начало. Что сейчас? И в деле развала СССР, и в деле современного государственного обустройства России проступают националистические мотивы. Взять вопрос прав субъектов федерации: почему у республик, где большинство проживающих — русские, больше прав, чем у относительно однородных русских областей? В чем смысл нашей договорной федерации?
Силы былой России в жесткой государственности (под которой раньше скрывалась репрессивность, а теперь созданы условия легитимной точности и строгости), воссоздания которой требует логика строительства России новой. Восстановить государственность. Но как? Быть может, отказываясь от прилагательного «национальный» и акцентируя существительное «нация»?
Проблема онтологии российской жизни. Имеется натуральное и домашнее хозяйство. В России превалировал именно второй тип, что поддается идентификации однозначной. Но на вопрос: в силу каких обстоятельств возник данный нехарактерный уклад, своеобразный гигантский домострой? — до сих пор ответить не удавалось. Отсюда, мы в полной мере не представляем, что такое русская общинность и какова ее роль в инспирации наших этнокультурных признаков.
Раздел VI_____________________________________________________щ
6.2. МИР ИДЕОЛОГИИ
Проблема спецификации идеологии как типа духовного освоения дей-Яствителыюсти вполне традиционпа для рефлексивного сознания. Пафос ее щ продиктован необходимостью представлять гносеологическую исоциаль-1 ную природу и предназначение идеологии перед лицом понимания (под-щ крепленного всем историческим опытом человечества) многомерности, я неоднозначности ее проявления, влияния на бытие общества и личности, 'Я способ их взаимодействия в социальном целом.
Идеологична ли жизнь, жизненна ли идеология, каков отличительный| баланс их функций в системе вершения истории экзистенциального твор- щ чества? Развернутое в такой плоскости отношение идеологии и жизни Щ (реальности) приобретает достаточно остро звучащую не только позна-1 вательную, но и политико-гражданскую проблему. Предметное ее обсу- 1 ждение предполагает прежде всего выяснение теоретико-познавательно- 1 го статуса идеологии, а имея в виду ритуальность сочетания «научная I идеология» и науки как характерных таксономических единиц, — обо- | собленных отсеков ментального производства, которые связаны с авто- | номными самодостаточными ролевыми реализациями индивидуальных 1 общественных существ. В обыденной лексике понятие «идеология» употребляется для обозначения свода взглядов на реальность, способы ее ос- Ϊ воения, трансформации с позиций целей, ценностей идеалов, принятых 1 различными субъектами социокультурной жизни начиная с индивида, группы, класса, общества, сообщества и кончая человечеством в целом. В зависимости от принимаемого в расчет уровня субъективности социо- I логическое наполнение «идеологии» поэтому варьируется: с каждым подобным уровнем сопрягается совокупность идей, выражающих специфи- ■ ческие человеческие восприятия и отношения к действительности, j Последнее справедливо и относительно двух крайних точек: существует идеология индивида, как правило, однако, не представляющая ценности для анализа; существование общечеловеческой планетарной идеологии хотя и оказывается пока нереализованным, на деле вовсе не запрещено и, возможно, принадлежит будущему. Отсюда, резюмируя, правильно утверждать, что фиксирующая, отражающая и выражающая многоразличные субъективные интересы «идеология» (во всяком случае до сего дня) аттестует формы партикулярного, кружкового, т. е. всегда частичного сознания. От прочих модификаций последнего и в особенности образований массового, повседневного сознания идеологию отличает устойчивость: модели объективных ориентации, самоутверждений, действий и последствий в социуме достигают здесь степени прочности предрассудка, что
К-____________________Национально-государе таенная идеология
К является следствием всесторонней обработки, стереотипизации обыденно-Вгосознания, итогом немалых пропагандистских усилий.
tl С гносеологической точки зрения идеология выступает типом удостоверения и признания содержания (истины) по недостаточным объективным (сообщающим универсальность) и достаточным объективным (идущим от особого характера субъекта) основаниям. В этом — внутренняя общность, родственность идеологии вере, также оказывающейся способом признания содержания (истины) с позиции лишь частной убежденности в его (содержания) справедливости.
Воспользуемся данным выводом для углубления в существо темы. Отсутствие достаточных объективных (опирающихся на доказательство, 'обоснование, экспертизу, проверку) и наличие достаточных субъективных ""'(персональные ожидания, прозрения, антиципации) оснований для признания чего-то истинным делают идеологию разновидностью тенденциозного, нарочитого, умышленного, «себе на уме», нагруженного сознания. Такому сознанию присущи: — спекулятивность — своеобразный примат идей, воспаряющих над реальностью и производных от нее интересов. Продуктам, фрагментам и компонентам сознания, идеям в пределах идеологии уготавливается автономная, конституирующая функция с полным игнорированием земных источников и условий их (идей) возникновения. Идеи превращаются в руководящий, направляющий, определяющий относительно действительности параметр;
— иллюзорность — отсутствие рефлексии и понимания реальных источников идей на фоне демонстрации предметов такими, какими они идеологам кажутся, означает абсурдизацию действительности, изображаемой в * превращенном, перевернутом виде, точно в камере обскуре. По этой при-
[j чине идеологический процесс есть творение человеческой головы, в корне своем мистификаторский, ложный; — догматичность — идеологическое сознание — фокусированное; отправляющемуся от исходных (незыблемых, априорных) принципов идеологу главное — остаться им (принципам) верным, проявить преданность, неотступничество. Идеологу хватает стоицизма не менять своих мнений даже о вещах, которые его огорчают. И в этом смысле, вопреки Марку Аврелию, идеолог в полной безопасности от них. Идеолог невозмутим и неколебим. Душа его безмятежна4, вращается в модальности de dicto, иредопределяю-
4 Перефразируя Зощенко, можно сказать: идеолог со смещенной душой — это потеря квалификации,
347Раздел VI
Национально государственная идеология
щей: а) подмену позитивных исканий методологией. Идеолог представлен в позиции перстуказующего: не проводя исследований, он поучает, как надлежит проводить их; б) превращение теории в разновидность прожектерского сознания. Прожектерство — модификация сектанства. Отгороженное от жизни плотно закрытыми дверьми безоглядного доктринерства, подобно сектанству, оно занято выработкой ответов на никем не поставленные и не заданные вопросы; в) отсутствие радикальности, под которой разумеется способность понимать вещь в ее корне. Мысль идеолога скользит точно но маслу, ибо ищет он не там, где требуется искать, а где светлее. Он не анализирует, а спрягает, согласует, связывает и увязывает, дефилируя по поверхности и останавливаясь у первой неоднозначной версты, дабы самоисчерпаться, утратить интенцию на постижение глубинных смыслов происходящих событий. Он говорит о чем угодно много и преимущественно хорошо, однако далек от сопоставления причин со следствиями, прослеживания сущностных связей наглядно данных частей с природой целого;
— апологетичность — будучи субъективно ориентированным типом духовного производства, ввиду локальности, идеология мало-помалу утрачивает способность реалистичного рассмотрения,— чем дальше, тем больше отходит от фактической природы вещей, превращается в искаженное отображение, иллюзию. Неспособная к изменению, прогрессивной самокоррекции согласно требованиям жизненных реалий идеология становится безоглядной защитницей принятой (заданной) линии. Нестыковка с действительностью, контрпримеры, явные и скрытые противоречия, неувязки до мозга костей враждебны идеологии, но ею не принимаются: не реальность порождает на свет идеологию, а идеология —реальность. Чем капитальней рассогласования, тем тверже, несокрушимей идеология. По самой сути своей она противостоит критицизму и в данном отношении сближается с мифом; процесс идеологического творчества становится процессом производства идеологем, смыкается с мифотворчеством;
— авторитарность — обслуживая частные субъективные интересы, идеология приписывает им всеобщность, выдавая за универсальные. Именно по этой причине идеология не терпит диссиденства, инакомыслия. Беспрекословное, слепое подчинение бытия — данному виду сознания, практики — данному множеству идей, реальности — данной совокупности принципов — подлинное и окончательное кредо идеологии. Идеология вездесуща, воинствующа, всепроникающа, действует по закону железной трубы, имеющей два конца и не оставляющей выбора: либо с нами, либо против нас;
— репрессивность — подведение явлений под искусственные доктри-нальные схемы не может не сопровождаться профилактической опричной работой: ведь если ложь — принцип, то насилие — метод. Проявляя экспансивную сущность и адресуя установки массам, идеология подталкивает их к соответствующим перекройкам (перестройкам) действительности, связанным с насильственным принятием экзистенциальных, поведенческих, мыслительных стандартов, правил общежития, способов жизни. Несогласные как слой искореняются. В практической амбициозности, предвзятости, силовой нетерпимости скорее запуститьдоктрину в реальность, исходя из логики борьбы и условий, а не требований объективного обстояния дел заключается глубинная агрессивность идеологии, берущей на вооружение наиболее прямолинейный и одновременно тривиальный метод развязок каких бы то ни было проблем — метод Александра Македонского.
Как видно, идеология, представляя сорт превращенного отображения действительности, оказывается продуктом политипических симбиозов догматизма и начетничества, лицемерия и утопии, застойности мысли и узости интеллекта, рассогласованности слова идела, тенденциозности и агрессивности и т. д. Индуцируемые идеологией дереализация и дезориентация духовности, разумеется, опасны, однако не в них одних дело. Гораздо опаснее то, что, овладевая массами, идеология реализует себя как мощная материальная сила — сила, отличающаяся воинственностью ислепотой. Идеология, следовательно, используя оборот Ортеги-и-Гассета, не просто объявляет шах истине, не просто деформирует познание ипрактику. Идеология, в точном смысле слова, обладает ί нуральной убойной силой — на деле она разбивает жизни и судьбы общества иопекаемых им людей.
6.4. МИР НАУКИ
Мир науки (знания) весьма обширен, разветвлен. Но есть в нем нечто позволяющее различать общую основу его составляющих. Это нечто — специфический гносеологический этос (множество ценностей, правил, предписаний, стандартов, канонов, императивов), задающий и регулирующий сам ход освоения предметности, генерации результатов, отстаивания убеждений, отношений к коллегам, наследию. Здесь сконцентрирована своеобразная «порождающая грамматика» тех конкретных, крайне различных, переменчивых идей, концепций, теорий, действий, которые в богатстве своем образуют динамический массив реальной науки.
Раздел VI
Гносеологический регламент науки, таким образом,— свод жестких, точно фиксируемых требований к формам получения, удостоверения и признания продуктов духовного творчества (истин). В отличие от прочих видов интеллектуальных занятий в деле разыскания истины наука руководствуется началом достаточного основания. Согласно последнему в науку (в идеале) допускаются лишь всесторонне апробированные, выверенные, подвергшиеся экспертизе единицы познания. Отсюда наука как знание есть строгая и точная истина, взятая с обоснованием
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 448;